Фома Аквинский (1224—1274 гг.) родился в семье богатого землевладельца, графа Ландорфа в Аквинах, небольшом городке недалеко от Неаполя. Уже в 5 лет был отправлен на учебу в монастырь бенедектинцев в Монте Кассино. Отец надеялся, что его сын (а он был седьмым ребенком в семье) изберет для себя духовную карьеру. Орден бенедиктинцев был довольно известным и богатым.
В возрасте 15 лет Фома становится студентом Неапольского университета и изучает семь свободных наук и философию Аристотеля с тем, чтобы подготовиться к изучению теологии. Однако незадолго до окончания университета он неожиданно для отца и семьи переходит из монашеского ордена бенедиктинцев в орден доминиканский, который в сравнении с первым был очень бедным. Отец хотел препятствовать этому переходу и обратился за содействием даже к римскому папе, однако Фома не изменил своего решения. Вскоре по решению генерала ордена доминиканцев Яна Тевтонского Фома должен был отправиться в Париж, чтобы изучать там теологию. Однако эту поездку пришлось отложить на год, так как уже в начале дороги он был схвачен братьями и по решению отца, по существу, стал лишенным свободы передвижения и жил в родовом замке. Несмотря на протесты семьи, через год Фома выехал в Париж, поскольку семья была вынуждена с этим согласиться.
В Париже Фома постигал теологию, слушал лекции Альберта Великого, которые пользовались такой большой популярностью у студентов, что слушатели не помещались в большой аудитории, и Альберт Великий часто читал свои лекции на площади. Это был широко образованный человек, который глубоко знал имеющиеся труды об Аристотеле и даже написал свои, одним из первых начал использовать идеи Аристотеля для систематизации христианского учения. Возможно, что именно от Альберта Великого у Фомы Аквинского появился интерес к изучению наследия Аристотеля, а затем и к использованию его идей при разработке собственной философско-теологической системы.
После окончания учебы Фома Аквинский получил степень магистра теологии, прочитал несколько учебных лекций и мог работать преподавателем в университете, однако академическая карьера его не интересовала. Он начал свою писательскую деятельность. Кстати, коллеги по университету дали ему кличку «молчаливого быка», т. к. он не очень охотно участвовал в студенческих дискуссиях, отличался грузной фигурой, высоким ростом. Эта кличка соответствовала и его характеру: был он исключительно трудолюбивым, медлительным, его отличали фундаментальность, железная логика, непреодолимая воля и упорство. Пожалуй, никто из его коллег не мог представить, каким исключительно плодовитым писателем, отличающимся пытливым умом, живым, творческим интеллектом, станет Фома Аквинский.
В жизни, как это было предписано уставом доминиканцев, Фома Аквинский был необычно скромным человеком весьма умеренных потребностей (передвигался почти всегда пешком). В 1259 году был отозван папой римским Урбаном IV в Рим.
Римская курия сумела рассмотреть в Фоме человека исключительно способного, который может адаптировать учение Аристотеля к потребностям религии и развить на его основе новую теологию. Фоме Аквинскому удалость реализовать эту задачу: он реформировал средневековую теологию при опоре на учение Аристотеля. Два его главных произведения носят энциклопедический характер — это «Сумма теологии» (незавершенное сочинение), в которой разрабатывается догматика католической христианской теологии, и «Сумма философии, или сумма против язычников», направленная преимущественно против арабской философии. Кроме этого, Фомой Аквинским были написаны комментарии ко многим произведениям Аристотеля; «Вопросы» — книга, которая содержит полемические рассуждения о вопросах теологии, наброски диспутов и рассуждений учеников в форме тезисов, замечаний, сомнений и пр. Написаны также трактаты из области права, философии государства и т. д.
Фома Аквинский обладал необыкновенной памятью, он мог цитировать по памяти практически всю Библию. Работа, которую он выполнил в течение жизни, огромна; по объему написанного он сравним с Аристотелем. Сохранившаяся рукопись «Сумма философии» свидетельствует о чрезвычайной тщательности Фомы Аквинского, некоторые слова он поправлял до пяти раз.
Фома Аквинский был не только гениальным писателем, но и гениальным религиозным деятелем. Он был необычайно скромным человеком и отказывался от многочисленных предложений по занятию высоких должностей в религиозной иерархии. Некоторое время занимался преподавательской деятельностью; затем в порядке исключения был послан для работы профессором Парижского университета, однако вернулся через три года в Италию в качестве ректора университета (1272 год).
Умер Фома Аквинский в 1274 году во время пешего путешествия в Лион на Собор иерархов церкви. Несмотря на сомнения, которые высказывались некоторыми высшими иерархами католической (латинской) церкви, папа римский Ян XII канонизировал его как Святого Фому.
Основные тезисы философско-теологической доктрины Фомы Аквинского:
1. Фома Аквинский использует и адаптирует для потребностей религии учение Аристотеля о субстанции, о материи и форме, о потенции, актуализации (акте).
2. Причиной возникновения и существования всего сущего Фома Аквинский считал Бога. Бог вечен, является абсолютно совершенным духовным существом, заключающим в себе всю полноту бытия в виде идей как образцов, по которым он из ничего сотворил природу.
3. В решении вопроса о материи и форме Фома Аквинский придерживался учения Аристотеля, освободив это учение от элементов материализма. Форма первична, она есть созидающее творческое начало, а материя вторична, она только субстрат, в котором потенциально существуют возможные вещи. Форма актуализирует эту потенцию, т. е. делает их тем, чем они есть в действительности. Фома Аквинский называл субстанциями единичные вещи. Они доступны как чувственному, так и рациональному познанию. В субстанции, как видно из сказанного, выделяется то, что есть основа их единства — форма, и то, что является основой их множественности — материя. Фома Аквинский ограничивает и формирует то, что ограничено и сформировано, т. е. материю. Различает возможность и реальность, потенцию и акт.
4. В вещах (субстанциях) Фома Аквинский различает сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию) как актуализацию сущности и потенциальности. Сущность так относится к существованию, как потенция к акту.
5. О свободной воле Бога Фома Аквинский говорит, что только ею Бог руководствовался, когда сотворял мир через актуализацию вечных идей в действительность.
6. Вещи (субстанции) существуют реально, их бытие в мире самостоятельно и конкретно. Такая позиция может трактоваться как реализм.
7. Мир — это упорядоченная иерархия разнообразного бытия. Источником гармонии этой иерархии является Бог, только он является единственно самодостаточным бытием, ибо существует сам по себе, у него нет внешней причины, он сам для себя причина производящая и причина существования всех других форм бытия. Бог — это вечное бытие, он неизменен, нематериален, и только у Бога сущность и существование совпадают.
В фундаменте существующей иерархии лежит чистая бесформенная материя, элементарные стихии, такие как воздух, вода, огонь. Затем следует неживая материя, растения, животные, человек, а еще выше ангелы (Фома Аквинский выделяет 9 кругов), а на вершине иерархии — чистая форма, или форма всех форм, т. е. Бог. Следовательно, в этой иерархии идет постепенное уменьшение материальной составляющей и возрастание духовной (формальной) составляющей.
8. В антропологии Фома Аквинский утверждал, что человек — это единство, ансамбль тела, которое в смысле субстанциональном является материей, и души, которая является для тела формой. Если Августин, сторонник дуализма в учении о человеке, противопоставляет тело и душу, то Фома Аквинский говорит об их неразрывном единстве. У Августина душа после смерти покидает тело, а Фома Аквинский утверждает, что душа человека состоит из трех частей: жизненной (вегетативной), чувственной и эмоций (животная часть души) и разумной (мыслящей души). Душа неразрушима, поскольку всякое разрушение есть отделение формы от материи, но душа — это чистая форма, и после смерти тела душа может существовать и далее.
Подчеркнем еще одно отличие взглядов Фомы Аквинского на человеческую душу. Он утверждал, что каждая душа сотворена Богом одновременно с человеком и не существует до человека. О человеке как бытии, складывающемся из души и тела, рассуждает Фома Аквинский в «Сумме теологии» так. Выражение «Человек есть душа» можно понимать двояко. Согласно первому значению этого выражения душа — это человек, взятый вообще, а этот конкретный единичный человек не является душой, а является бытием, возникшим из соединения души и тела. Например, Сократ говорит об этом потому, что некоторые в понимании рода (вида) разумеют только форму, а материю понимают только как часть личности, но не часть вида. Но такое понимание не может считаться истинным. К виду относится то, что содержит в себе определение. А в дефиниции предметов материального мира содержится не только форма сама по себе, но форма вместе с материей. Следовательно, в предметах окружающего мира частью вида является материя, правда, не материя, количественно определенная, являющаяся основой личностного, а материя вообще. Следовательно, значение выражения «человек единичный» указывает на то, что он состоит из данной индивидуальной души и из тех телесных составляющих и костей. Так и в понятии «человек вообще» мы понимаем существо, сложенное из души, составляющих телесных и костей.
