Философия Августина Аврелия

Августин Аврелий родился в 354 г. в Тагасте в Нумидии (Северная Африка). Это была одна из провинций Римской империи. Отец его был представителем Сената Римской империи в этой провинции, человеком среднего достатка, по религиозным убеждениям — язычником, близким к манихеизму. Мать — Моника — была горячей христианкой и длительное время прилагала огромные усилия, чтобы обратить своего сына Августина в христианство, однако это удалось лишь тогда, когда сыну исполнилось 33 года.

Достаточно рано Августин покинул родительский дом, чтобы получить образование. Он обучался риторике в Карфагене, Риме, Милане. Образование в области риторики позволило бы ему в будущем занять место среди чиновников римской империи. В сравнительно молодом возрасте он вступил в гражданский брак с женщиной, которая родила ему сына Адеодата. Изучая труды Цицерона, увлекся философией, хотел изучить ее, чтобы познать истину; сначала увлекся манихеизмом, затем последовательно скептицизмом, неоплатонизмом, который через учение Платона приводит Августина к религиозной вере. В возрасте 33 лет он путешествует вместе с матерью и сыном Адеодатом в Италию. В Милане посещает службу в костеле, слушает проповеди христианского проповедника Амвросия. Эти проповеди произвели на него неизгладимое впечатление, и он с учетом мнения матери, которая давно об этом мечтала, и под влиянием епископа Амвросия вместе с сыном принимает крещение. Немного позже он был посвящен в сан священника, возвратился на родину и исполнял разные религиозные функции вплоть до сана епископа Гиппо. Умер Августин Аврелий в 430 году.

Августин Блаженный, кроме исполнения функций лица духовного на различных церковных должностях, был еще очень плодовитым религиозным писателем. Самые известные его сочинения — это «Исповедь» и «Град Божий». Кроме того, Августином написаны произведения «Против академиков» (посвящено полемике с представителями Академии Платона), «О бессмертии души», «О свободной воле», «О святой Троице» и др. Влияние этих произведений на дальнейшее развитие христианской теологии и христианской философии невозможно оценить. Его увлечение философией, в частности изучение трудов Платона, и знание неоплатонизма привели его к выводу, что эта философия весьма близка христианской религии, и он многие идеи платонизма адаптировал к потребностям христианской религии и теологии.

Основные положения философско-теологической доктрины Августина следующие:

1.    Мир сотворен Богом из ничего по образу идеальных экземпляров, которые были в Божественном разуме.

В этом утверждении содержится важнейшее у Августина (и в христианстве в целом) учение — креационизм (от лат. creatio ex nihilo — творение из ничего). Это одна их основных идей христианства. Сотворение мира Богом состоялось вследствие его всемогущества. Отсюда следует наличие у Бога свободной воли, поскольку мир сотворен им из ничего актом божественного замысла, следовательно, Бог обладает разумом. Он не только Всемогущ, но и Сверхмудр. Из креационизма следует еще принцип монизма: есть только одно первоначало — Бог. Он подлинный Творец бытия. Он вечен, неизменен. Из положения о творении мира из ничего следует еще и экземпляризм — доктрина, что в божественном разуме имелись образцы будущих вещей, предметов, процессов, они совершенны и неизменны, вечны. Сотворенный же мир вещей — подвижен, преходящ, изменчив, а следовательно, не так ценен, как подлинное бытие.

Представляют интерес и рассуждения Августина о времени, приведенные в его «Исповеди». На вопрос, что есть время, он замечает, что если нужно ответить на этот вопрос спрашивающему, то он не знает, что ответить. Однако убежден и знает, что если бы ничего не проходило, то не было бы времени прошедшего. Если бы ничего не приходило нового, то не было бы времени будущего; а если бы ничего не было, то не было бы времени настоящего. Эти две части времени (прошлое и будущее) каким-то образом существуют, поскольку прошлого уже нет, а будущего еще нет. Настоящее же, если бы всегда было настоящим, не уходило бы в прошлое и было бы уже не временем, а вечностью. Значит, настоящее есть время только потому, что его не будет. Не можем, следовательно, говорить, что время есть, если не добавляем к этому, что оно стремится к тому, что его не будет. Отсюда Августин делает вывод, что ни прошлое, ни будущее не существуют. Точнее, надо говорить, что есть присутствие вещей прошлых, присутствие вещей настоящих и присутствие вещей будущих. Эти три части времени существуют в душе, но никто нигде их не видит. Присутствие вещей прошлых есть в памяти, присутствие вещей будущих есть в ожидании, а присутствие вещей настоящих есть в восприятиях. Если так воспринимать вещи, то можно утверждать, что эти три части времени существуют, хотя мы здесь опираемся на привычку. Не надо только думать, что прошлое еще существует, а будущее уже существует.

2.    Бог сотворил мир из абсолютного ничего. При этом Августин утверждал, что Бог сотворил мир сразу, единовременно, в одно мгновение. Поэтому шесть дней творения мира, о которых говорится в Священном Писании, — это только аллегория для того, чтобы люди лучше поняли величие этого божественного акта творения. Сначала Бог создал из ничего бесформенную материю, а затем создал все материальные вещи по образцу своих вечных и совершенных идей (образцов, экземпляров). Здесь мы можем заметить противоречие, так как, с одной стороны, сотворение мира — это мгновение, а с другой, он все-таки сначала сотворил бесформенную материю и только потом создал действительный мир с его многообразными вещами, предметами и т. д.

3.    Августин противопоставляет мир действительный, мир несовершенных, преходящих, временных вещей совершенному, вечному, неизменному миру высшего бытия.

Существование каждой вещи в действительном мире — это более или менее совершенная копия идеального экземпляра, который находится в божественном умысле. Следовательно, подобно Платону, Августин рассматривает вещи двояко: с одной стороны, вещи действительного мира, которые временны, несовершенны, а с другой стороны, вечные, совершенные, неизменные образцы этих вещей, находящиеся в божественном разуме и являющиеся прототипами вещей первого мира.

4.    Августин является автором так называемого «христианского оптимизма». Поскольку все, что существует, сотворено Богом, постольку все есть добро. А какова причина существования зла в мире? Зло — это недостаток добра. Подобно как голод есть недостаток пищи, нагость — недостаток одежды, темнота — недостаток света, болезнь — недостаток здоровья, так и зло — недостаток добра. Отсюда вывод: наш мир наилучший, и все в этом мире есть результат действия божественной доброты, а сам Бог сверхблаг. Источник зла не в мире, а в человеке, оно есть результат греха, совершенного человеком. В «Учебнике для варваров, или о вере, надежде и любви» Августин рассуждает о зле, которое он определяет как недостачу добра: болезнь или раны для тела живых существ являются ничем другим, как недостатком здоровья. Если обеспечим их лечение, тогда зло в виде болезни и ран не будет присутствовать в теле, они отходят от него, они перестают существовать. Болезнь и раны — это не субстанции, а ошибки субстанции; если тело считать субстанцией, в сущности, чем-то добрым, то отклонениями от добра будут эти ошибки, т. е. они есть недостаток добра, которое является здоровьем.

5.    Теория познания Августина тоже очень похожа на гносеологию Платона. Чувственное познание он считал недостаточным для познания, оно дает нам знание только о явлениях вещей, но не о самих этих вещах: оно дает возможность получить некоторое знание, но только о внешнем мире, в то время как человек должен стремиться анализировать и познавать внутренний мир: «Не выходи на мир, обратись к самому себе, внутри человека живет истина», — писал Августин. Разум — это движение мысли, благодаря чему мы можем различать и связывать между собой вещи, которые познаем. Очень редко случается, чтобы люди шли за этим проводником к познанию Бога и души, которое есть в нас и всюду, и это потому, что трудно углубиться в себя тому, кто зашел далеко в делах, связанных с познанием чувственным. Эту мысль Августин изложил в произведении «О порядке». Философия, по мнению Августина, это наука о Боге и душе. Человек должен стремиться познать Бога и больше ничего. Аргументом для этого служит та же идея, что и у Платона: истины, вечные и неизменные, существуют только в божественном разуме (у Платона — в мире идей), и только они могут быть должным предметом познания.

Человек благодаря разуму может постичь эти истины в форме «интеллектуального озарения», однако только благодаря Богу. Такое познание возможно не для всех людей, а только для избранных, для одухотворенных, которых Августин называет пневматиками. Бог освещает для этих людей дорогу к истине, подобно как солнце освещает человеку, имеющему зрение, дорогу к восприятию вещей, которые в темноте человек не видит. Источник света есть Бог, и только благодаря божьей ласке человек может познать истину. Такая концепция в философии получила название иллюминизма.

В учении о критерии истины Августин формулирует вопрос «Какая дорога ведет человека к истине?» и отвечает на него: «Вера». «Поверь, чтобы познать; поверь, чтобы понять». Не существует ни одной истины, если в нее не веришь. Такое учение (критерий истины — вера) получило название фидеизма.

6.    Августин обосновывает и доктрину теоцентризма: Бог является вечным и неизменным Бытием, источником добра, истины, прекрасного, причиной и целью всякого бытия и человеческого познания.

7.    В антропологии Августин развивает концепцию дуализма тела и души. Человека он определял как связь души и тела, в которой душа использует тело, она выше, совершеннее тела. Она вечна, нематериальна, бессмертна, доминирует над телом. Только душа способна познать Бога, а тело и чувства мешают познанию. Душа — это бытие, созданное Богом по своему подобию. Бог не обращается к человеку как к созданию телесному, материальному. Человек слышит не телом, а душой. Бог обращается к той части человека, которая в нем лучшая и лучше которой только сам Бог. Христианская вера учит, что человек создан по образу и подобию Бога. Для того чтобы с большим доверием человек мог стремиться к истине, сама Истина, Бог и сын Божий, принявший образ человека без утери своей божественности, установил и утвердил тезисы веры (догматы — В. С.), чтобы открывать человеку дорогу, которая благодаря Богочеловеку ведёт человечество к Богу. Таким посредником между человеком и Богом является человек Иисус Христос. Он есть человек, посредник и является благодаря этому дорогой к Богу. Для того чтобы иметь единственную, полностью безопасную от блуждания дорогу, нужно иметь того, кто бы одновременно был Богом и человеком: Богом как целью, к которой нужно стремиться, человеком как дорогой к этой цели. Эти мысли о душе, о ее роли в познании Бога, о душе, созданной по образу и подобию Бога, о дороге к познанию Бога через разум изложил Августин в центральном своем труде «О граде Божьем».

8.    Во взглядах на общество Августин разработал концепцию существования двух миров (государств), в которых живет человек. В «Граде божьем» он пишет, что жизнь человека в земном (посюстороннем) мире — это только мгновение, это жизнь, назначение которой — подготовить человека к жизни вечной, блаженной, беззаботной в его истинном Отечестве, в граде Божьем, в потустороннем мире.

В книге «О христианской науке» Августин называет жизнь человека путешествием из земного мира в вечное и истинное Отечество человека: мы путешественники, и благодаря этому путешествию мы хотим положить конец нашим несчастьям в земной жизни своим возращением домой. Для этого нам необходимы транспортные средства, земные или морские, которыми необходимо воспользоваться, чтобы вернуться в свое отечество, которому должны радоваться. Если путешествие по этой дороге возможно повозкой или лодкой и оно нам настолько понравилось, что мы не спешим его завершать, тем самым мы отдаляемся от истинного Отечества, сладость которого могла бы сделать нас счастливыми. Так, путешествуя к Господу в этой смертной жизни, если стремимся вернуться в истинное Отечество, где можем быть счастливыми, то должны только пользоваться этим земным, посюсторонним миром, а не радоваться ему. Дело в том, что невидимые приметы Бога стали видимыми для разума благодаря его деяниям, т. е. чтобы мы на основе вещей материальных и телесных могли понять то, что вечно и духовно.

9.    Августин учил, что философия — это наука о стремлении человека к Богу. Она учит человека, что не следует доверять тому, что видят смертные глаза, что дают нам любые чувства, надо относиться к этому с презрением. Философия предназначена показать нам ясно истинного и скрытого Бога и дает эту возможность благодаря тому, что сам Бог освещает нам эту дорогу через тучи. Философия не должна касаться нашего мира, она должна быть направлена на другой, духовный мир («Против академиков»).

10.    Основополагающими догматами христианской религии являются догмат творения и догмат откровения.

  • Догмат творения, кроме уже отмеченного нами ранее (мир сотворен Богом из ничего; творение мира есть результат акта божественной воли), содержит в себе дополнительно такие идеи: природа не может творить сама себя; подлинным бытием является только Бог; единственным творческим началом во Вселенной является только Бог; сотворенный Богом мир вторичен; не существует четкой границы между Богом и его творением.
  • Догмат откровения заключает в себе следующие идеи: мир можно познать, только познав Бога; Бог доступен для познания не для всех людей, а только для избранных; хотя Бог не познаваем для многих людей, он сам разрешил познать себя через откровение — Библию; именно чтение и толкование Библии — единственный способ познания Бога; Бога можно познать только благодаря вере.

11.    Важное значение в теологической системе, созданной Августином, имеет проблема спасения (избавления). Августин пишет, что только Бог решает, кто будет спасен, т. е. условием спасения является Божья милость, его ласка.

12.    В этическом учении Августина отрицается свобода воли у человека, она не может быть согласована с божьей лаской, поскольку все поступки человека, его судьба для человека иррациональны, от него совершенно независимы, ибо все предусмотрено и предначертано свыше. Воля человека не способна что-либо изменить. Никто из людей не только не виноват, но даже не может быть недовольным своей судьбой, поскольку все это предопределено свыше.

Доктрина, согласно которой Богом все предопределено в этом мире, и все существующее есть результат божественного предвидения, называется провиденциализмом.

13.    Августин декларирует как вечное право частной собственности его нерушимость и отсюда выводит и вечность принадлежности человека к тому или другому социальному слою в иерархии божественного порядка.

Августин занимает в теологии такое же место, какое в европейской философии занимает Платон: это начало христианской теологии, и все последующие теологи будут, несомненно, обращаться к его наследию. В его учении сформулированы совершенно новые идеи:

  • разработана система монотеизма;
  • сформулирован оригинальный взгляд на философскую проблему времени;
  • создана оригинальная доктрина теории познания;
  • предпринята первая попытка введения и анализа такой проблематики, которая может быть определена как философия истории.

Августин Аврелий первым среди христианских мыслителей и отцов теологии (представитель патристики) создал целостную философско-теологическую систему, которая стала доктриной христианской религии и церкви вплоть до XIII века, т. е. до создания новой доктрины, автором которой был Фома Аквинский.

Ключевые слова: Философия, Средневековье
Источник: Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы классической философии. — М.: Прометей, 2018. — 457 с.
Материалы по теме
Теоцентризм философии Средневековья. Особенности патристики и схоластики
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Арабская средневековая философия
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Философская мысль эпохи Средневековья и Возрождения
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие (курс лекций, проблемно-тематическийкурс,...
Особенности и этапы философии Средневековья
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Философия Фомы Аквинского
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Экзистенциальная философия Николая Бердяева
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Особенности русской философской мысли и российского ментальности
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с....
Философия Востока и ее принцип самосовершенствования
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий