Философия — неотъемлемая часть общей (материальной и духовной) культуры человечества. Наиболее полно охарактеризовать место и роль, которую она играет в жизни общества, можно через анализ её функций, т. е. круга задач, которые она выполняет в развитии общества и культуры. Философия представляет собой многофункциональное явление, но особое значение имеют две функции: мировоззренческая и методологическая.
Мировоззренческая функция заключается в том, что философия, как и наука вообще, вооружает людей знанием всеобщих законов развития мира, пониманием мира и человека как единой сложной системы. Эта функция проявляет себя в формировании современной научной картины мира.
Методологическая функция философии связана с выработкой системы способов и приёмов объяснения, изучения мира. Философия служит общей методологией для частных наук. Овладение научным мировоззрением и методом в их неразрывном единстве — важнейшая цель изучения философии в рамках программ высшего профессионального образования. Впрочем, не следует игнорировать и целый ряд других функций.
- Гносеологическая функция — познание объектов, процессов и явлений окружающего мира, всех типов систем (их свойств, отношений, законов), выявление условий достоверности и истинности философского знания.
- Практическая функция — формирование общественного сознания (менталитета) для подготовки и осуществления изменений в материальной и духовной сферах, создания новых способов и средств деятельности, поступательного развития техники и технологий.
- Социально-культурная функция — развитие социальных институтов, повышение уровня образования и воспитания населения отдельных стран, регионов и человечества в целом.
- Информационная функция — хранение информации, воспроизводство и обеспечение общества новой информацией.
- Прогностическая функция — использование научных знаний для осуществления природных и социальных прогнозов, надёжного предвидения новых явлений и событий, проектирование желательного будущего и способов его достижения.
- Творческая функция — максимальное раскрытие и развитие творческого потенциала личности и общества.
- Инновационная функция — использование научных знаний и научной деятельности для развития инновационной экономики, создания новых потребительских стоимостей (товаров — вещей, услуг, работ) и удовлетворения разнообразных человеческих потребностей.
- Аксиологическая функция — основа социально-культурной ориентации людей, их подхода к оценке явлений современности с позиции «высоких духовных ценностей (Истина, Свобода, Творчество, Благо)».
Сознательное, мотивированное и кропотливое овладение философией выступает основой развития природно-культурного потенциала личности, её микрокосма, элементы которого представлены на следующем рисунке:
Человек является одновременно потребителем и производителем. Он «берёт» у общества (опредмечивает) необходимые материальные и духовные блага (), а взамен «отдаёт» (распредмечивает) собственные природные и культурные силы (ПхК). Проиллюстрируем механизм и обозначим результат такого обмена как индекс эффективности личности (ИЭЛ = ПхК / МхД), а также укажем, что его значение может быть трояким: а) =1, б) <1; в) >1.