Нейропсихологическая диагностика состояния речевой сферы

Информацию о состоянии функции речи нейропсихолог получает уже с первых минут общения с пациентом. Во время клинической беседы, при исследовании слухоречевой памяти, слухового и зрительного восприятия специалист может заметить нарушения звукопроизношения, трудности номинации (соотнесения образа предмета с соответствующим ему словом-наименованием), грамматические ошибки при построении высказывания и неправильную расстановку ударений в словах. Следует учитывать образовательный и культурный уровень больного, а также то, является ли русский язык родным для него. Выше уже были описаны методики для диагностики состояния фонематического слуха, которые также отражают и степень сохранности речевой функции. Для исследования более сложных уровней речи используются следующие пробы.

Понимание логико-грамматических конструкций. Пациенту предлагаются словосочетания или предложения, в которых отражаются отношения между какими-либо объектами. Данные отношения могу выражаться «пространственными» предлогами (например, «над», «под») сравнениями и другими средствами языка. Неправильные ответы свидетельствуют о трудностях понимания тех или иных типов логико-грамматических конструкций. Вот несколько примеров подобных заданий:

  • «Мальчик спасен девочкой. Кто кого спас?».
  • «Сравните словосочетания «брат отца» и «отец брата». Чем они отличаются?»
  • «Покажите книгу карандашом».

В нейропсихологических диагностических альбомах содержание многих логико-грамматических конструкций отражено на иллюстрациях. Например, широко известна картина со стимульным материалом под названием «Бочки и ящики», на которой соответствующие предметы изображены в различных положениях относительно друг друга. Пациента просят показать ящик в бочке, бочку за ящиком, ящик под бочкой и т.д.

Самостоятельное письмо и письмо под диктовку. Пациента просят написать хорошо упроченные в личном опыте слова и словосочетания, например: фамилию, имя и отчество, название родного города, адрес и т.д. В качестве стимульного материала для письма под диктовку используются пары и тройки слов, словосочетания и предложения, сложные слова, содержащие стечение согласных, сочетания букв, похожих по написанию или по произношению, например: «Мишина машина», «кораблекрушение», «гвоздь-грусть-кость», «Мы устроили экскурсию в Псков» и т.д.

Чтение слогов и слов. Пациента просят прочитать вслух буквы и слоги, некоторые из которых написаны неправильно (например, в другую сторону, не дописаны или содержат лишние элементы).

Пересказ рассказа. Испытуемому предлагается короткий рассказ, который он должен прочитать вслух и пересказать как можно точнее. Рассказ может быть также прослушан испытуемым и затем воспроизведён. Форма предъявления стимульного материала для пересказа зависит от состояния слуха и зрения больного, наблюдаемых симптомов и задач исследования. Данная методика также направлена на оценку мышления. При анализе результатов важно обращать внимание на следующие аспекты:

  • темп чтения;
  • характер ошибок при чтении: замена букв близкими по написанию или по произношению, «угадывающее» чтение, перестановка букв или слогов, «проглатывание» или неверное чтение окончаний и т.д.
  • понимание содержания и главной мысли рассказа;
  • правильное воспроизведение последовательности событий при пересказе;
  • грамматические ошибки в построении предложений при пересказе;
  • замены слов близкими по смыслу или по звучанию при чтении и пересказе.

При исследовании речевых процессов особенно важно правильно подбирать стимульный материал. Трудности в употреблении, назывании и понимании слов, фраз, а также при воспроизведении текстов тесно связаны с параметрами лексического материала: длиной, частотой их употребления и моторной сложности (Фотекова Т.А., Ахутина Т.В., 2002).

Ключевые слова: Методики, Диагностика, Речь, Нейропсихология
Источник: Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с.
Материалы по теме
Нейропсихологическое исследование состояния мнестических процессов
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Диагностика нарушений восприятия в нейропсихологии
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Исследование нарушений произвольных действий в нейропсихологии
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Методики исследования мышления в нейропсихологии
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Методики оценки эмоционально-личностной сферы в нейропсихологии
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Методы нейропсихологической диагностики
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Методика клинической беседа с пациентом в нейропсихологии
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Методики оценки нарушений внимания и работоспособности в нейропсихологии
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Оставить комментарий