Основные межличностные стили разрешения конфликтов

К. Томас указывает, что существуют пять основных стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, избегание, соперничество, или конкуренция.

Стиль конкуренции можно использовать, если:

  1. исход конфликта очень важен;
  2. имеется достаточная власть, а предлагаемое решение — наилучшее;
  3. нет иного выбора и нечего терять;
  4. нужно принять непопулярное решение, но достаточно полномочий для выбора этого шага;
  5. подчиненные, предпочитают авторитарный стиль.

Стиль сотрудничества можно использовать, если есть необходимость принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Цель его применения — разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в следующих ситуациях:

  1. необходимо найти общее решение, а компромисс невозможен;
  2. у вас прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной;
  3. основной целью является приобретение совместного опыта работы;
  4. стороны способны выслушать друг друга;
  5. необходимо усиление личностной вовлеченности сотрудников в деятельность.

Суть стиля компромисса заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. Такой подход к разрешению конфликта можно использовать в следующих ситуациях:

  1. стороны имеют убедительные аргументы и обладают одинаковой властью;
  2. удовлетворение своего желания имеет не слишком большое значение;
  3. возможность временного решения;
  4. возможность получить хоть что-то.

Стиль уклонения реализуется, когда затрагиваемая проблема не столь важна и нет желания тратить время на ее решение. Стиль уклонения можно рекомендовать в следующих ситуациях:

  1. источник разногласий не существенен;
  2. нет возможности решить вопрос в свою пользу;
  3. мало власти для решения проблемы желательным способом;
  4. возможность выиграть время, прежде чем принять какое-либо решение;
  5. невозможность решения вопроса немедленно;
  6. подчиненные сами могут успешно урегулировать конфликт.

Стиль приспособления предполагает совместные действия с другой стороной, без попыток отстаивать собственные интересы. Стиль приспособления используется, когда:

  1. необходимо восстановить стабильность;
  2. предмет разногласия не важен;
  3. есть желание сохранить добрые отношения людьми
  4. есть осознание ложности своей позиции;
  5. есть недостаток власти или шансов победить.

Для успешного разрешения конфликта необходимо чтобы обе стороны или хотя бы одна проявили желание разрешить конфликт.

Ключевые слова: Конфликт
Источник: И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В. Старовойтова. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Материалы по теме
Предупреждение конфликтов
Ладанов И.Д., Практический менеджмент
Формы производственных конфликтов
Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. — М.: Юристъ, 2001. — 496 с...
Ожидание неудачи
Хайнц Хекхаузен, Психология мотивации достижения
Стадии протекания социального конфликта
Фролов С.С., Основы социологии
Особенности восприятия конфликтной ситуации
Анцупов А.Я., Конфликтология
Сущность, содержание, особенности межличностного конфликта, конфликтные типы личностей
Н. А. Лобан. Конфликтология УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2008
Производственный конфликт: анализ мотивации
Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное...
Причины социальных конфликтов
Соколов С.В., Социальная конфликтология
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий