Развитие политических воззрений Древнего Рима находилось под заметным влиянием древнегреческой философско-политической мысли. Фундаментально отправные политические концепции (особенно платоновские и аристотелевские идеи о смене форм государственного правления, о единстве закона и справедливости, морали и политики, идеи о государственном управлении на основе учета обычаев и традиций) получили свое конкретное воплощение в зачаточных формах в теориях «естественного» и «договорного» права.
Творческое использование этих теорий сочеталось с развитием оригинальных новых положений с учетом собственно римских традиций.
Так, у известного греческого историка Полибия (210-112 до н. э.) в его монументальном труде «Всеобщая история в сорока книгах» мы находим первое представление о совершеннейшей государственной форме правления — смешанной, образованной из соединения элементов монархии, аристократии, демократии, которая, по его мнению, могла стать прообразом государственного устройства Римской республики.
У Тита Лукреция Кара (99-55 до н. э.) мы находим мысли о социальной роли политической деятельности как главного условия сохранения «договорного» права и укрепления этических норм человеческого сообщества. Как сторонники «естественного» и «договорного» права, Полибий и Лукреций связывали их возникновение с определенной стадией развития государственности. «Естественное» право (неписаный закон), основанное на общей для всех природе разума, формирует сообщество людей — государство. Конструктивным материалом его устойчивости и зрелости все более становятся совершенствующиеся нравы (мужество, долг, способность выстоять во всесокрушающих превратностях судьбы и т. п.), добрые обычаи и законы общества. Именно они и составили суть справедливости как синонима общепризнанного «естественного» права — высшего мерила регулирования сложившихся политических отношений между гражданами государства. Это в конечном итоге определяло и достоинство государственного образования.
Развитие Полибием и Лукрецием на римской почве исходных древнегреческих идей о «естественном» и «договорном» путях общественного устройства (правда, в зачаточной форме) получили свое конкретное воплощение в философско-правовом учении Цицерона, в теории римского права, ставшей к тому времени специфической наукой — юриспруденцией.
В условиях римской действительности юриспруденция приобретает не только научное достоинство, но и значение политической практики. Особенно в эпоху эллинизации Рима (I в. до н. э.), в эпоху интенсивной интеграции римской и греческой культур (греческой духовности и римской гражданственности), она все глубже проникает в зарождающее политическое сознание римского общества, становится главным руководством государственного строительства Римской империи, инструментом создания ее институциональных политических структур.
Учитывая обусловленность политических воззрений римских мыслителей, с одной стороны, развитием социально-политических отношений различных слоев римского населения (патрициями и плебеями, нобилитетом и неимущими, оптиматами и популярами, свободными и рабами), с другой — перестройкой политического механизма в имперскую эпоху, связанной с заменой республиканской формы правления (VI-I вв. до н. э.) режимом императорской власти и государственным культом правящего императора (I в. до н. э.), попытаемся разобраться с вопросом о том, какое влияние оказали ведущие политические силы (в том числе и оппозиция — в лице раннего христианства) на формирование структур власти в политической системе римского общества. В связи с этим проанализируем политические идеи одного из крупных идеологов римской аристократии — Марка Тулия Цицерона. В отличие от Аристотеля, философия политики у Цицерона больше направлена на выполнение гражданских функций, на воспитание патриотических мотивов поведения конкретных граждан общества (особенно молодежи). Философско-политические размышления великого оратора и политического деятеля несут в себе элементы рационалистического, прагматического начала. Рассматривая конкретного человека в связи и зависимости от общественных, политических отношений, а государство как «достояние народа», опираясь на римскую героическую традицию с ее нормами долга, он подчиняет философию политике, видя в ней средство «возделывания души» — формирования у граждан чувства долга, обязанностей перед державой (трактат «Об обязанностях»).
В начале I тысячелетия н. э. Луций Сенека с позиции чистой нравственности и нравственного долга обосновал идеал свободного человека. Его знаменитые «Нравственные письма к Луцилию», «О блаженной жизни» оказали нравственно-политическое влияние на формирование христианской теологии.