Особенности политических воззрений Древнего Рима

Развитие политических воззрений Древнего Рима находилось под заметным влиянием древнегреческой философско-политической мысли. Фундаментально отправные политические концепции (особенно платоновские и аристотелевские идеи о смене форм государственного правления, о единстве закона и справедливости, морали и политики, идеи о государственном управлении на основе учета обычаев и традиций) получили свое конкретное воплощение в зачаточных формах в теориях «естественного» и «договорного» права.

Творческое использование этих теорий сочеталось с развитием оригинальных новых положений с учетом собственно римских традиций.

Так, у известного греческого историка Полибия (210-112 до н. э.) в его монументальном труде «Всеобщая история в сорока книгах» мы находим первое представление о совершеннейшей государственной форме правления — смешанной, образованной из соединения элементов монархии, аристократии, демократии, которая, по его мнению, могла стать прообразом государственного устройства Римской республики.

У Тита Лукреция Кара (99-55 до н. э.) мы находим мысли о социальной роли политической деятельности как главного условия сохранения «договорного» права и укрепления этических норм человеческого сообщества. Как сторонники «естественного» и «договорного» права, Полибий и Лукреций связывали их возникновение с определенной стадией развития государственности. «Естественное» право (неписаный закон), основанное на общей для всех природе разума, формирует сообщество людей — государство. Конструктивным материалом его устойчивости и зрелости все более становятся совершенствующиеся нравы (мужество, долг, способность выстоять во всесокрушающих превратностях судьбы и т. п.), добрые обычаи и законы общества. Именно они и составили суть справедливости как синонима общепризнанного «естественного» права — высшего мерила регулирования сложившихся политических отношений между гражданами государства. Это в конечном итоге определяло и достоинство государственного образования.

Развитие Полибием и Лукрецием на римской почве исходных древнегреческих идей о «естественном» и «договорном» путях общественного устройства (правда, в зачаточной форме) получили свое конкретное воплощение в философско-правовом учении Цицерона, в теории римского права, ставшей к тому времени специфической наукой — юриспруденцией.

В условиях римской действительности юриспруденция приобретает не только научное достоинство, но и значение политической практики. Особенно в эпоху эллинизации Рима (I в. до н. э.), в эпоху интенсивной интеграции римской и греческой культур (греческой духовности и римской гражданственности), она все глубже проникает в зарождающее политическое сознание римского общества, становится главным руководством государственного строительства Римской империи, инструментом создания ее институциональных политических структур.

Учитывая обусловленность политических воззрений римских мыслителей, с одной стороны, развитием социально-политических отношений различных слоев римского населения (патрициями и плебеями, нобилитетом и неимущими, оптиматами и популярами, свободными и рабами), с другой — перестройкой политического механизма в имперскую эпоху, связанной с заменой республиканской формы правления (VI-I вв. до н. э.) режимом императорской власти и государственным культом правящего императора (I в. до н. э.), попытаемся разобраться с вопросом о том, какое влияние оказали ведущие политические силы (в том числе и оппозиция — в лице раннего христианства) на формирование структур власти в политической системе римского общества. В связи с этим проанализируем политические идеи одного из крупных идеологов римской аристократии — Марка Тулия Цицерона. В отличие от Аристотеля, философия политики у Цицерона больше направлена на выполнение гражданских функций, на воспитание патриотических мотивов поведения конкретных граждан общества (особенно молодежи). Философско-политические размышления великого оратора и политического деятеля несут в себе элементы рационалистического, прагматического начала. Рассматривая конкретного человека в связи и зависимости от общественных, политических отношений, а государство как «достояние народа», опираясь на римскую героическую традицию с ее нормами долга, он подчиняет философию политике, видя в ней средство «возделывания души» — формирования у граждан чувства долга, обязанностей перед державой (трактат «Об обязанностях»).

В начале I тысячелетия н. э. Луций Сенека с позиции чистой нравственности и нравственного долга обосновал идеал свободного человека. Его знаменитые «Нравственные письма к Луцилию», «О блаженной жизни» оказали нравственно-политическое влияние на формирование христианской теологии.

Ключевые слова: Политика, Древний Рим
Источник: Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева История политических учений: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. — СПб.: Питер, 2012. — 432 с.
Материалы по теме
Политические идеи римских стоиков
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева История политических учений: Учебник для вузов....
Политические идеи римских юристов
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева История политических учений: Учебник для вузов....
Основные политические идеи Цицерона
Исаев Б.А. - Политология в схемах и комментариях (Учебное пособие) - 2009
Сущность политического лидерства как института власти
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
Основные парадигмы (теоретические подходы) политических культур современности
Пусько В.С. (ред.) - Политология. Учебное пособие - 2014
Религиозные представления и понятия Древнего Рима
История религии. В 2 т. Т. 1 : учебник для бакалавров / под ред. И. Н. Яблокова. — 4-е изд...
Истоки либеральной дворянской идеологии. Екатерина II
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Определение политической культуры и политического сознания
Политология. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. — 184 с...
Оставить комментарий