Чувства

Все, с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него то или иное отношение, те или иные чувства. Одно из того, с чем мы имеем дело, нравится нам, радует нас, вызывает симпатию к себе, другое нам неприятно, огорчает нас, пробуждает к себе отвращение. Чувства очень разнообразны. Определенные отношения человека проявляются уже даже к отдельным качествам и свойствам окружающих объектов — человеку может нравиться или не нравиться цвет предмета, тембр голоса, вкус пищи и т.д. Более сложное отношение к себе вызывают жизненные факты и ситуации. Сфера чувств включает в себя досаду и патриотизм, радость и страх, восторг и горе.

Чувства — это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Человеческие чувства являются положительной ценностью. Человеческая жизнь невыносима без переживаний, многие чувства притягательны сами по себе, и если человек лишен возможности испытывать чувства, то наступает так называемый «эмоциональный голод», который он стремится утолить, слушая любимую музыку, читая остросюжетную книгу и т.д. Причем для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием. Об этом хорошо писал И.С.Аксаков;
Пошли мне бури и ненастья,
Даруй мучительные дни, —
Но от преступного бесстрастья,
Но от покоя сохрани!

Психологи в течение длительного времени пытались решить вопрос о природе эмоций. В XVIII—XIX вв. не было единой точки зрения, однако самой распространенной была интеллек-туалистическая позиция: органические проявления — следствие психических явлений. Наиболее четкую формулировку этой теории дал И.Ф.Гербарт, считавший, что фундаментальным психологическим фактом является представление. Чувства соответствуют связи, которая устанавливается между представлениями, и могут рассматриваться как реакция на конфликт между представлениями. Так, образ умершего, хорошо знакомого человека, сравниваемый с образом живого, порождает печаль. В свою очередь это аффективное состояние непроизвольно, почти рефлекторно вызывает слезы и вообще органические изменения, характеризующие скорбь.

Этой же линии придерживался и В.Вундт, но его концепция была более эклектичной. По его мнению, эмоции — это прежде всего внутренние изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений и^в некоторой степени, влиянием последних на чувства. Органические процессы являются лишь следствием эмоций.

Современная история эмоций начинается с появления в 1884 г. статьи У.Джемса «Что такое эмоция?». У.Джемс и независимо от него Г.Ланге сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними воздействиями, изменениями как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов — сердечной. Ощущения, связанные с этими изменениями, и есть эмоциональные переживания. По Джемсу «мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим; радуемся потому, что смеемся». Таким образом, периферические органические изменения, которые обычно рассматривались как следствие эмоций, стали их причиной. Отсюда становится понятной упрощенная трактовка произвольной регуляции эмоций — считалось, что нежелательные эмоции, например горе, можно подавить, если намеренно совершать действия, характерные для достижения положительных эмоций.

Концепция Джемса — Ланге вызвала ряд возражений. Основные положения критики были высказаны У.Кенноном, который обратил внимание на то обстоятельство, что телесные реакции, возникающие при различных эмоциях, очень походи друг на друга и как таковые недостаточны для того, чтобы удовлетворительно объяснить качественное многообразие человеческих эмоций. Кроме того, искусственно вызываемые у человека органические изменения далеко не всегда сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Телесные процессы при эмоциях, по Кеннону, биологически целесообразны, поскольку служат предварительной настройкой всего организма к ситуации, когда от него потребуется повышенная трата энергетических ресурсов. Эмоциональные переживания и соответствующие им органические изменения возникают в одном и том же центре — таламусе. Позже П.Бард показал, что с эмоциями из всех мозговых структур связан не сам таламус, а гипоталамус и центральная часть лимбической системы.

Большая группа психологов склонна рассматривать эмоцию не как психическое состояние, а как ответ организма на ситуацию. Такой подход можно обнаружить уже у Ч.Дарвина, считавшего, что большая часть эмоциональных реакций объясняется либо тем, что они полезны (выражение гнева путает врага), либо просто тем, что они являются рудиментами движений, целесообразных на предьщущей стадии эволюции. Так, если руки становятся влажными при страхе, то это значит, что некогда у наших обезьяноподобных предков эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветви деревьев. Ч.Дарвин показал, что внешние эмоциональные выражения у живых существ, эволюционируют так же, как и строение их тела. В дальнейшем эту теорию воспроизвел Э.Клапаред, писавший: «Эмоции возникают лишь тогда, когда по той или иной причине затрудняется адаптация. Если человек может убежать, он не испытывает эмоции страха» [Клапаред Э. Чувства и эмоции. 1928].

Отдельно стоит группа теорий, раскрывающих природу эмоций через когнитивные факторы. Среди них следует отметить теорию когнитивного диссонанса Л.Фестингера. Исходное ее положение: диссонанс — есть отрицательное, эмоциональное состояние, возникающее в ситуации, когда субъект располагает двумя психологически противоречивыми «знаниями» об одном объекте. Положительные эмоции человек испытывает, когда реальные результаты деятельности согласуются с намеченными или ожидаемыми. Состояние диссонанса субъективно переживается как дискомфорт, от которого стремятся избавиться. Для этого у человека есть 2 выхода: изменить свои ожидания так, чтобы они соответствовали реальности, или попытаться получить новые сведения, которые бы согласовались с прежними ожиданиями. Таким образом, возникающие эмоциональные состояния рассматриваются как основная причина соответствующих действий и поступков.

К разряду когнитивистских может быть отнесена и информационная концепция эмоции П.В.Симонова. Согласно этой теории эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой, которую он дает вероятности ее удовлетворения. Оценку этой вероятности человек производит на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта, непроизвольно сопоставляя информацию о средствах времени, ресурсах, предположительно необходимых для удовлетворения потребности, с информацией, поступившей в данный момент. Так, например, эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты. Этот подход реализован в формуле:
Э = - П(Ин - Ис),
где:
Э — эмоция, ее сила и качество;
П — величина и специфика актуальной потребности;
Ин — информация, необходимая для удовлетворения существующей потребности;
Ис — информация существующая, т.е. те сведения, которыми человек располагает в данный момент.

Следствия, вытекающие из формулы, таковы: если у человека нет потребности (П=0), то и эмоции он не испытывает (Э=0); эмоция не возникает и в том случае, когда человек, испытывающий потребность, обладает полной возможностью для ее реализации. Если субъективная вероятность удовлетворения потребности велика, проявляются положительные чувства. Отрицательные эмоции возникают, если субъект отрицательно оценивает возможность удовлетворения потребности. Таким образом, сознавая или не сознавая, человек постоянно сравнивает информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает, и в зависимости от их соотношения испытывает различные эмоции.

Рассматривая специфические особенности чувств человека, следует прежде всего отметить, что чувства носят личностный характер: в них отражается значимость предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. Так, пища, предложенная сытому и голодному человеку, вызовет у них разные чувства. Этим же объясняется и отношение к предметам, которые вызывают воспоминание. Как правило, предметы, с которыми человек имел дело в радостной эмоциональной обстановке, и в дальнейшем будут вызывать у него положительную реакцию. В связи с этим чувства можно рассматривать как важнейшую характеристику личности. Как писал Ф.Крюгер: «То, что радует человека, что его интересует, повергает в уныние, волнует, что представляется ему смешным, более всего характеризует его сущность, его характер, индивидуальность» [Крюгер Ф. Сущность эмоционального переживания // Психология. Эмоции. Тексты. М., 1984].

Чувства не только отражают отношение человека к объектам, но и несут некоторую информацию о них. В этом смысле отражение объекта является познавательным компонентом эмоций, а отражение состояния человека в этот момент — ее субъективным компонентом. Чувства тесно связаны с потребностями личности. По своему взаимоотношению и специфическим функциям в удовлетворении потребностей субъекта чувства можно разделить на 2 фундаментальные группы. Первую из них составляют переживания, окрашивающие сами предметы потребностей и превращающие их тем самым в мотивы. Для возникновения этих переживаний достаточно обострения некоторой потребности и наличия отвечающего ей предмета. Приводя в соответствие непосредственно с потребностью, переживания предшествуют определенной деятельности, побуждают к ней и отвечают за общую ее направленность; они, таким образом, релевантны деятельности в целом. Они в значительной степени определяют направленность эмоциональной жизни; подчеркивая это, В.К.Вилюнас назвал их ведущими эмоциональными переживаниями, или побуждениями.

Ко второй группе эмоциональных явлений относятся те, что возникают уже при наличии ведущего побуждения, т.е. деятельности (внутренней и внешней), и выражают определенное отношение субъекта к отдельным условиям, благоприятствующим или затрудняющим ее осуществление (страх, гнев), к конкретным достижениям в ней (радость, огорчение), к сложившимся или возможным ситуациям и т.п. Подчеркивая обусловленность этих эмоциональных переживаний ведущими побуждениями, их назвали производными. Так, с определенной эмоциональной окраской воспринимается голодным животом преграда, препятствующая приближению к пище; та же преграда станет предметом другой производной эмоции, когда будет означать спасение от более сильного врага. Таким образом, предметы производных эмоций обладают лишь ситуативной, условной жизненной значимостью, опосредованной их объективным отношением к предмету ведущей эмоции. В виде производных эмоций потребность как бы объективируется вторично и более широко — по отношению к условиям, окружающим ее предмет.

Таким образом, чувства имеют двойную обусловленность: с одной стороны, — потребностями человека, которые определяют его отношение к объекту эмоций, а с другой — его способностью отразить и понять определенные свойства этого объекта. Взаимосвязь объективного и субъективного объясняет, почему наряду с рациональной оценкой объекта человек занимает по отношению к нему свою личностную позицию, включающую эмоциональное переживание.

Отличительной характеристикой чувств является их полярность. Это сказывается как в наиболее простых переживаниях: удовольствия или неудовольствия, так и в более сложных чувствах: любовь—ненависть, радость—горе, веселье—печаль и т.д.

Решающей чертой чувств является их интегральность, т.е. исключительность по отношению к другим состояниям и другим реакциям. Чувства охватывают весь организм, они придают состоянию человека определенный тип переживаний. Производя почти моментальную интеграцию всех функций организма, чувства сами по себе могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, что случается даже раньше, чем определены локализации воздействия и конкретный механизм ответной реакции организма.

Еще одной важнейшей особенностью чувств является их связь с жизнедеятельностью организма. Под влиянием чувств изменяется деятельность внутренних органов человека: органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции. Излишняя интенсивность и длительность переживаний может вызвать нарушения в организме. Так, М.И.Ас-твацатуров считал, что сердце чаще поражается страхом, печень — гневом, желудок — апатией и подавленным состоянием.

Чувства исторически и социально обусловлены. Они по-разному проявляются у разных народов, различны в разные исторические периоды. Чувства изменяются с развитием общества.

Похожие события и факты вызывают различное отношение у людей, живших в разное время. Протекание чувств характеризуется определенной динамикой, в которой можно проследить единство устойчивых и изменчивых компонентов. С одной стороны, надо выделить динамику кратковременного переживания по оси: возникновение — нарастание — кульминация — угасание, а с другой — динамику длительного чувства, на фоне доминирования которого разворачиваются различные переживания. Целостную систему динамического изменения чувств попытался создать В.Вундт. «Всю систему чувств, — писал он, — можно определить как многообразие трех измерений, в которой каждое измерение имеет два противоположных направления, исключающих друг друга» [Вундт В. Очерки психологии. М., 1912]. Основные измерения определяются им как удовольствие — неудовольствие, возбуждение — успокоение, напряжение — разрядка.

Если чувство удовольствия или неудовольствия вызваны в большей степени особенностями самих предметов, их ролью в жизни человека, тем значением, которое они играют в различных ситуациях, то степень возбуждения обусловлена спецификой самого чувства. Так, например, гнев чаще протекает в форме ярко выраженного возбуждения, в то время как для чувства удовольствия характерно успокоение. Напряжение, помимо того, что оно неразрывно связано с такими чувствами, как гнев, страх, горе, и по мере их исчезновения, сменяется на разрядку, может переживаться как самостоятельное особое чувство. Таково, например, напряжение при восприятии чего-то неизвестного, но очень важного для человека. Развертывание событий как бы нагнетает напряжение, тем более значительное, чем сильнее было предшествующее напряжение.

Многообразие и сложность чувств обусловливают недостаточную осознанность и управляемость эмоциональной сферой. Это проявляется в трудности словесного описания своих чувств: подбираемые слова кажутся недостаточно яркими и неверно отражающими различные эмоциональные состояния и их оттенки.

Человеческие чувства имеют длительную историю филогенетического развития, в ходе которого они стали выполнять целый ряд специфических функций. Отражательная функция чувств выражается в обобщенной оценке событий. Благодаря тому, что чувства охватывают весь организм, они позволяют определить полезность и вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие. Так, например, человек, переходящий дорогу, может испытывать страх различной степени в зависимости от складывающейся дорожной ситуации. Эмоциональная оценка событий формируется не столько на основе опыта индивидуальных переживаний человека, сколько в результате сопереживаний, возникших в общении с другими людьми, в частности, через восприятие произведений искусства, средства массовой информации и т.д. Благодаря отражательной функции чувств человек может ориентироваться в окружающей действительности, оценить предметы и явления с точки зрения их желательности. В этом смысле чувства выполняют еще и прединформа-ционную или сигнальную роль. Возникающие переживания сигнализируют человеку, как идет у него процесс удовлетворения потребностей, какие препятствия встречает он на своем пути, на что надо обратить внимание в первую очередь и т.д.

Оценочная, или отражательная, функция чувств непосредственно связана с побудительной, или стимулирующей, функцией. Так, в той же дорожной ситуации, человек, испытывая страх перед приближающейся машиной, ускоряет свое движение через дорогу. СЛ.Рубинштейн указывал, что «...эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него» [Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии М., 1946]. Чувства как бы определяют направление поиска, способное удовлетворить решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию.

В связи с тем, что чувства принимают самое непосредственное участие в обучении, выделяют подкрепляющую функцию чувств. Значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Эмоции успеха — неуспеха обладают способностью привить любовь кучению или навсегда угасить ее. Американские психологи Р.М.Иеркс и ДжДДодсон, изучая зависимость научения от силы подкрепления (злектроудара) у мышей, установили зависимость качества выполняемой деятельности от интенсивности мотивации. Впоследствии эта зависимость была выявлена и у людей. Оказалось, что по мере увеличения интенсивности качество деятельности изменяется по колоколообразной кривой; сначала повышается, затем, после перехода через точку наиболее высоких показателей успешности деятельности, постепенно понижается. Уровень мотивации, при котором деятельность выполняется максимально успешно, называется оптимумом мотивации.

Переключательная функция чувств особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Так, возможно возникновение противоречия между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребности следовать определенной этической норме, что, по сути деда, реализуется в борьбе между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Привлекательность мотива, его близость личностным установкам направит деятельность личности в ту или другую сторону.

В связи с этим нельзя не отметить и приспособительную функцию чувств. По утверждению Ч.Дарвина, эмоции возникли как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чувству, организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.

Вероятно, есть смысл говорить и о коммуникативной функции чувств. Мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации, являются «языком человеческих чувств», средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций. Как показали исследования, не все проявления чувств одинаково легко распознать. Легче всего распознается ужас (57% испытуемых), затем отвращение (48%), удивление (34%). Наибольшую информативность об испытываемых человеком чувствах несет выражение его рта.

В рамках коммуникативной функции можно выделить и другие. Чувства, например, могут нести функцию воздействия на окружающих. Так, дети очень быстро замечают, что их эмоциональные реакции, связанные с физическим нездоровьем, обладают большой силой воздействия на окружающих. Пятилетний ребенок вполне сознательно говорит, что он будет плакать до тех пор, пока родители не выполнят его желание.

Чувства связаны с особыми физиологическими процессами в организме. Возникновение этих процессов имеет в своей основе изменения, происходящие во внешнем мире, но затрагивает деятельность всего организма. Так, например, при эмоциональных переживаниях изменяется кровообращение: учащается или замедляется сердцебиение, изменяется тонус кровеносных сосудов, повышается или понижается кровяное давле-- ние и т.д. В результате при одних эмоциональных переживаниях человек краснеет, при других — бледнеет. Сердце настолько чутко реагирует на все изменения эмоциональной жизни, что в народе его всегда считали вместилищем, органом чувств, несмотря на то, что изменения происходят и в дыхательной и в пищеварительной и в секреторной системах.

Однако эти системы человеческого организма подчиняются деятельности симпатической нервной системы, возбуждение которой ведет к выделению надпочечниками гормона адреналина. Именно адреналин вызывает изменение в работе органов и систем организма и приводит их в состояние готовности к экстренной трате энергии. Это проявляется в том, что происходит отток крови от внутренних органов, усиленное кровоснабжение скелетной мускулатуры, задержка работы органов пищеварения. В Кровь выбрасывается большое количество сахара, создавая наилучшие условия для работы мышц, так как сахар — один из главнейших источников мышечной энергии.

Но указанные процессы не объясняют всего многообразия эмоций, реакции симпатической нервной системы носят стереотипный характер и бывают одинаковы при различных эмоциях. Более того, аналогичные реакции наблюдаются и в некоторых состояниях, не связанных прямо с эмоциями (при мышечной работе, при холоде и т.д.). Исследования показали, что в случае отключения (перерезке) всей симпатической системы, внешние признаки эмоций сохраняются. В то же время в опытах С.Шехтера при введении испытуемым адреналина оказалось, что, если они знали об этом, то эмоциональной реакции не было, а если не знали, реакция зависела от искусственно созданной ситуации и могла быть как гневом, так и радостью. Поэтому деятельность симпатической нервной системы нужно рассматривать лишь как следствие процессов, происходящих в головном мозге.

Ведущую роль в протекании чувств выполняет кора больших полушарий. И.П.Павловым было показано, что именно кора регулирует протекание и выражение эмоций, держит под своим контролем все явления, происходящие в теле, оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры, управляет ими.

Если кора мозга приходит в состояние чрезмерного возбуждения (при переутомлении, опьянении и т.д.), то происходит и перевозбуждение центров, лежащих ниже коры, вследствие чего исчезает обычная сдержанность. Животные с удаленными большими полушариями обнаруживают картину необычайно сильного и постоянного эмоционального возбуждения по малейшему поводу. Однако в случае распространения широкого торможения наблюдаются угнетение, ослабление или скованность мускульных движений, упадок сердечно-сосудистой деятельности и дыхания и т.д.

О том, что кора мозга является субстратом чувств, свидетельствуют и клинические случаи, в которых наблюдается резкое расхождение между субъективным переживанием и их внешним выражением. У таких больных любой раздражитель может вызвать совершенно несоответствующую им внешнюю реакцию: взрывы смеха или потоки слез. Однако, смеясь, эти больные чувствуют себя печальными, а плача, иногда испытывают веселье.

Возникая в коре головного мозга, физиологический процесс, являющийся основой чувств, распространяется на ниже лежащие подкорковые центры. Электрофизиологические исследования показали огромное значение для эмоциональных состояний особых образований нервной системы. Эмоциональный настрой и эмоциональная ориентировка в окружающей обстановке в значительной мере определяется функциями таламуса, гипоталамуса и лимбической системы. В экспериментах Д.Олдса с вживлением электродов в определенные участки гипоталамуса было обнаружено, что при раздражении одних участков у подопытных возникали явно приятные, эмоционально положительные ощущения, к возобновлению которых они активно стремились. Эти участки получили название центров удовольствия. Раздражение других участков вызвало отрицательные эмоции и стремление избежать воздействия на эти структуры, за что они были названы центром страдания. Важные данные для выявления сущности эмоциональных реакций были получены при изучении функциональной асимметрии мозга. Было установлено, что левое полушарие в большей степени связано с возникновением и поддержанием положительных эмоций, а правое — отрицательных.

Следует также отметить роль ретикулярной формации как структуры, активизирующей эмоциональную жизнь человека. Получая из различных органов чувств нервные стимулы, ретикулярная формация посылает их после переработки в большие полушария головного мозга. Выступая аккумулятором энергии, ретикулярная формация способна понижать и повышать активность мозга, усиливать, ослаблять или затормаживать ответы на раздражители.

Существенную роль в эмоциональных переживаниях человека играет вторая сигнальная система. Переживания могут возникнуть не только при непосредственных воздействиях внешней среды, но могут быть вызваны словами, мыслями. Так, прочитанный рассказ продуцирует соответствующее эмоциональное состояние. Связи второй сигнальной системы являются физиологической основой высших человеческих чувств — интеллектуальных, моральных, эстетических. Неразрывная связь второй сигнальной системы с первой обеспечивает сознательную регуляцию чувств и общественный характер их внешних проявлений.

Об эмоциональных состояниях других людей человек судит по особым, выразительным движениям, мимике, изменению голоса и т.п. Определенным чувствам соответствуют свои специфические формы выражения. Например, страх выражается в расширении зрачков, в дрожи, в бледности. Радость выражается в блеске глаз, в покраснении лица, в ускорении движений и т.д. Ч.Дарвин рассматривал внешние проявления эмоций, как рудименты (остатки) действий нападения и обороны, которые были у наших далеких предков — обезьян. Им установлено много сходного во внешних проявлениях эмоций у обезьян и человека. Так, при сильном гневе у человека могут невольно сжаться кулаки, а при страхе он как бы съеживается, опускает голову, точно хочет спрятаться или обратиться в бегство.

Имеются доказательства врожденности некоторых проявлений эмоций. Так, у маленьких детей — слепых и зрячих — мимика одинакова. К таким инстинктивным выразительным движениям относится, например, поднятие бровей при удивлении. Однако с возрастом мимика зрячих становится более выразительной, в то время как у слепых она постепенно исчезает. Наиболее наглядно отражены чувства в мимике. Подтверждением этому может служить поговорка «Лицо — зеркало души». Подвижность мышц лица позволяет придавать ему самые разнообразные выражения в зависимости от внутреннего состояния человека. Переживаемые человеком чувства выражаются также в пантомимике и в непроизвольных мышечных движениях. При положительных чувствах эти движения обычно направлены в сторону объекта чувств, а при отрицательных — в сторону от него.

Особенно полно отражаются чувства в речи, которая содержит не только определенные мысли, но и отношение к ним говорящего. Большую роль здесь играет интонация. Даже слушая незнакомую иностранную речь, нетрудно понять, в каком настроении находится говорящий человек. При различных эмоциональных переживаниях изменяется скорость речи, нарушается ее правильность.

Выражение чувств, как и сами чувства, общественно обусловлено. В каждом обществе существуют нормы выражения чувств, отвечающие представлениям о приличии, скромности, воспитанности. Избыток выразительных средств может рассматриваться в одном обществе как недостаток воспитания, в то время как в другом он может свидетельствовать о скрытности, недостаточной искренности. В процессе взаимодействия людей выразительные движения обогащаются, дифференцируются, приобретая характер образного «языка», специфического кода для передачи многообразных оттенков чувств. Таким образом, форма и употребление выразительных движений определяются системой конкретных общественных отношений, становясь объектом социального контроля.

Человеческие чувства имеют очень разнообразные проявления. Чувства обладают различной степенью интенсивности и продолжительности. Они могут быть длительными, но слабыми (печаль), или сильными, но кратковременными (радость). Большой интерес представляет собой длительно протекающие сильные чувства (любовь). Чувства также различаются по глубине, осознанности, генетическому происхождению, условиям возникновения и исчезновения, действию на организм, динамике развития, направленности, по способу их выражения и т.д. Чувства по-разному отражаются внутренней сферой и внешним обликом.

Все многообразие чувств можно разделить (по их субъективному переживанию) на 2 категории: на чувства положительного порядка, связанные с удовлетворением жизненных потребностей человека и потому доставляющие удовольствие, и чувства отрицательного порядка, связанные с неудовлетворением жизненных потребностей и потому доставляющие неудовольствие. По содержанию все чувства можно классифицировать на простые и сложные в зависимости от того, какого уровня потребности удовлетворяются у человека. К более простым относятся гнев, страх, радость, горе, зависть, ревность, к более сложным — моральное чувство, эстетическое чувство, чувство патриотизма и любви к родине.

Наконец, по форме протекания все эмоциональные состояния делятся на чувственный тон, настроение, эмоции, аффект, стресс, фрустрацию, страсть, высшие чувства. Простейшая форма эмоционального переживания — это, так называемый чувственный, или эмоциональный, тон. Под чувственным тоном понимают эмоциональную окраску, своеобразный качественный оттенок психического процесса, побуждающие субъекта к их сохранению или устранению. Хорошо известно, что некоторые цвета, звуки, запахи могут сами по себе, независимо от их значения, от воспоминаний и мыслей, связанных с ними, вызвать у нас приятное или неприятное чувство. Так, хорошая музыка, запах розы, вкус апельсина приятны, имеют отрицательный эмоциональный тон. Если отрицательный чувственный тон переход в болезненное отвращение, то говорят об идиосинкразии.

Чувственный тон как бы аккумулирует в себе отражение наиболее общих и часто встречающихся признаков полезных и вредных факторов окружающей действительности. Благодаря своей обобщенности чувственный тон помогает принять хотя и предварительное, но зато быстрое решение о значении нового раздражителя, вместо сравнения его со всей информацией, хранимой в памяти. Чувственный тон нередко носит субъективную окраску: интересная книга, приятный собеседник, веселая кинокомедия, и тд. для одного человека могут вызвать у другого совсем противоположные переживания. Чувственный тон также зависит от того, как протекает деятельность. Постоянно проигрывающий нам партнер кажется более симпатичным, чем тот, который все время выигрывает у нас. Несмотря на свою внешнюю незначительность, знание и целенаправленное использование чувственного тона позволяет воздействовать на настроение человека, улучшать производительность труда, интенсивность учебы и т.д.

Под настроением понимают общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека. Настроение очень разнообразно и может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т.д. Настроение является эмоциональной реакцией не на непосредственные последствия тех или иных событий, а на их значение для жизни человека в контексте его общих жизненных планов, интересов и ожиданий. Отмечая особенности настроения, С Л.Рубинштейн указывал, во-первых, что оно не предметно, а личностно, и, во-вторых, это не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое, общее состояние.

Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и, особенно, от тонуса нервной системы. Причины того или иного настроения не всегда ясны переживающему их человеку, а тем более окружающим его людям. Недаром говорят о безотчетной грусти, беспричинной радости, и в этом смысле, настроение — это бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятно для нее складываются обстоятельства. Но эта причина всегда есть и может быть определена. Ею могут быть окружающая природа, события, выполняемая деятельность и, конечно, люди. Все это позволяет отметить различную степень осознанности настроения.

Настроения могут различаться по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от многих причин: возраста человека, индивидуальных особенностей его характера и* темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения. Длительное настроение может окрашивать поведение человека в течение нескольких дней и даже недель. Настроение может стать устойчивой чертой личности. Именно эту особенность настроения подразумевают некоторые люди, деля окружающих на оптимистов и пессимистов.

В то же время, настроение может носить кратковременный, переходящий характер, что особенно ярко выражено в детском возрасте. Не имея сложившейся организации и иерархии мотивов, дети легко поддаются смене настроения: любое эмоциональное впечатление беспрепятственно распространяется, порождая неустойчивые, переменные, капризные настроения. С возрастом сфера распространения настроения ограничивается — воздействие должно быть, по крайней мере, значимым для личностной сферы. Настроение становится более устойчивым.

Настроение накладывает существенный отпечаток на поведение, стимулирует или подавляет деятельность человека. Одна и та же работа при разных настроениях может казаться то легкой и приятной, то тяжелой и удручающей. Хорошо работает человек, когда он бодр, спокоен, весел и гораздо хуже, когда он встревожен, раздражен, недоволен. Плохое настроение сказывается и на работе окружающих. Человек не должен быть рабом своего настроения и, как заметил один известный герой: «хорошее настроение никто не поднесет на блюдечке, о нем следует самому позаботиться». Поэтому человек должен управлять своим настроением. Для этого можно использовать образы и ситуации, приятные человеку. При господстве положительного, жизнерадостного настроения человек легко переживает и временные неудачи и огорчения.

Эмоции в узком значении слова — это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства. Так, если рассмотреть чувства, испытываемые болельщиками, на трибуне стадиона, чувство любви к футболу, хоккею, теннису и спорту вообще, то их нельзя называть эмоцией. Эмоции будут представлены состоянием наслаждения, восхищения, которые переживает, испытывает болельщик, наблюдая хорошую игру высококлассных спортсменов. То же чувство переживается в форме отрицательной эмоции: возмущения, негодования при ленивой игре или неопытном судействе. К.Бюлером был выдвинут закон, согласно которому в ходе деятельности положительные эмоции перемещаются от конца к началу. Особенно ярко это выражено в сложных видах деятельности, где разработка замысла, плана действия и его дальнейшее осуществление выделяется в самостоятельный этап (работа ученого, художника, писателя и т.д.).

С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. В этом случае человек готов «горы перевернуть». И, наоборот, иногда переживания характеризуются своеобразной скованностью, пассивностью, тогда говорят об астенических эмоциях Поэтому в зависимости от ситуации и индивидуатьных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, у испытывающего чувства страха человека возможно повышение мускульной силы и он может броситься навстречу опасности. То же самое чувство страха может вызвать полный упадок сил, от страха у него могут «подгибаться колени». Горе может вызвать апатию, бездеятельность у человека слабого, в то время как сильный человек удваивает свою энергию, находя утешение в работе и творчестве.

К.Изард выделил следующие основные, «фундаментальные эмоции». Интерес (как эмоция) — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.

Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или во всяком случае неопределенна.

Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение — желанием избавиться от кого-либо или чего-либо.

Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.

Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза).

Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Из соединения фундаментальных эмоций возникают такие комплексные эмоциональные состояния, как, например, тревожность, которая может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес. Каждая из указанных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности (например, радость, удовлетворение, восторг, ликование, экстаз и т.д.).

Эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызывать несогласованные, противоречивые эмоциональные отношения. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Обычно амбивалентность вызвана тем, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности человека (так, можно уважать кого-то за работоспособность и одновременно осуждать за вспыльчивость). Амбивалентность может быть порождена и противоречием между устойчивыми чувствами к предмету и развивающимися из них ситуативными эмоциями (так, например, совмещаются любовь и ненависть при ревности).

Самой мощной эмоциональной реакцией является аффект. Аффект (от лат. affectuctus — «душевное волнение», «страсть») — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением в функциях внутренних органов. Аффект возникает на уже произошедшее событие и является как бы сдвинутым к его концу. Любое чувство может переживаться в аффективной форме. Сюда относятся и случаи аффективного восторга на выступлении любимого ансамбля, и аффективный гнев болельщиков на стадионе, недовольных качеством судейства, и религиозный экстаз и т.д. Иногда аффект проявляется в напряженной скованности движений, позы, речи. Такими могут быть ужас, отчаяние. Или, если человек неожиданно получает приятное известие, он теряется, не знает, что сказать.

Причиной аффекта может стать конфликт, противоречие между сильным влечением, желанием, стремлением человека к чему-либо и объективной невозможностью удовлетворить возникшее побуждение, причем человек не в состоянии или не хочет осознать эту невозможность или не может с ней примириться (гнев, ярость). Конфликт может заключаться и в повышенных требованиях, предъявляемых к человеку в данный момент, и его переживаниях, неуверенности в своих силах, недооценке своих возможностей. Так, например, задача может казаться сверхтрудной, невыполнимой и вызовет панический страх.

Аффект возникает резко, внезапно в виде вспышки, порыва. При этом изменяются основные характеристики внимания и в поле восприятия удерживаются только те объекты, которые в связи с переживанием вошли в комплекс. Все остальные раздражители осознаются недостаточно, и это одна из причин практической неуправляемости этим состоянием. Кроме того, изменяется мышление, человеку трудно сосредоточиться, предвидеть результаты своих поступков и целесообразное поведение становится невозможным. Отличительная черта аффекта — ослабление сознательного контроля, узость сознания. Аффект сопровождается сильной и беспорядочной двигательной активностью, происходит своего рода разрядка в действии.

Аффекты отрицательно сказываются на деятельности человека, резко снижая уровень ее организованности. В аффекте человек как бы теряет голову, его поступки неразумны, совершаются без учета обстановки. Если в сферу действий человека попадают предметы, не имеющие отношения к причине аффекта, он может в ярости отшвырнуть попавшую под руку вещь, толкнуть стул, хлопнуть по столу. Теряя власть над собой, человек как бы весь отдается переживанию. Состояние аффекта показано М.ЮЛермонтовым в поэме «Мцыри»:
Тогда на землю я упал,
И в исступлении рыдал,
И грыз сырую грудь земли,
И слезы, слезы потекли
В нее горячею рекой

Такое состояние вызвано сильным возбуждением определенных центров промежуточного мозга и коры полушарий. Обладая свойствами доминанты, аффект тормозит несвязанные с ним психические процессы и навязывает тот или иной стереотипный способ «аварийного» разрешения ситуации. Так как эти способы (оцепенение, бегство, агрессия) сложились в процессе биологической эволюции, то и оправдывают они себя только в соответствующих биологических условиях.

Чрезвычайно сильное возбуждение, перейдя предел работоспособности нервных клеток, сменяется безусловным охранительным торможением, возникает эмоциональный шок. В результате аффект заканчивается упадком сил, усталостью и даже ступором. Нарушения сознания могут привести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды и даже полной амнезии на события.

Было бы неверно думать, что аффект полностью неуправляем. Несмотря на кажущуюся внезапность, аффект имеет определенные этапы развития. И если на конечных этапах, когда человек полностью теряет контроль над собой, остановиться практически невозможно, то в начале это может сделать любой нормальный человек. Конечно, это иногда требует огромных волевых усилий, тем более значительных, чем в большей мере развилось аффективное состояние. Здесь самое важное отсрочить наступление аффекта, «затушить» аффективную вспышку, сдержать себя, не терять власть над своим поведением.

Еще одна обширная область состояний человека объединяется понятием стресс. Под стрессом (от англ. stress — «давление», «напряжение») понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Это понятие было введено Г.Селье для обозначения неспецифической реакции организма на любое неблагоприятное воздействие. Его исследования показали, что в различные неблагоприятные факторы — усталость, страх, обида, холод, боль, унижение и многое другое вызывают в организме однотипную комплексную реакцию вне зависимости от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. Причем эти раздражители необязательно должны существовать в реальности. Человек реагирует не только на действительную опасность, но и на угрозу или напоминание о ней.

В настоящее время в зависимости от стрессового фактора выделяют различные виды стресса, которые в наиболее общем виде могут быть сведены к физиологическому и психическому. Психологический стресс в свою очередь можно разделить на информационный и эмоциональный. Если человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности, т.е. когда возникает информационная перегрузка, может развиться информационный стресс. Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д. Г.Селье выделил в развитии стресса 3 этапа. Первый этап — реакция тревоги — фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом происходит перераспределение резервов организма: решение главной задачи обеспечивается за счет второстепенных задач. Человек справляется с нагрузкой с помощью функциональной мобилизации, без структурных перестроек. На втором этапе — этапе стабилизации все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. Внешнее поведение мало отличается от нормы, все как будто налаживается, но внутренне идет перерасход адаптационных резервов. Если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, наступает третий этап — истощение, что может привести к значительному ухудшению самочувствия, различным заболеваниям и даже смерти.

Показательны в этом отношении данные, полученные в свое время английскими исследователями. Они проследили смертность от коронарной болезни у представителей 13 профессиональных групп. Выяснились довольно любопытные сведения: врачи-хирурги, мелки собственники почти в 10 раз чаще погибали от инфаркта миокарда, чем сельскохозяйственные рабочие, а судьи и адвокаты — в 5 с лишним раз. В других исследованиях отмечается высокая смертность от ишемической болезни сердца руководящих административных деятелей, летчиков-испытателей, пилотов реактивных самолетов, водителей городских автобусов. На первый взгляд, между трудом хирурга и шофера городского автобуса нет ничего общего. Но если вдуматься, это общее обнаружить нетрудно: оно в особом, иногда чрезмерном эмоциональном напряжении работающего. Именно постоянное пребывание в условиях стрессовой ситуации сокращает жизнь людям этих профессий.

