Неясность речи как следствие речевой недостаточности

Небрежное отношение к языку может стать причиной и речевой недо­статочности — случайного пропуска слов, необходимых для точного выра­жения мысли '.Дирекции надо стремиться от этого равнодушия (пропущено избавиться)', Картины маслом помещают в рамы (пропущено написанные). Речевая недостаточность часто возникает в устной речи, когда говорящий торопится и не следит за правильностью высказывания. Комические ситуа­ции при этом возникают, если оратор обращается к присутствующим, поль­зуясь микрофоном. Так, на выставке собак можно услышать обращения к хозяевам породистых псов:

Уважаемые участники, разберитесь по породам и приготовьтесь к параду!
Товарищи участники, тщательно оботрите морды от слюны для облегче­ния осмотра зубной системы!
Призеры, срочно явитесь для награждения. Владельцы без намордников награждаться не будут.

Из подобных призывов администратора следует, что все эти испытания ожидают не собак, а их владельцев, потому что именно им адресована речь.

При речевой недостаточности очень часто возникает неясность. Вот при­меры таких ошибок, попавших в протоколы и другие деловые документы:

Гр. Калиновский Л. Л. следовал по улице без номерного знака; Установить день сдачи страховых агентов в бухгалтерию до 10 числа каждого месяца; Инте­ресующих вас лиц вышлем почтой; Классным руководителям обеспечить явку своих родителей.

 Вследствие речевой недостаточности нарушаются грамматические и логические связи слов в предложении, затемняется его смысл. Болес того, пропуск слов может совершенно исказить мысль автора: Для улучше­ния производственных показателей необходимо объединить всех работ­ников, занимающихся вопросами экономики (надо: объединить усилия всех работников)', объявление на двери рентгеновского кабинета: Ввиду холода в помещении делаем только срочные переломы (имеются в виду срочные рентгенологические снимки переломов).

Вследствие пропуска слова могут возникнуть различные логические ошибки. Так, отсутствие нужного звена в выражении мысли приводит к алогизму: Язык героев Шолохова резко отличается от героев других писа­телей (можно сравнивать язык героев Шолохова только с языком героев других писателей)', Условия города отличны от села (допустимо сравне­ние условий жизни в городе только с условиями жизни в селе)', Вечером прогуливаюсь по Ломоносова (имеется в виду улица, названная в честь М. В. Ломоносова); Замечательно сказано у Расула Гамзатова: «Чело­веку нужно два года, чтобы научиться говорить, и шестьдесят лет, чтобы научиться держать язык за зубами» (ср.: Замечательно сказано в стихо­творении Расула Гамзатова).

Нередко в результате пропуска слова происходит и подмена понятия. Например: Больные, не посетившие амбулаторию в течение трех лет, выкладываются в архив — речь идет о карточках больных, а из текста следует, что в архив сдаются больные. Подобная речевая недостаточность порождает комизм и абсурдность высказывания:

Куйбышевский речной порт производит мужчин на постоянную и временную работу портовыми рабочими; Она заняла второе место по гимнастике среди девушек 2-го разряда (из журнала «Крокодил»); Инспекция государственного страхования приглашает вас в любой четверг в Госстрах для получения травмы (объявление).

Речевая недостаточность, возникающая как следствие стилистической небрежности автора, легко поддается правке: нужно только вставить слу­чайно пропущенное слово или словосочетание. См., например:

Неотредактированный текст

  1. Фермеры стремятся добиться увели­чения овец в хозяйстве.
  2. Соревнования показали, что в нашем городе появились сильные шашисты на стоклеточной доске.
  3. Изохроны — линии на географиче­ских картах, проходящие через точки земной поверхности, в которых то или иное явление наступает в один и тот же момент.

Отредактированный текст

  1. Фермеры стремятся добиться увеличе­ния поголовья овец в хозяйстве.
  2. Соревнования показали, что в нашем городе появились сильные шашисты, играющие на стоклеточной доске.
  3. Изохроны — линии на географических картах, проходящие через точки, соот­ветствующие точкам земной поверхности, в которых то или иное явление природы наступает в один и тот же момент.

 Если же оратор, как говорится, не находит слов для правильного выра­жения мысли и строит предложение кое-как, опуская те или иные звенья в цепочке логически связанных понятий, то фраза становится недостаточно информативной, сумбурной, и чтобы исправить такое высказывание, при­ходится много трудиться, добиваясь ясности мысли. Например, в рукописи статьи о восстановлении полиграфического предприятия читаем: На пер­вых порах устанавливалось оборудование форматом в полпечатиого листа. По этой усеченной информации нелегко догадаться, что при возобновлении работы полиграфического комбината вначале установили оборудование лишь для изготовления продукции форматом в половину печатного листа.

Недостаточная информативность предложения, в котором опущены важные слова и словосочетания, особенно часто приводит к абсурдности высказывания, что можно было наблюдать в поздние советские времена, когда наши газеты печатали многочисленные репортажи о «победах и заво­еваниях» при выполнении пятилетних планов. Например: В эту смену, между 16 и 20 часами, и был выработан тысячный миллиард советских энергетиков. Из сообщения непросто восстановить истину: в действитель­ности речь идет о том, что советские энергетики, работавшие в вечернюю смену, дали стране тысячный миллиард киловатт-часов электроэнергии.

Речевую недостаточность как распространенную ошибку следует отли­чать от эллипсиса — стилистической фигуры, основанной на сознательном пропуске того или иного члена предложения для создания особой выра­зительности. Наиболее экспрессивны эллиптические конструкции без гла­гола-сказуемого, передающие динамичность движения:

Я за свечку,
Свечка — в печку!
Я за книжку,
Та — бежать И вприпрыжку Под кровать!
(К. Чуковский)

При эллипсисе нет необходимости восстанавливать пропущенные члены предложения: смысл эллиптических конструкций ясен, а введение в них уточняющих слов лишит их экспрессии и присущей им легкости. При речевой недостаточности, напротив, восстановление пропущенных слов необходимо, так как без них предложение стилистически неприем­лемо.

Ключевые слова: Речь
Источник: Стилистика русского языка и культура речи : учебник для академического бакалавриата / И. Б. Голуб, С. 11. Стародубец. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 455 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс.
Материалы по теме
Цель речи
Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. - Риторика (Учебники, учебные пособия)- 2004
Культура речи
Львов М.Р., Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.:...
Эгоцентрическая речь: структура, функции и развитие
Пашук Н. С. Психология речи. Мн., Изд-во МИУ, 2010
Классическая педагогика и риторика о речи учителя
Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание,...
Овладение речью
...
Расстройство рецептивной речи
Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия
Порождение речевого высказывания
Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. - Психологический справочник учителя
Выразительность речи и ее виды
Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. - Риторика (Учебники, учебные пособия)- 2004
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий