Основной экзистенциальный конфликт и фрустрация

Представление об «основном экзистенциальном конфликте» выдвинул Абрахам Маслоу. Он предложил идею о том, что внутри каждого человека имеются две группы сил:

  • защитные силы (тенденции);
  • тенденции психического роста.

Защитные тенденции заставляют человека защищаться от угроз и искать безопасность, регрессировать к прошлому, сохранить связи с родителями. Эти тенденции вызывают страх перед необходимостью совершить смелые поступки, а также перед случайностью. Человеку не хочется поставить под удар уже приобретенное: он боится независимости, свободы и самостоятельности, он желает сохранить свои эмоциональные связи с людьми.

Тенденции психического роста, составляя вторую группу сил человека, толкают его на развитие, приобретение своеобразия и на полную реализацию его способностей. Они требуют от него доверять внешнему миру. Одновременно эти силы позволяют человеку принимать свое «Я» и его подсознательные тенденции. Работа этих сил приносит удовлетворение, поскольку, когда человеку удается подниматься на более высокую ступень роста, он переживает счастье. Для того, чтобы спонтанно осуществлять различные выборы, он исследует окружающий мир, подвергает испытанию свои силы и способности, стремится создать что-то новое.

Но наряду с силами, толкающими человека на психический рост и творчество, в его психике имеются также сдерживающие его рост силы, которые порождают конфликт. Это его фиксации, вызывающие регрессию, защиту, поиск безопасности. Если эти тенденции сильны, человек стремится не рисковать, не иметь потерь, предотвратить страх и т. д. Но ведь для обеспечения своего психического роста человек должен действовать смело и мужественно!

Конфликт этих двух групп сил Маслоу называет экзистенциальным конфликтом существования. Его корни следует искать в глубинной природе человека, он вечен.

В таком случае как можно обеспечить психический рост человека? Для этого, отмечает Маслоу, следует довести до минимума страх перед психическим созреванием, придавать привлекательность следующей ступени развития, свести к минимуму тенденции самозащиты и регрессии. И наоборот, следует добиваться того, чтобы человек переживал страх перед удобствами, защищенным состоянием, перед своими защитными тенденциями, патологическими чертами и регрессивными склонностями. Это уже выбор определенной адаптивной стратегии.

Экзистенциальная фрустрация и проблема ценностей

Проблема ценностей так или иначе встает перед человеком во всех случаях фрустрации. Ведь когда он стремится к какой-либо цели, то это означает желание приобрести какие-то ценности, а на этом пути возникают препятствия. Но мы считаем, что «во весь рост» проблема ценностей встает перед человеком тогда, когда он переживает экзистенциальную фрустрацию. В таком состоянии в его сознании невольно возникают ценностные суждения и желание осмыслить или переосмыслить свою жизнь.

Такое состояние человека психологически очень верно и реалистически описал Л. Н. Толстой. Один из его любимых героев, Пьер Безухов, разрывал отношения с женой, в дуэли тяжело ранил Долохова, потерял почти половину состояния и теперь, в пути из Москвы в Петербург, дожидаясь сменных лошадей, размышлял о том, что хорошо и что плохо. И он пришел к выводу об относительности того, что хорошо и что плохо. «А я стрелял в Долохова за то, что я счел себя оскорбленным. А Людовика XVI казнили за то, что его считали преступником, а через год убили тех, кто его казнил, тоже за что-то. Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое Я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем? - спрашивал он себя. И не было ответа ни на один из этих вопросов, кроме одного, не логического ответа, вовсе не на эти вопросы. Ответ этот был: «Умрешь - все кончится. Умрешь, и все узнаешь - или перестанешь спрашивать». Но и умереть было страшно».

Осуществляют ли подобные ценностные суждения какую-либо психозащитную функцию? Мы полагаем, что безусловно осуществляют:

  1. мысль об относительности ценностей и оценок действительно может смягчить экзистенциальную фрустрацию. Ведь приходишь к выводу, что то, что ты потерял, не является абсолютной и незаменимой ценностью; следовательно, из-за него не стоит горевать; возможно даже, что потеряв что-то, взамен приобретаешь нечто другое и более ценное; 
  2. подобные суждения отвлекают человека от своих лишений и горя, позволяют вытеснить их в подсознательное, что также является защитным процессом.

Следует упомянуть еще одну проблему, которую «нащупал» Толстой: человек дает нелогические ответы на вопросы о ценностях. Дело в том, что, не сумев найти ответы на эти важные вопросы, человек уходит от них, поскольку они вторично фрустрируют его. Не находя логических ответов, он дает психо-логический ответ: умрешь и перестанешь спрашивать. Это тоже утешает, т. е. психологически защищает человека.

Источник: 
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы и их генезис / А. А. Налчаджян, 2013
Материалы по теме
Общая характеристика экзистенциальной фрустрации
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы...
Личная и проблемная фрустрация
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы...
Отложенные реакции на стресс и фрустрацию
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы...
Культура с позиций экзистенциализма
Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Бедность как фрустратор
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы...
Групповые непосредственные ответы на фрустрацию и стресс
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы...
Уровень или интенсивность фрустрации
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы...
Уровень психической активации и защитные реакции на фрустрацию
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы...
Оставить комментарий