Стрессовые состояния существенно влияют на деятельность человека. Люди с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психологические нагрузки. У одних людей наблюдается повышение активности, мобилизация сил, повышение эффективности деятельности. Это так называемый «стресс льва». Опасность как бы подстегивает человека, заставляет его действовать смело и мужественно. (Наполеон писал об одном из своих маршалов: «Ней имел умственные озарения только среди ядер, в громе сражения; там его глазомер, его хладнокровие и энергия были несравненны, но он не умел так же хорошо приготовить свои операции в тиши кабинета, изучая карту».) С другой стороны, стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение ее эффективности, пассивность и общее торможение («стресс кролика»).

Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но прежде всего от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях.

Близким по своим проявлениям к стрессу является состояние фрустрации. Фрустрация (от лат. frustratio ~ «обман», «расстройство», «разрушение планов») — состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели. Фрустрация сопровождается целой гаммой отрицательных эмоций, способных дезорганизовать сознание и деятельность. В состоянии фрустрации человек может проявлять озлобленность, подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию.

Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности воздействующего фактора, состояния человека и сложившихся у него форм реагирования на жизненные трудности. Особенно часто источником фрустрации выступает отрицательная социальная оценка, затрагивающая значимые отношения личности. Устойчивость (толерантность) человека к фрустрирующим факторам зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами.

Особой формой эмоционального переживания является страсть. По интенсивности эмоционального возбуждения страсть приближается к аффекту, а по длительности и устойчивости напоминает настроение. В чем же специфика страсти? Страстью называют сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека. Причины формирования страсти достаточно разнообразны — они могут определяться осознанными убеждениями (например, страстность ученого в науке), могут исходить из телесных влечений или иметь патологическое происхождение (как бывает при паранойяльном развитии личности). В любом случае страсть органически связана с потребностями и другими свойствами личности. Страсть избирательна и всегда предметна. Таковы, например, наблюдающиеся у людей страсть к знанию, страсть к музыке, страсть к коллекционированию и т.д.

Страсть захватывает все мысли человека, заставляет вспоминать все обстоятельства, связанные с предметом страсти, представлять и всесторонне обдумывать пути достижения потребности. Достаточно вспомнить М.Ю Лермонтова:
Я знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
(*Мцыри»)

Все остальное, не связанное с предметом страсти, кажется второстепенным, не имеющим значения, и нередко попросту упускается из виду и забывается. Жизнь дает немало примеров, когда ученые, страстно работающие над открытием, не придавали значения своему внешнему виду, забывали про сон и еду.

Наиболее важной характеристикой страсти является ее связь с волевой сферой. Страсть выступает одним из существенных побуждений к деятельности, обладая большой силой. Поэтому чрезвычайно важно знать, на что направлена страсть. Недаром христианская мораль рассматривает страсть как тайную, фатальную силу, которая ослепляет человека, вовлекает его во власть инстинктов. В действительности оценка значения страсти достаточно субъективна. Страсть может быть принята, санкционирована личностью, а может осуждаться ею, переживаться как нечто нежелательное, навязчивое. Большую роль в оценке играет общественное мнение. Так, например, в рамках одной культуры приверженность народным принципам и идеалам может рассматриваться людьми как преданность традициям, в то время как другие могут называть эту страсть фанатизмом; или страсть к деньгам, к накопительству осуждается одними людьми как жадность, стяжательство, но может быть положительно оценена в рамках другой социальной группы как экономность, расчетливость.

Единство нравственного, разумного начала и страсти нередко выступает движущей силой великих дел, подвигов, открытий. В своем письме к молодежи И.П.Павлов подчеркнул значение страсти в научном исследовании: «Большого напряжения и великой страсти требует наука от человека. Будьте страстны в вашей работе и ваших исканиях».

Особую форму переживания представляют собой высшие чувства, в которых заключено все богатство подлинно человеческих отношений. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, чувства подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные.

Нравственными (моральными) называются чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом.

Проявление этих чувств предполагает, что человеком усвоены нравственные нормы и правила, он знает, что нужно считать хорошим, а что плохим; что добрым, а что злым; что справедливым, а что нет. Нравственные нормы складываются и изменяются в процессе исторического развития общества в зависимости от его традиций, обычаев, религии, господствующей идеологии и т.д.

Общественные межличностные отношения служат не только основой, предпосылкой возникновения человеческих чувств, но и определяют их содержание. Действия и поступки людей, соответствующие взглядам на нравственность в данном обществе, считаются моральными, нравственными; поступки, не соответствующие этим взглядам, считаются аморальными, безнравственными. К нравственным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм, сочувствие и т.д. Отдельно можно выделить морально-политические чувства как проявление эмоциональных отношений к различным общественным учреждениям и организациям, а также государству в целом. К аморальным можно отнести жадность, эгоизм, жестокость, злорадство и пр.

Одной из важнейших особенностей нравственных чувств является их действенный характер. Нравственные чувства выступают как побудительные силы многих героических дел и поступков. Основной задачей педагогики является формирование нравственных чувств подрастающего поколения таким образом, чтобы соблюдение требований и правил общественной морали стало для него жизненной потребностью. Нарушение этих требований и правил должно вызывать моральную неудовлетворенность, переживание обиды, стыда, гнева.

Интеллектуальными чувствами называют переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Наиболее типичной ситуацией, порождающей интеллектуальные чувства, является проблемная ситуация. Успешность или неуспешность, легкость или трудность умственной деятельности вызывает в человеке целую гамму переживаний. Интеллектуальные чувства не только сопровождают познавательную деятельность человека, но и стимулируют, усиливают ее, влияют на скорость и продуктивность мышления, на содержательность и точность знания. Существование интеллектуальных чувств — удивления, любопытства, любознательности, чувства радости по поводу сделанного открытия, чувства сомнения в правильности решения, чувства уверенности в правильности доказательства и пр. — является ярким свидетельством взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных моментов. Чувства выступают как своеобразный регулятор умственной деятельности.

