Основные проблемы научных исследований в психологии

Как и всякую другую самостоятельную науку, психологию «мучают» проблемы, находящиеся на всех уровнях исследования - от макро- до микроуровня.

Проблема общего мировоззрения. Не будет ошибкой сказать, что психологию ждут открытия огромной значимости для человечества. Это обеспечивается возрастающим интересом к проблемам психического, расширением фронта психологических исследований, запросами практики. Ведущие ученые связывают будущее психологии (впрочем, как и других наук) с формированием мировоззрения, открытого для сосуществования различных научных взглядов. Центральный момент в таком мировоззрении - умение мыслить категориями неведомого. Ведь в ряде основополагающих разделов естествознания возникли противоречия фундаментального характера.

Большинство лауреатов Нобелевской премии напрямую связывают проблемы раскрытия тайн наблюдаемых (но не объяснимых с позиций методологии современной науки) явлений с изучением процесса мироздания. В этом нет ничего удивительного, так как взгляды человечества на мироздание менялись по мере его развития. Без сомнения, такая миссия принадлежит молодому поколению. По словам М. Планка, великие научные идеи внедряются не столько путем постепенного убеждения оппонентов, сколько за счет постепенного вымирания оппонентов и освоения новых идей растущими поколениями. Бывают, конечно, и исключения. Так, Э. Циолковский рекомендовал искать следы зарождения Человека не на Земле, а в Космосе. В конце своей жизни А. Эйнштейн признал ограниченность своей теории по причине ее несоответствия истинному, но еще не осознанному человечеством мирозданию и утверждал (хотя и без конкретизации), что законы Вселенной несут в себе отпечаток Высшего Разума.

Проблема общей теории психологии. Разрешение этой проблемы естественным образом увязано с формированием мировоззрения, адекватного реальности. Теория, основанная на системе постулатов, уже не в состоянии объяснять многие феномены на уровне достоверности, необходимой для практики.

Проблема поиска объективных законов, описывающих существенные, функционально необходимые, устойчивые, повторяющиеся связи между психическими явлениями. Здесь важно установить области их применения, систему ограничений, накладываемых на их «власть».

Проблема механизмов психической деятельности, позволяющих раскрыть самые существенные стороны действия психических закономерностей.

Проблема выделения категорий и понятий (таких, как «общение», «отражение», «деятельность»), способствующих интеграции психологических знаний, подготовке базы для создания общей теории психологии.

Проблема изучения конкретных процессов, состояний и свойств психики (от простейших ощущений до сложных мотивов и измененных состояний сознания). Состояние знаний в данной проблеме характеризуется наличием ряда конкурирующих позиций, ни одна из которых не в силах доказать свою полную объективность.

Проблема продвижения в практику результатов психологических исследований в виде «человеческого фактора». Практика - мощный стимул развития психологии. В последнее десятилетие это направление получило значительное развитие в отечественной психологии в связи с ростом конкуренции товаров и услуг на мировом рынке.

Все перечисленные проблемы - это проблемы роста психологии, но не ее загнивания. Вместе с тем, по мнению ряда психологов, назревает разрыв между теоретической и прикладной сферами психологии. Складывается парадоксальная ситуация: психологи могут управлять многими психическими процессами и состояниями, но не в силах объяснить механизмы такого влияния. Этот факт подготавливает ученых к мысли о существенном пересмотре мировоззренческих и методологических основ психологии.

Темы: