В последние десятилетия в психологической и философской литературе все чаще встречается выражение «экзистенциальная фрустрация», предложенное В. Франклом98. Он полагает, что человек имеет три измерения: соматическую, психическую и духовную. Собственно человеческим он считает духовное измерение и, в соответствии с этим, выделяет три типа неврозов: ятрогенные, психогенные и ноогенные. Ноогенными он называет те неврозы, которые возникают, например, в результате нравственного напряжения, от конфликта совести или под давлением духовной потребности. Эти состояния называются «экзистенциальным кризисом»: они могут порождать неврозы в обычном смысле, но эти состояния на самом деле являются не неврозами, а нравственными кризисами.
Подобное состояние Франкл называет также экзистенциальной фрустрацией. Он считает, что, помимо воли к наслаждению и власти, у человека существует «воля к смыслу жизни». Сущность экзистенциальной фрустрации - в утрате смысла жизни. Когда смысл жизни для человека утерян, у него возникает состояние «экзистенциальной пустоты».
Об экзистенциальной фрустрации писали также представители гуманистической психологии, понимая ее, опять-таки. как фрустрацию потребности в смысле жизни. Причем это явление связывают с деиндивидуацией99. Проблему потребности смысла жизни подробно обсуждал также польский психолог К. Обуховский100.
Ф. Байтендейк (F. J. J. Buytendijk), классифицируя человеческие чувства, выделяет четыре типа неприятных чувств. Они возникают в четырех экзистенциальных ситуациях:
- когда человек, стремясь к интенциональному объекту, получает отпор;
- когда он оказывается в подчинении;
- когда получает повреждение;
- когда теряет свое «Я» полностью или частично
Здесь, по существу, речь идет о типичных фрустрирующих ситуациях. Следует подумать о том, не сводятся ли все частные фрустрирующие ситуации к этим четырем - «экзистенциальным».
Необходимо иметь в виду, что не только прямая фрустрация потребности в смысле жизни является экзистенциальной. Ведь любая потребность человека, в зависимости от структуры личности и иерархии ее потребностей, может приобретать экзистенциальное значение, т. е. стать средоточием смысла жизни данного человека. Поэтому мы считаем, что существуют косвенные экзистенциальные фрустрации. Такой подход позволяет значительно расширить представление об этом явлении и показать, как глубоко оно проникает в структуру личности.
Поскольку многие фрустрации сопровождаются переживанием привации или депривации, то подробное описание феноменологии этого переживания у философов-экзистенциалистов и психологов может стать хорошим дополнением для теории фрустрации и защитной адаптации. При этом желательно различить обобщенное чувство лишения от конкретного переживания, связанного с осознанием человеком того, что лишился чего-то определенного и ценного.