К интеллектуальным чувствам относят и обобщенное чувство нового. Оно выражается в постоянном поиске и борьбе за новое, прогрессивное, революционное как в области познания, так И в практической деятельности. Б.И.Додонов связывает эти чувства не просто с потребностью в получении любой новой информации, а с потребностью в «когнитивной гармонии», т.е. в том, чтобы в новом, неизвестном отыскать знакомое, привычное. Альберт Эйнштейн очень метко назвал это стремление «бегством от удивления».

Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве. Наблюдая окружающие нас предметы и явления действительности, человек может испытывать особое чувство восхищения их красотой. Особенно глубокие переживания человек испытывает при восприятии лучших произведений художественной литературы, музыкального, изобразительного, драматического и других видов искусства. Это вызвано тем, что в них специфически переплетаются и моральные и интеллектуальные, практические (эмоциональный отклик на богатство человеческой деятельности) чувства. Сложность проблемы состоит также в том, что эстетическое отношение проявляется через другие чувства: восторг, радость, презрение, отвращение, тоску, страдание и пр. Все это позволило некоторым ученым предположить, что эстетических эмоций в чистом виде просто не существует. Однако этот взгляд является слишком узким. Против него говорит уже тот факт, что эстетическое чувство у человека может быть вызвано созерцанием даже самого простого предмета или его отдельного свойства. Эстетические чувства включают в себя чувство героического возвышенного, трагического, комического, они проявляются в соответствующих оценках, в художественных вкусах, внешних реакциях и т.д.

Следует отметить, что рассмотренное деление чувств является достаточно условным. Обычно чувства, испытываемые человеком, так сложны и многогранны, что их трудно отнести к какой-либо одной категории. Так, творчество ученого — это своеобразный сплав интеллектуальных, нравственных и эстетических чувств с преобладанием интеллектуальных, а творчество художника — это, по-видимому, тоже сплав этих чувств, но с преобладанием эстетических. Различия в чувственной сфере накладывают глубокий отпечаток на весь строй духовной жизни человека. Среди всего многообразия индивидуальных эмоциональных проявлений следует отметить прежде всего обусловленные особенностями нервной системы человека. В связи с тем, что такие особенности, как степень эмоциональной возбудимости, рила эмоционального возбуждения и устойчивость эмоциональных состояний,непосредственно проявляются в поведении, то определить и наблюдать эти особенности достаточно легко. Так, лица с высокой эмоциональной возбудимостью обычно очень впечатлительны, волнуются по малейшему поводу, их легко удивить, обрадовать, разгневать, обидеть. Существуют и эмоционально нечуткие люди, у которых выражение эмоции наступает только в чрезвычайно эмоциональных ситуациях. Сила эмоционального возбуждения проявляется в том, что, с одной стороны, существуют люди неуравновешенные, постоянно контролирующие свое поведение. Существенно выражены различия в глубине и устойчивости чувств. Лица с большой устойчивостью эмоциональных состояний характеризуются постоянством настроения, чувства захватывают их целиком и оставляют после себя глубокий след. У других людей чувства поверхностны, протекают легко, малозаметно, без серьезных переживаний.

По сути дела, рассмотренные индивидуальные особенности образуют динамическую сторону эмоциональных процессов, проявляющихся своеобразным рисунком непроизвольных выразительных движений. Индивидуальные различия проявляются также в некоторых социальных качествах личности, и в частности в том, насколько открыт в своих чувствах человек для окружающих. В этом плане можно выделить натуры открытые, для которых характерна откровенность, желание поделиться с другими своими, даже очень интимными переживаниями, и людей скрытных, маскирующих свои чувства под маской внешнего спокойствия, из-за болезни, насмешки или равнодушия.

Личностные особенности эмоциональной сферы связывают также с таким качеством, как отзывчивость. Отзывчивыми считают людей, которые эмоционально откликаются на события в жизни других людей как на свои собственные. Противоположным качеством является черствость (или эмоциональная тупость). Такие люди не понимают, что означает сочувствие другому, безразличны к окружающим. Жизнь только для себя, только своими интересами ведет к появлению такого свойства личности, как жесткость.

Весьма важны также различия в направленности и содержании чувств. У разных людей можно заметить преобладание того или иного настроения, склонность к определенным чувствам, что позволяет говорить о них, как о ведущих. Эта особенность обычно связана с мировоззрением, жизненными интересами, убеждениями личности. В исследовании Б.И.Додонова среди ведущих направленностей чувств отмечены альтруистическая, праксическая, интеллектуальная, эстетическая и гедонистская (эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте).

Отмеченные индивидуальные различия не могут охватить всего многообразия эмоциональных проявлений человека, не исчерпывают всей возможности палитры оттенков индивидуального чувства. Однако теоретическое многообразие человеческих чувств не исключает встречающихся на практике трафаретных, типичных форм реагирования. В связи с этим С.Л.Рубинштейн считал, что характерологически существенным являются различия между эмоциональными, сентиментальными и страстными натурами.

Собственно эмоциональные натуры переживают свои чувства, отдаваясь их вибрациям; у них господствует аффективность; они впечатлительны, возбудимы, но скорее порывисты, чем действенны; для них само чувство с захватывающим волнением важнее его объекта. Сентиментальные натуры скорее созерцают свои чувства, любуясь их переливами; они чувствительны, но пассивны, любовь для них по преимуществу любование. Натуры страстные живут своим чувством, воплощая его напряжение в действии; их не удовлетворяют ни переживания друзей, ни созерцательное любование его объектом; для них чувство — это страстное стремление.

Неповторимые индивидуальные проявления эмоционального облика человека складываются в течение всей жизни и неразрывно связаны с развитием личности в целом. Чувства не могут существовать вне конкретной личности, они не имеют своей истории, а образуют совместно со всеми структурами личности сложную систему, психический облик человека.

Источник: 
Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций
Темы: