Особенности и этапы философии Средневековья

Философия Средневековья — это преемница античной философии, однако она во многом отличается от нее, вырабатывает свои собственные принципы, представляет собой специфический способ философствования. Эта философия — результат рефлексии многих выдающихся умов этого периода развития европейской цивилизации, среди них Августин Аврелий, который причислен к лику святых (в католической религии он известен как святой Августин, а в православной как Августин Блаженный, 354—430), Эриугена (810—877), Ансельм (1033—1109), Абеляр (1079—1142), Роджер Бэкон (1214—1292), Фома Аквинский (святой Фома в католической религии, 1225—1274), Дунс Скотт (1266—1308), Оккам (1285—1349), а также представители восточной философии этого периода: Аль-Фараби (870—950), Ибн-Сина или Авиценна (980—1037), Ибн-Рушд или Авэрроэс (1126—1198), влияние которых на развитие европейской средневековой философии было довольно значительным. Заметим, что многие труды античных философов были восстановлены для европейской культуры благодаря переводам с арабского.

У нас нет возможности рассмотреть широко в персоналиях средневековую философию в лекциях, поэтому рассмотрим ее концептуально, а более подробно рассмотрим только доктрины Августина Аврелия и Фомы Аквинского.

Хронологически средневековая философия связана с феодализмом (V—XV вв.). Однако заметим, что ее начала лежат еще в Древнем мире. И речь идет не только об идейной, теоретической их связи, но и о хронологии. Что касается идейной связи, то мы могли в ходе предыдущих лекций заметить, что именно античные мыслители выработали почву для теоцентризма. Теоцен-тризм — это доктрина, утверждающая, что источником всякого бытия, блага и красоты является Бог, а высшее предназначение человека — служение Богу. Обоснованию идеи теоцентризма, единого Бога способствовала именно античная философская традиция с ее достаточно строгим стилем изложения, доказательностью, умением обосновывать единый логический принцип; учением о Едином как о благе. Все это было впоследствии использовано христианскими теологами и философами. В Средневековье философия в значительной степени была сочетанием античной философии и теологии, хотя, как мы уже отметили, ей были присущи и специфические черты, о которых речь будет еще идти в этой лекции.

Что касается специфики хронологической связи античной философии и философии и теологии Средневековья, то она заключается хотя бы в том, что один из отцов теологии и христианской философии Августин Аврелий жил и создавал свои труды еще в период, относящийся к Древнему миру, а логически он являлся основателем патристики; его идеи, несомненно, принадлежат средневековой философии.

Рассмотрим сначала учения, а точнее, философскотеологические доктрины Августина Аврелия и Фомы Аквинского и при этом сформулируем основные черты средневековой философии в целом.

Однако прежде чем перейти к персоналиям, уместным будет еще одно предварительное замечание. Поскольку идеи средневековой философии формировались на основе христианства, то идеологические проблемы христианства повлияли на изменение проблематики философии. Верным будет и обратное утверждение: христианство на первых этапах своего развития испытывало потребность в античной философии, хотя и остро соперничало с античным мировоззрением в начале нашей эры.

Доктрина раннего христианства занималась преимущественно этической проблематикой, в меньшей степени была философией в полном смысле понимания этой науки. Только во II веке появились первые попытки соединения религии и философии. Эта тенденция проявилась в движении так называемого гностицизма. Гностиками называли тех представителей христианства, которые уже не были удовлетворены тем, что христианство основывается на слепой вере, а стремились придать этой вере теоретическое обоснование, понимали необходимость углубить христианство, превратив его в своеобразную теорию о Боге, в теологию. Для этого был один, пожалуй, путь: соединить религию и знание, религию и науку, применить методы науки для обоснования догматов религии о сотворении мира, о сверхъестественной сущности и всемогуществе Бога и т. п.

Одним из наиболее известных гностиков был Валентин, живший во II веке. Первоначально гностицизм представлял собой религиозно-философское движение и эклектическое смешение идей христианства с платонизмом, неоплатонизмом, стоицизмом и даже с идеями религий Ближнего Востока. Гностицизм во многом исходил из религиозно-мифологических представлений Востока (элементы еврейских, вавилонских, персидских, египетских и др. представлений). Согласно гностицизму, борьба света и тьмы, добра и зла имеет универсальное космическое значение. Оно проявляется в борьбе материи (зла) с духом (добром). Зло происходит от материи, а добро от Бога.

Справедливости ради надо признать, что гностицизм появился раньше христианства, однако впоследствии он использовался отдельными представителями христианства. Исходным пунктом, объединившим гностицизм и христианство, было признание путешествия Иисуса в мир. Основные тезисы гностицизма:

  • идея возможности познания Бога;
  • крайний дуализм Бога и мира; мир есть результат творения Бога, Бог — существо вечное, как и добро. При этом добро имеет божественную природу, а зло происходит из материи. Существует две вечные причины: Бог и материя. Из Бога истекают низшие души, называемые «зонами». Наинизший зон — демиург — Иегова; а позже появляется высший эон — Иисус и дополняет творения Иеговы;
  • дуализм души и тела человека;
  • люди делятся на пневматиков, которые будут спасены, и обычных верующих, предназначенных на гибель. Уже в гностицизме получила развитие теодицея, т. е. доктрина о происхождении и значении зла в мире. Как можно объяснить то, что зло существует в мире, хотя Бог — добр, справедлив, всемогущ и т. п.? Эта идея очень важна и в христианстве. Как решается этот вопрос в христианской религии, мы рассмотрим в этой лекции несколько позже, а в гностицизме и в манихеизме рассмотрим сейчас.

В III в. появилось учение, получившее название манихеизма, создателем которого был Мани (по-гречески Майес). Согласно его науке существует два Бога — хороший и плохой, которые постоянно борются друг с другом. Соответственно существуют и два государства, сложенные из эонов. Одно из них — злое, является следствием материи.

Оба эти течения, гностицизм и манихеизм, христианством были признаны чуждыми, и это защитило европейскую культуру от проникновения в нее идей восточной культуры.

Христианская философия, следовательно, начиная со II века выросла из двух исторических посылок — идей христианской религии преимущественно этического характера, и античной философии, прежде всего древнегреческой. Именно из этой философии были заимствованы и адаптированы для потребностей религии основные понятия, на основе которых было создано теоретическое обоснование сверхъестественной сущности Бога — теология. Христианская философия — это синтез основных догматов христианской религии и древнегреческой философии. Из философии христианская теология заимствовала: концепцию Бога как причины, а цели жизни — из аристотелизма; концепцию, согласно которой духовный мир выше мира материального, — из платонизма; идею, что материальный мир проникнут миром духовным, — из стоицизма; отрицание ценности чувственного и рационального познания — от скептицизма.

Христианская философия в период Средневековья прошла два этапа развития.

Первый этап — патристика, этап деятельности отцов христианской религии (padre — отец) от II до VI в. н. э. Наиболее значительным достижением этого этапа была философско-теологическая система Августина. Это было, как мы уже отметили раньше, и последним достижением античной философии и культуры, и одновременно первым весьма существенным достижением философии, теологии и культуры Средневековья, поскольку с этого времени начинает отсчет новая философия и новая культура Европы — христианская.

В период патристики были заложены основы христианской религии — основные ее догматы, патристика также характеризуется деятельностью т. н. апологетов, защитников христианства от римского государства, которое преследовало христиан.

Второй этап — схоластика (IX — конец XV в. ). Философия этого периода развивалась в различных школах (отсюда и название этого этапа развития христианской философии), таких как Сорбонна, Оксфорд, университеты Италии. Средневековые университеты свое обучение основывали на изучении семи вольных наук и теологии; философия в этот период исполняла служебную роль по отношению к теологии, была своеобразной «служанкой богословия». К наукам, которые были обязательными для изучения в средневековых университетах, относились: гуманистические — грамматика, риторика и диалектика; естественно-математические — арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Эти свободные науки составляли содержание низшего уровня обучения, и их задачей было приготовить студентов к высшему уровню образования — обучению в области теологии. При этом ведущее значение в подготовке к изучению теологии занимала диалектика в древнегреческом понимании этой науки как искусства споров и дискуссий. Потребностям теологии было подчинено и содержание философии. Считалось, что задачей философии должно быть рациональное толкование истин религии. Именно толкование, а не открытие, поскольку это было привилегией Святого письма (Библии) и церкви. Схоластическая философия обязана была отыскивать доказательства (аргументы) бытия Бога и аргументы против врагов религии и церкви. Для этого была выработана специальная схоластическая методология, которая должна была помочь людям понять истины религии и не допустить сомнений в них. Эта истинность, в принципе, не нуждается в доказательствах, поскольку она предначертана сверху, идет от Бога, и религия, вообще говоря, не очень нуждается в философии — так утверждалось в схоластике.

Отличительными чертами схоластики являлись оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное подчинение религиозным идеям, схематичность, назидательность и учительство (поучение). Для схоластики Библия — это нормативный документ и абсолютная истина.

Специфическим для схоластики было наличие двух главных направлений — номинализма и реализма, между которыми на протяжении нескольких веков шел спор о сущности т. н. универсалий — общих понятий. Спор шел о том, являются ли общие понятия, например, такие как «дом», «человек», «конь», вторичными или они первичны, т. е. существуют самостоятельно.

Номинализм — это доктрина схоластической философии, согласно которой самостоятельным, реальным бытием обладают только единичные вещи. А универсалии — это только имена (лат nomina — имя) для обозначения групп сходных предметов, процессов, явлений, т. е. универсалии вторичны, они являются результатом абстрагирующей деятельности человеческого сознания.

Реализм — это доктрина схоластической философии, согласно которой универсалии (общие понятия) по отношению к конкретным предметам являются первичными, они обладают самостоятельным бытием, а единичные вещи (этот дом, другой и т. д.) вторичны, они временны, преходящи, в то время как универсалии вечны.

Номинализм — это отражение материалистического направления в философии, он мог привести к подрыву религиозного догмата о первичности духовного и вто-ричности материального.

Ключевые слова: Средневековье, Философия
Источник: Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы классической философии. — М.: Прометей, 2018. — 457 с.
Материалы по теме
Теоцентризм философии Средневековья. Особенности патристики и схоластики
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Арабская средневековая философия
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Философская мысль эпохи Средневековья и Возрождения
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие (курс лекций, проблемно-тематическийкурс,...
Философия Августина Аврелия
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Философия Фомы Аквинского
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Средневеково христианская культура Западной Европы
Монина Н.П., Культурология
Социальное неравенство как философская проблема
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с....
Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Оставить комментарий