Органы чувств и религия

Питерский ученый Ю.М. Зенько впервые обратил внимание на то, что те или иные религиозные ориентации людей формируют не только их убеждения, но и специфическое сенсорное восприятие мира. Он опирается на представления Б.Г. Ананьева и В.М. Бехтерева о ведущей афферентации человека, которая обусловлена относительной неравномерностью в развитии разных видов чувствительности: зрения, слуха, хемочувствительности и осязания. Эти зрительные, слуховые и гаптические особенности лимитируют индивидуальную познавательную деятельность. В связи с этим они выделили слуховой, зрительный, осязательно-моторный (двигательный) типы человека. Постоянное и длительное доминирование определенных сенсорных модальностей на индивидуальном уровне может привести к аккумулированию и закреплению их свойств на уровнях социальном и культурном (в том числе и религиозном). Таким образом создается определенная специфика в представлении целостного образа мира. Например, при доминировании осязательно-моторных компонентов - это мироощущение и мирочувство-вание, при доминировании слуха - мирослушанье (Ю.М. Зенько в качестве примера приводит пифагорейское представление о музыке небесных сфер). При этом зрение, по мнению Ю.М. Зенько, открывает внешний мир и ориентирует человека вовне (экстраверти-рует), а слух больше направляет человека внутрь (интравертиру-ет) (Ю.М. Зенько, с. 191-192).

При этом Ю.М. Зенько отмечает, что западная культурная традиция связана с доминированием зрительной модальности или пространственного восприятия мира, а Восток больше ориентирован на слух или хронометрическое (временное) мировосприятие.

Однако Ю.М. Зенько обнаруживает расхождение в доминирующей афферентации в христианстве. Так, он отмечает, что на христианском Западе в целом с большим пиететом относятся к зрению. Он ссылается на Иоанна Златоуста (западная традиция христианства), который называет блага этой жизни «видимыми», а «слышимое» сопоставляется у него с будущим и вечными благами по воскресении. С другой стороны, цитируемый им Нил Синайский (восточная традиция христианства) критиковал зрение, указывая, что оно в чувственном опыте различает только более грубое. Ю.М. Зенько считает, что католичество больше строится на зрительном принципе, а протестантизм - на слуховом. В качестве аргумента он приводит внешний вид и внутреннее убранство католического и протестантского храмов. В католическом храме все рассчитано в первую очередь на зрение: скульптура, барельефы, фрески и т.д. Протестантский же храм предназначен для слуха, для слова - отсюда его хорошая акустика. Последним не преминули воспользоваться в советское время, используя протестантские храмы для студий звукозаписи и концертных залов. Но зато обратный переход протестантских храмов от светского их использования к религиозному довольно прост: достаточно небольшого косметического ремонта и кафедры для проповеди (Ю.М. Зенько, с. 194-198).

Исторически православное христианство в России складывалось под влиянием византийской (восточно-христианской) традиции. При этом Россия географически находится между Западом и Востоком. Эта промежуточность православия, по мнению Ю.М. Зенько, проявляется на сенсорном уровне как синтез зрительного и слухового типа. Ссылаясь на А.Ф. Самойлова, он делает интересный вывод, что синтезом зрения и слуха (пространства и времени) является кинестетика («мышечное чувство») или движение.

В подтверждение этого положения он ссылается на такую древнерусскую религиозную традицию, как странничество, то есть движение от «града земного» к «граду грядущему». Странничество было широко распространено на Руси и в последующие времена. Отсюда песни и фольклор, связанные со странниками, путешествиями в Святую землю, поисками Беловодья - царства справедливости - и других особых земель. Ссылаясь на Ю.М. Лотмана, IO.M. Зенько пишет, что движение в географическом пространстве становилось перемещением по вертикальной шкале религиозно-нравственных ценностей, верхняя ступень которой находится на небе. Стремление к святости подразумевало необходимость отказаться от оседлой жизни и отправиться в путь. При этом длительное путешествие, по народному мнению, увеличивает святость человека.

Доминирование осязательного восприятия мира Ю.М. Зенько обнаруживает в языческой религиозной традиции, а также в современных сектах, в которых имеется большой удельный вес таких традиций, как поцелуи, наложение рук, рукопожатий и т.п (Ю.М. Зенько с. 203-205).

Д.М. Вульф в своей книге (Psychology of religion) представляет и критику биологического подхода в психологии религий. Легкость, с которой были сделаны выводы в этой области, особенно встревожили психологов религии, многие из которых выступили против любых усилий по рассмотрению религиозного опыта с позиций физиологии. По их мнению, психология должна использовать свою собственную терминологию и теорию, а не концепции, заимствованные из физиологических или биологических наук, физиология не только не может объяснить неисчерпаемые богатства духовной жизни, но и вводит в опасное заблуждение некритичного читателя, снижая у него чувствительность к сложным реалиям человеческого опыта.