Русскоязычные мигранты, приезжающие сегодня в страну постиндустриального общества, сталкиваются, наряду с общими классическими трудностями адаптации в условиях новой социокультурной и языковой среды, с рядом специфических особенностей.
Эти особенности психологической адаптации связаны с изменениями, которые произошли в традиционном укладе общества. Уклад общества перестал быть традиционным, в отличие от стран бывшего СССР, в условиях которого родились, выросли и социализировались русскоязычные мигранты. Изменения ценностных ориентаций, возрастающая мобильность, индивидуализация и плюрализм, свойственные «текучему обществу», вызывают ряд дополнительных трудностей в общей картине психологической адаптации.
Рассмотрим более подробно некоторые синдромы изменений в принимающем обществе и реакцию эмигрантов на них.
Синдром возрастающей мобильности
Привычные образцы мышления и поведения эмигрантов первого поколения в условиях «текучего общества» перестают быть эффективными. Например, требования к постоянным изменениям как в бытовой, так и в профессиональной сфере заставляют многое менять в укладе их жизни. Русскоязычные эмигранты первого поколения отличаются определенной ригидностью и привыканием к «насиженному гнезду». Уклад их прежней жизни практически исключал переезды и частые смены места работы. Иногда несколько поколений жили в одном и том же доме с одной и той же мебелью и вещами.
Оксана С., 54 г.: «Сейчас мы должны менять квартиру на более дешевую, так как квартплата выросла за 4 года на 460 евро. Для меня это ужасно, так как я привыкла к своей квартире, обустроила ее под себя. Подружилась с соседями. Как теперь я буду в другом районе? Что делать с мебелью и цветами?»
Это определяло свои микро- и макрогруппы социальных контактов, чувство стабильности. При этом работа, как правило, была связана с определенным предприятием или учреждением и не требовала разнообразных курсов повышения квалификации, переквалификации или многочисленных проектов по определенной тематике. Уклад жизни эмигрантов был относительно привычным. В условиях «текучего общества» они вынуждены подвергаться постоянным изменениям.
Эмигранты второго поколения, воспитанные в стране эмиграции и окончившие там школу, чувствуют себя значительно увереннее. Однако у некоторых из них — в случае культурологического конфликта с родителями и со страной исхода — наблюдается ощущение оборванных корней.
Синдром социальной изоляции
В связи с тем, что привычные формы жизни и трудовой деятельности в принимающем обществе изменяются, а новый уклад жизни и порядок не успевает складываться, эмигранты оказываются в полной растерянности.
С одной стороны, они переживают ожидаемую невостребованность на рынке труда, а с другой стороны — страх из-за потери привычных жизненных стандартов и непредсказуемости будущего.
Многие немецкие ученые говорят о процессе «радикальной индивидуализации», когда человек постоянно должен подстраиваться под краткосрочный, незащищенный опыт работы, под постоянные риски. При этом рушатся структуры, которые были основаны на долгосрочности и длительности.
Возникает масса сетеподобных структур, в которых человек должен гибко приспосабливаться на короткое время и вновь искать себе рабочее место.
Такие формы трудовой деятельности создают совершенно другой стереотип межличностных отношений, когда не успевают складываться профессиональные и человеческие контакты на работе. Все это вызывает дополнительные трудности в процессе социально-психологической адаптации русскоязычных эмигрантов, ориентированных, как правило, на эмоциональную и социальную поддержку коллег по работе. Таким образом, несмотря на наличие работы, многие эмигранты испытывают социальную изоляцию.
Синдром изменения ценностных ориентаций
Начиная с середины 80-х годов ХХ века произошла смена парадигм, изменилась структурная общественная динамика, вызванная процессами индивидуализации, плюрализации, миграции, глобализации и всеобщей информатизации. Смена парадигм привела к смене ценностных ориентаций, которая выражается в девальвации традиционного набора ценностей: семейные устои и полоролевые нормы поведения, воздержание, скромность, прилежание, аккуратность, трудолюбие послушание, вера в Бога и т. д.
Благодаря процессам плюрализации, возникли новые представления о нормальности и отклонении, о правильной и доброй жизни.
Подобное изменение ценностей предъявляет повышенные требования и к отдельным индивидуумам, ожидая от них толерантности, понимания и принятия новых норм поведения и общественных устоев. Невыполнение этих обязательств может привести к конфликтам, стигматизации и социальной изоляции.
Русскоязычные эмигранты чаще всего являются представителями традиционного общества и традиционных ценностей, поэтому они отстают, как правило, от представлений о нормальности и отклонении, существующих в современном постиндустриальном обществе. Это часто вызывает внутреннюю конфронтацию, конфликты с детьми и также ведет к социальной изоляции мигрантов.