Основные межличностные стили разрешения конфликтов

К. Томас указывает, что существуют пять основных стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, избегание, соперничество, или конкуренция.

Стиль конкуренции можно использовать, если:

  1. исход конфликта очень важен;
  2. имеется достаточная власть, а предлагаемое решение — наилучшее;
  3. нет иного выбора и нечего терять;
  4. нужно принять непопулярное решение, но достаточно полномочий для выбора этого шага;
  5. подчиненные, предпочитают авторитарный стиль.

Стиль сотрудничества можно использовать, если есть необходимость принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Цель его применения — разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в следующих ситуациях:

  1. необходимо найти общее решение, а компромисс невозможен;
  2. у вас прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной;
  3. основной целью является приобретение совместного опыта работы;
  4. стороны способны выслушать друг друга;
  5. необходимо усиление личностной вовлеченности сотрудников в деятельность.

Суть стиля компромисса заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. Такой подход к разрешению конфликта можно использовать в следующих ситуациях:

  1. стороны имеют убедительные аргументы и обладают одинаковой властью;
  2. удовлетворение своего желания имеет не слишком большое значение;
  3. возможность временного решения;
  4. возможность получить хоть что-то.

Стиль уклонения реализуется, когда затрагиваемая проблема не столь важна и нет желания тратить время на ее решение. Стиль уклонения можно рекомендовать в следующих ситуациях:

  1. источник разногласий не существенен;
  2. нет возможности решить вопрос в свою пользу;
  3. мало власти для решения проблемы желательным способом;
  4. возможность выиграть время, прежде чем принять какое-либо решение;
  5. невозможность решения вопроса немедленно;
  6. подчиненные сами могут успешно урегулировать конфликт.

Стиль приспособления предполагает совместные действия с другой стороной, без попыток отстаивать собственные интересы. Стиль приспособления используется, когда:

  1. необходимо восстановить стабильность;
  2. предмет разногласия не важен;
  3. есть желание сохранить добрые отношения людьми
  4. есть осознание ложности своей позиции;
  5. есть недостаток власти или шансов победить.

Для успешного разрешения конфликта необходимо чтобы обе стороны или хотя бы одна проявили желание разрешить конфликт.

Источник: 
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В. Старовойтова. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Темы: 
Материалы по теме
Причины конфликтов учителей с учениками
Шейнов В.П., Управление конфликтами
Конфликты родителей и детей
Анцупов А.Я., Конфликтология
Конфликт - системное явление, его структурные компоненты, основные функции
Н. А. Лобан. Конфликтология УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2008
Политическая институционализация как условие урегулирования конфликта
Политические процессы : учебное пособие / А. В. Глухова ; Воронежский государственный...
Юридические конфликты
Соколов С.В., Социальная конфликтология
Структурные элементы конфликта
Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина
Межэтнические конфликты: психологические особенности
Этнопсихология: иллюстрированный учебник для студентов высших учебных заведений (бакалавриат...
Характеристика внутригруппового межличностного конфликта
Битянова М.Р., Социальная психология
Оставить комментарий