Во втором смысле выражение «Человек есть душа» означало бы то, что данный единичный человек есть данная единичная душа.
9. В теории познания Фома Аквинский исходит из того, что в познании участвуют и чувства, и разум, который обрабатывает то, что постигнуто чувствами. Чувства внешне ответственны за контакт человека с внешним миром. После этапа чувственного начинается рациональное познание.
В «Сумме теологии» Фома Аквинский характеризует познание чувственное и познание рациональное следующим образом. Познавать вещи, которые имеют бытие материальное, дело для нас натуральное, поскольку наша душа, с помощью которой познаем, — это форма какой-то материи. А душа имеет две возможности познания. Одна — свойство телесное. И для него натурально познание вещи с помощью чувств как чего-то особенного, единичного. Другая познавательная возможность — это разум, который не является свойством чего-то телесного. С помощью разума мы можем познавать вещи как общие, и этим разум превосходит чувства.
Человек может познать сущность вещей, а их существование не достижимо для человека.
10. В этике Фома Аквинский считает, что все сотворенное Богом есть благо. Никакое бытие не называют злом, поскольку является бытием (сотворенным Богом — В. С.), а зло есть зло, поскольку оно является недостатком бытия; так человека называют злым, если у него недостает добродетели, а глаз называют злым, если у него недостаток быстроты зрения, замечал Фома Аквинский в «Сумме теологии». Наряду с уже рассмотренными нами проблемами взаимоотношений добра и зла, их источников Фома Аквинский утверждал, что целью стремлений человека является счастье. Условием счастья является, во-первых, удержание равновесия между тем, что телесно (материально), и тем, что духовно. Он выделил теологические добродетели — вера, надежда, любовь, а также наиболее важные, кардинальные добродетели — мудрость, справедливость, отвага и умеренность. Теологические добродетели присущи самому Богу, а для человека эти добродетели являются даром божьим.
11. Фома Аквинский уделил внимание и правовой проблематике. В частности, он выделил три вида права:
- право вечное — это законы, установленные Богом, которые управляют миром;
- право натуральное — это вечное право, отраженное в разуме человека;
- право человеческое — это, в свою очередь, натуральное право, действующее в общественной жизни.
12. Важное значение в учении Фомы Аквинского занимает его наука о гармонии веры и разума. Он усовершенствовал идею двойственной истины, которая развивалась Ибн Рушдом (Авэрроэсом), и приблизил ее к потребностям теологии. Фома Аквинский утверждал, что разум способен рационально доказать бытие Бога и отклонить возражения против истин веры. Его рассуждения по этому поводу следующие: догматы христианства, веры не противоречат умозаключениям философии, однако они не следуют из философских аргументов и не являются основанием для философии.
Оптимальное отношение между теологией и философией — гармония. Однако если между ними возникает противоречие, то вывод может быть лишь один — ошибается разум. Истины веры выше истины разума.
Задачи науки — это объяснение закономерностей мира. Фома Аквинский допускает достижение человеком объективного, истинного знания. Однако даже познание, которое может достичь знания объективного и истинного, не может охватить все. Есть такая область — область самых существенных христианских таинств, в которую разум проникнуть не может (триединство, воскресение, божественное откровение, благая весть, которые содержатся только в вере). Эти истины стоят выше разума, но не противоречат ему. Истина может быть только одна, ибо происходит от Бога.
Философия и другие науки должны служить вере, теологии тем, что религиозные истины они толкуют в категориях разума и опровергают ложные аргументы против веры.
Приведем размышления Фомы Аквинского из «Суммы теологии» о философии и теологии, о том, что философия должна выполнять роль служанки богословия (теологии).
Разные взгляды, которыми мы познаем предметы, приводят к разнообразию наук. К выводу, что земля круглая, приходит и астроном, и естественник, но астроном с помощью математики, т. е. понятий, оторванных от материи, а естественник при помощи средств, связанных с материей. Поэтому не стоит мешать, чтобы теми же вещами, о которых размышляют философские науки в той степени, насколько эти вещи доступны познанию с помощью света разума врожденного, занималась и другая наука, которая познает светом откровения. Отсюда теология, которая является наукой святой, отличается от той теологии, которая принимается за часть философии. Теология может перенимать нечто от философских наук не потому, что это для нее необходимо, а для лучшего понимания тех вещей, которые предлагает. Она не приемлет своих оснований от других наук, а только непосредственно от Бога через откровение; и не черпает из других наук, как из высших, а пользуется ими как низшими и починенными (служебными).
Она использует их не по причинам собственной недостаточности, а в связи с недостатками нашего разума, который лучше понимает то, что говорят науки, чем то, что выше разума.
13. Выражение «Бог существует», как утверждал Фома Аквинский, не является очевидным для каждого человека, и поэтому это утверждение нужно доказать. В «Сумме теологии» Фома Аквинский приводит пять таких доказательств (иногда их называют аргументами о существовании Бога, а иногда трактуют как «пять дорог к Богу»). Приведем их в лекции.
Первое доказательство Фома Аквинский указывает на изменения, происходящие в мире, и аргументирует, что все, что движется, приведено в состояние движения чем-то другим, а поскольку не может существовать бесконечная цепь причин без начала, то следует признать существование неподвижной причины, или Бога.
Второе доказательство рассматривает конкретные причины изменений, происходящих в мире, и Фома Аквинский утверждает, что должна существовать причина, которая есть Бог, поскольку ни одна другая причина не может быть причиной для самой себя.
Третье доказательство основано на том, что некоторые вещи возникают и исчезают, т. е. они являются не необходимыми, а случайными, и отсюда нужно допустить, что существует бытие необходимое как источник бытия вещей случайных. И эта необходимость является Богом.
В четвертом доказательстве Фома Аквинский замечает, что некоторые вещи мы признаем более совершенными, лучшими, чем другие вещи, и утверждает, что существование различных степеней совершенства позволяет имплицировать мысль о том, что существует наивысшее, наисовершеннейшее бытие, которое является условием существования (бытия) менее совершенных вещей, а чистым совершенством является сам Бог.
Пятое доказательство исходит из того, что каждое органическое тело стремится к какой-то цели, являющейся добром, а значит, должно существовать такое разумное бытие, благодаря которому все вещи имеют свои цели, т. е. Бог.
Конечно, современному человеку некоторые из этих доказательств кажутся наивными, спорными, однако нужно помнить, что они были сформулированы в XIII веке и, например, тогдашнее представление о конечности и бесконечности мира нельзя сравнивать с нынешним.
Фома Аквинский до сегодняшнего дня считается одним их наиболее влиятельных теологов и христианских философов религии, хотя при жизни Фомы Аквинского его философско-теологическая система критиковалась, и прежде всего приверженцами августинианства. Это касалось его чрезмерной приверженности аристоте-лизму, который представлял, по мнению августиниан, языческую религию и не соответствовал христианскому учению. Более того, в этой борьбе дошло даже до того, что в Париже и в Оксфорде в 1277 году были осуждены некоторые тезисы из его «Суммы теологии» и наложен временный запрет на чтение его произведений, однако ортодоксальность интеллектуального наследия Фомы Аквинского была подтверждена причислением его к святым католической церкви.
С этого времени начал отсчет развития томизм, или направление философии, начала которой были заложены Фомой Аквинским. С 1567 года римский папа Пий V рекомендовал изучать его философию во всех католических университетах, а в конце XIX века энцикликой папы римского Леона XIII философия Фомы Аквинского была провозглашена официальной философией римской (латинской) христианской религии — католицизма. В Риме основана Академия св. Фомы. В энциклике папы римского Иоанна Павла II (Кароля Войтылы) сказано о непреходящей новизне мысли св. Фомы из Аквин и подчеркнута его мысль о гармонии между разумом и верой.
Заметим, что в оценке средневековой философии существуют две взаимоисключающие друг друга позиции. В первой, критической, подчеркивается ее бесплодность, оторванность от жизни, «схоластичность», но обсуждение и рассмотрение проблем в ней основывались исключительно на дедуктивном методе, как подчиненные по отношению к теологии положения философии. Другая позиция, которая представлена преимущественно в религиозной философии Западной Европы, наоборот, акцентирует внимание только на позитивной оценке этой эпохи развития философского мышления. Как всегда, истина — это золотая середина. Средневековье не является глухим или пустым периодом в истории развития философии; конфликты, споры, противоречия в это время принесли много ценного, стимулирующего развитие философии. Особое значение в этот период имеет номинализм с его критикой универсалий, самостоятельного бытия общих понятий и утверждением объективного существования исключительно единичных вещей, их первичный по отношению к общим понятиям характер.
Номинализм опосредованно поставил под угрозу положение теологии, христианской философии и авторитарное положение церкви в обществе и государстве. Он предшествовал и способствовал отделению философии и частных наук от теологии и изменению их подчиненного положения по отношению к теологии, переходу к новому статусу в Новое время.