Нейропсихологическое исследование состояния мнестических процессов

Различные параметры слухоречевой и зрительной памяти подлежат особенно тщательной оценке в процессе нейропсихологического обследования, поскольку состояние памяти пациента является важным прогностическим критерием успешности его реабилитации. Как показывает практика, для большинства людей характерно лучшее развитие зрительной памяти — как говорится, «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Для исследования слухоречевой памяти чаще всего используются такие методики как «Запоминание 2 групп по 3 слова», «Запоминание 10 слов», «Запоминание 2 фраз» и «Запоминание 5 фигур».

Запоминание 2 групп по 3 слова. Методика направлена на исследование скорости и объёма слухоречевого запоминания, возможностей удержания порядка предъявляемых стимулов и влияния фактора интерференции на запоминание материала. Интерференция — это взаимное влияние следов памяти при запоминании материала, в результате чего воспроизводится меньший объём информации по сравнению с предъявленным, или группы стимулов смешиваются между собой. В данной методике гомогенным интерферирующим заданием для заучивания первой группы слов является запоминание второй группы. Проще говоря, две группы слов как бы «мешают» друг другу запоминаться.

Для заучивания испытуемому предлагаются простые, часто употребляемые, не связанные по смыслу слова в единственном числе именительного падежа, объединённые в 2 группы по 3 слова (например, «мяч, кот, суп» и «день, руль, флаг»).

Методика проводится в несколько этапов, поэтому инструкция состоит из нескольких частей, каждая из которых предъявляется в определённый момент. Соблюдение их последовательности и чёткие формулировки — важнейшие факторы, влияющие на качество выполнения задания. В начале испытуемого просят повторить первую группу слов и постараться запомнить её. После того, как он сделал это без ошибок, ему предлагается для запоминания вторая группа слов. После её повторения пациента просят вспомнить сначала первую группу, а затем — вторую. При этом регистрируются все слова, воспроизведённые испытуемым, даже если они ошибочны. При необходимости стимульный материал повторяется ещё 1-2 раза, поскольку многие пациенты после запоминания второй группы вследствие сильного влияния интерференции не могут вспомнить ни одного слова. После успешного заучивания двух групп испытуемому предлагается гетерогенная интерферирующая задача (например, серийный счёт в уме). После этого пациента снова просят вспомнить сначала первую группу слов, а затем — вторую.

Особое значение имеет качественный анализ выполнения методики. Проводя его, следует обратить внимание на следующие показатели:

  • объём запоминаемого материала;
  • количество необходимых повторений для запоминания;
  • возможность удержания предъявляемого порядка слов,
  • наличие привнесённых слов (т.е. не предъявлявшихся пациенту) или слов, близких по смыслу или по звучанию к стимульным;
  • прочность мнестических следов (при отсроченном воспроизведении);
  • смешение слов, относящихся к разным группам.

«Запоминание 10 слов». Методика направлена на исследование объёма и скорости слухоречевого запоминания, а также объёма отсроченного воспроизведения. Нейропсихолог может получить информацию о доступности целенаправленной и длительной работы пациента со слухоречевым материалом.

Как и в предыдущей методике, в качестве стимульного материала используются 10 односложных или коротких двусложных, часто употребляемых, не связанных по смыслу слов в единственном числе именительного падежа.

Инструкцию можно сформулировать следующим образом: «Вам предстоит запомнить 10 слов. После того, как я произнесу все слова, постарайтесь повторить всё, что вы запомнили в любом порядке. Поскольку с первого раза это сделать непросто, у вас будет несколько попыток».

В зависимости от индивидуальных особенностей испытуемого, ему может понадобиться 3-5 попыток. Если с пятой попытки ему не удаётся воспроизвести все слова, выполнение методики прекращается, чтобы избежать утомления пациента. В самом конце обследования (как правило, через 40-45 минут) испытуемому предлагается ещё раз назвать заученный стимульный ряд. В ходе качественного и количественного анализа результатов следует обратить внимание на следующие параметры:

  • объём непосредственного запоминания;
  • объём отсроченного воспроизведения;
  • длительность запоминания слов;
  • динамика заучивания;
  • особенности фонематического восприятия;
  • наличие привнесённых слов или слов, близких по звучанию или по смыслу к стимульным;

Для наглядности может быть построена кривая запоминания (рис. 43). Её траектория позволяет увидеть определённые проблемы слухоречевой памяти. Так, для модально-неспецифических нарушений характерна нестабильная продуктивность запоминания, что графически выражается ломаной кривой. Быстрая истощаемость мнестических процессов проявляется в виде нисходящей линии. Кривая, свойственная нормативному варианту заучивания стимульных слов, наоборот, представляет собой восходящую кривую.

Запоминание двух фраз. Целью этой методики является исследование влияния смысловой организации материала на объём его запоминания. Как правило, у здоровых испытуемых наличие смысловой связи между словами улучшает продуктивность заучивания по сравнению с запоминанием разрозненных слов, несмотря на наличие гомогенной интерференции (ведь обе фразы «мешают» запоминанию друг друга). В связи с этим, результаты выполнения данного задания обычно сопоставляются с данными, полученными в методике «Запоминание 2 групп по 3 слова», и анализируются аналогичным образом.

Классическим стимульным материалом являются следующие фразы:

  1. «В саду за высоким забором росли яблони».
  2. «На опушке леса охотник убил волка».

Эти предложения предъявляются испытуемому до полного запоминания, а затем его просят воспроизвести вначале первую, а затем вторую фразу.

Анализ результатов выполнения методики проводится по следующим показателям:

  • различие между объёмом запоминаемого материала, организованного по смыслу, и количеством заученных ранее разрозненных слов;
  • количество повторов фраз, необходимых для правильного воспроизведения;
  • полнота воспроизведения;
  • наличие слов, привнесённых из другой фразы;
  • замены слов близкими по звучанию или по смыслу.

«Запоминание 5 фигур». Методика направлена на исследование точности, объёма, прочности следов зрительной памяти, возможности удержания порядка стимулов.

Стимульный материалом для этой методики является ряд из 5 невербализуемых (то есть трудно характеризуемых словами) фигур, который демонстрируется испытуемому в течение 10-15 секунд. Инструкция формулируется следующим образом: «Посмотрите внимательно на эти фигуры, постарайтесь запомнить их как можно точнее и нарисовать в том же порядке. Если вы забыли какую-то фигуру, оставьте пропуск, чтобы было понятно, что вы помните её расположение».

При недостаточном воспроизведении эталон предъявляется ещё раз, затем убирается, а то, что испытуемый нарисовал во время первой попытки, закрывается. После этого пациент пытается заново изобразить весь стимульный ряд. При необходимости процедура повторяется 5 раз. Как правило, здоровым испытуемым требуется не больше 3 попыток. В конце обследования можно попросить пациента снова вспомнить и нарисовать заученный ряд по аналогии с отсроченным воспроизведением 10 слов. При подсчёте и качественном анализе ошибок важно обращать внимание на следующие параметры:

  • объём зрительной памяти;
  • отсутствие каких-либо элементов в изображении фигур;
  • привнесение лишних элементов в рисунок;
  • нарушение порядка фигур;
  • пространственные ошибки.
Источник: 
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с.
Материалы по теме
Методы нейропсихологической диагностики
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Методика клинической беседа с пациентом в нейропсихологии
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Методики оценки нарушений внимания и работоспособности в нейропсихологии
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Диагностика нарушений восприятия в нейропсихологии
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Исследование нарушений произвольных действий в нейропсихологии
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Нейропсихологическая диагностика состояния речевой сферы
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Методики исследования мышления в нейропсихологии
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Методики оценки эмоционально-личностной сферы в нейропсихологии
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Оставить комментарий