Мышление и профессиональная деятельность

Особенности профессиональной деятельности определяют специальные требования к личности специалиста, его знаниям, умениям, способностям, психологическим качествам и мышлению, что способствует формированию профессионального мышления уже со студенческой скамьи, поэтому можно говорить о различных видах профессионального мышления: управленческое мышление, экономическое мышление, мышление юриста, мышление дизайнера, мышление спортсмена и т.д.

Сформированное профессиональное мышление подчеркивает достижение определенного уровня профессионализма, а профессионалом называют личность, достигшую высокого уровня квалификации, сознательно изменяющую и развивающую себя в ходе профессиональной деятельности, вносящую индивидуальный творческий вклад в профессию, ориентированную на высшие достижения, гармонично сочетающую личные интересы и интересы общества. Сформированность профессионального мышления подчеркивает креативность личности специалиста, проявляющуюся в творческой направленности и высоком творческом потенциале субъекта деятельности, а также в устойчивой потребности и умении решать профессиональные задачи нестандартно, оригинально и эффективно.

Профессиональное мышление отражает качественную характеристику мышления субъекта труда, отражающую, с одной стороны, высокую профессиональную квалификацию и компетентность (профессионализм деятельности), с другой, -высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых качеств (профессионализм личности). Профессиональная компетентность проявляется, в том числе, в профессиональном мышлении, профессиональной интуиции. Ее показателями являются устойчивая профессиональная мотивация, творческая установка и сознательное    профессиональное    творчество, индивидуальность в профессиональном труде. Творческое отношение к профессиональной деятельности, творческая активность субъекта труда являются основой повышения профессиональной компетенции.

Развитию профессионального мышления способствует общее требование для любых специалистов: наличие потребности    в    профессиональном    развитии, совершенствовании,    стремлении к достижению профессионального мастерства, поэтому можно говорить о специфике мышления профессионала: дизайнера, педагога, спортсмена, юриста, экономиста или управленца и т.п. Рассмотрим, особенности мышления в связи некоторыми видами профессиональной деятельности (управление, юриспруденция, профессиональный спорт и дизайн-проектирование).

Проведем для начала сравнительный анализ мышления юриста и управленца. Мышление юриста и управленца имеет как общие, так и отличные характеристики. Остановимся на них подробнее.

Мыслительный процесс и юриста, и управленца осуществляется поэтапно: и тому и другому важно осознать существование проблемы. Далее происходит фиксация зоны неопределенности события. В последующем ставится цель выбора и производится ее согласование с необходимостью ряда действий. И юрист, и управленец имеют некое свое представление - ситуационный образ, который используется как своеобразная модель решения.

И юрист, и управленец периодически ставят следующие задачи:

  • сформировать альтернативное множество способов преодоления форс-мажора;
  • отсеять менее привлекательные варианты;
  • оценить полезность решения;
  • отобрать альтернативы (по критерию элиминации) и оценить вероятность их использования;
  • сравнить позитив и негатив каждой альтернативы;
  • оценить результаты реализации решения и определить достижимость цели.

В управленческой деятельности встречаются различные по своей типологии виды действий, который требуют многофакторного подхода к анализу источников сведений.

Принимаемые руководителем решения во многом обусловлены структурой организации и распределением в ней функций. Характер принимаемых решений связан с диагностикой ситуации и с тем, насколько оперативно эта диагностика осуществляется.

Как в мышлении управленца, так и в мышлении юриста можно встретить инертность в принятии решения, обусловленную фактором осторожности. В последнем случае любая альтернатива сразу же подвергается контролю и уточнению. Рискованные варианты решений характерны зачастую для людей с низкой рефлексивностью. При принятии решения как управленец, так и юрист могут опираться на собственное ощущение того, что его выбор правилен. Специфика такого ощущения заключается, с одной стороны, в том, что человек не может проконтролировать процесс его получения. В ряде случаев это связано с достаточным опытом при выходе из схожих ситуаций, а также с тем, что как управленец, так и юрист не могут дискурсивно обосновать или логически доказать правильность возникшего ощущения.

Среди характеристик показателей качества принятого решения как юриста, так и управленца можно выделить ответственность, которую он может взять за последствия выбора пути мыслительной деятельности, полноты ориентировки и развернутость мысли и вариантов решения, способность предвосхитить ситуацию, а также число альтернатив для выбора.

Мышление управленца и юриста имеет сходство по ряду аспектов. Нравственность и право взаимодействуют: ряд норм морали превращается в правовые нормы, правовые - в организационные, они часто оформляются юридически, наполняясь этическим содержанием. Соблюдение нравственных ценностей по отношению к работникам организации предусматривает справедливое вознаграждение, предоставление социальных гарантий, доверие при сотрудничестве, учет личной ответственности, принятие во внимание индивидуальных особенностей, отказ от всякого рода необдуманных действий.

Мышление юриста и управленца должно обладать качествами многофокусности (способностью работать в различных направлениях одновременно); событийности (способностью учитывать и прогнозировать план дальнейших действий по мере изменения самих событий); рефлексивности (способностью к рефлексии прошлых собственных решений).

В процессе правоприменительной деятельности как юрист, так и управленец так или иначе затрагивают интересы окружающих, которые отвечают им оценками и поступками. Лишь руководствуясь соображениями справедливости и нравственности, юрист и управленец поступают по совести.

Мышление юриста

Юрист призван охранять закон, и он осознает, что всякий закон и любые правовые отношения подлежат нравственной оценке. Способность выносить суждение, имеющее правовой характер, почти всегда предполагает творческий выход мыслительной деятельности юриста за рамки правовых норм. Мышление юриста предполагает оценочную деятельность и активную позицию субъекта. Для того, чтобы осуществлять правовую деятельность в соответствие с нормами позитивного права, юрист должен не только осмыслить норму, но и сделать ее достоянием своего правового сознания.

Мышление юриста взаимообусловлено соприкосновением правовых мотивов, правовой интуиции и правосознания. Негативная правовая мотивация появляется на основе потребности избежать негативных последствий, например, под страхом юридической ответственности. Действие правовой мотивации связано с уровнем ценности правовых норм в сознании юриста. При условии более высокой значимости материальных ценностей по отношению к правосознанию, негативные правовые мотивы берут верх над позитивными, что к конечном итоге приводит к пренебрежению законом. Позитивные правовые мотивы напрямую взаимосвязаны с чувством субъективного права и чувством субъективной обязанности, а также с чувством уважения к правам других лиц. В сознании юриста постоянно происходит соотнесение ценностей, согласование индивидуальных интересов, защищаемых желаемым правом с интересами, защищаемыми позитивным правом, поскольку во избежание субъективизации правовых решений, грозящей судейским произволом, всеобщность права не может не материализоваться в виде системы четко однажды сформулированных, рационально обоснованных (в известных пределах) норм.

Мышление юриста участно, это мышление в любой конкретной ситуации имеющее целью отыскать для каждого случая свою истину.

Мышление юриста нормативно. Провозгласив объяснение главной функцией социального познания, человечество столкнулось с известными неразрешимыми проблемами. Юридическая наука, стремящаяся изъять все субъективное из правового мышления, пришла постепенно к тому, что не смогла ответить на вопрос: по каким формальным параметрам отличать нормативные акты нацистской Германии,    предписывающие геноцид, от нормативных    актов других европейских государств, защищающих    «общечеловеческие    ценности».    Ряд исследователей в итоге задались гипотетическим вопросом: если мы приедем в неизвестную страну, что скажет нам: есть ли в этой стране право?

Юрист не может рассуждать, находясь вне сферы своего правосознания, правовой интуиции, иначе его мышление нельзя назвать правовым мышлением. Судья как представитель закона, трактуя норму в той или иной ситуации, находит «золотую середину» между буквой закона и индивидуальными чертами конкретного деяния, справедливостью и догматизмом права, и понимание нормы осуществляется в каждом случае заново. Мышление юриста характеризуется правовой рефлексией, посредством которой юрист обогащает свое правосознание, оно связано с такими правовыми ценностями, как презумпция невиновности, индивидуализация наказания, гласность судебного разбирательства и ряд других.

Правовое мышление наиболее ярко выражает качество человека, характеризующее его социальную природу: стремление к согласованности индивидуального смысла внешнего мира, внутренней целостности смысла с общезначимым, с мышлением других подобных себе существ, стремление быть понятым. Способность встать на иную точку зрения, считаться с интересами других людей, следовать социальным нормам, нормативная регуляция человеческой деятельности в целом все чаще рассматриваются в качестве фактора, обусловившего и обусловливающего становление человеческого мышления, логики и языка. Например, в исследованиях Ж. Пиаже отмечается, что при переходе от стадии эгоцентризма детского мышления к стадии логического мышления образуются социальные отношения кооперации с «признанием других «Я», умением различать точки зрения других людей с одновременным осознанием собственной субъективности, т.е. с появлением рефлексии. «Ребенок стремится избежать противоречий из чувства обязанности перед другими»127. Можно сказать, что возможность мыслить мы имеем благодаря совершающемуся в детстве переходу от эгоцентризма к кооперации.

Правовое мышление легитимно. Оно начинает реализовываться уже после интерпретации социальноправовой действительности. Функцию легитимации можно рассматривать либо как оправдание действующего правопорядка, либо как его критику на основе оправдания предшествовавшего. Правовое мышление может оправдывать либо опровергать новый порядок, причем опровергать на основе предшествующих легитимирующих схем. Право во всех обществах получает свой авторитет извне, и если правовая система подвергается быстрому изменению, неизбежно возникают вопросы законности источников этого авторитета. Право представляет собой инструмент приспособления и согласования. Правовое мышление предполагает способность считаться и обращаться с другим как со свободным лицом.

Принятие решения управленцем, вне зависимости от задачи, в рамках которых оно осуществляется, представляет собой определенную мыслительную деятельность, совершаемую им с целью уменьшения неопределенности или неоднозначности. Анализируя необходимость осуществления задуманного, управленец следует алгоритму: рассмотреть процессуальный аспект ситуации, проанализировать факторы целесообразности и имеющиеся ресурсные возможности. В принятие решения, как мыслительный процесс, вплетается и волевой акт, приводящий к достижению цели.

Мышление юриста обладает признаком «обратимости»: осмысливая обязанности ответчика, юрист тем самым осмысливает права истца, это активный интеллектуальный процесс, предполагающий инициативу к нахождению точек соприкосновения, способности к    сотрудничеству, кооперации. Чтобы достичь согласования интересов, необходима гибкость мышления и уважение к правам другой стороны в    правоотношении,    поскольку соблюдать обязанности можно, руководствуясь и чисто экономическими соображениями.

Юрист полноценно осуществляет свою деятельность, лишь осознавая, что любой закон подлежит нравственной оценке. Априорно можно предположить, что в большей степени сформированное правосознание юриста не позволит ему обмануть, лицемерить, поскольку должно базироваться на знании закона, на нравственных нормах чуткого отношения к людям, осознании долга и справедливости.

Мышление управленца

Управленческая деятельность динамична, она требует быстроты мыслительных процессов, способности почти мгновенно переключиться с одного объекта на другой. Решения руководителя обычно конкретны, поскольку такие решения не вызывают лишних вопросов и предполагают наличие конкретных и известных способов осуществления действий. Конкретное решение не будет искажено, и его легче проконтролировать. Мыслительный управленческий процесс охватывает способность запоминания информации, необходимой для эффективной работы, и способность к вычленению необходимой информации из опыта.

Мышление управленца в большей степени креативно -оно предполагает ориентацию на мировой опыт, изучение и использование    достижений,    принятие    решений, направленных на развитие и углубление международной интеграции, выход на мировой рынок, создание совместных предприятий. Мыслительный акт формирует личность управленца и качество, необходимое для того, чтобы продолжить эффективное руководство: способность взять на себя ответственность, получая взамен право распоряжаться определенным набором средств и ресурсов, подчинив свою деятельность    (экономическую,    общественную, инновационную) цели получения прибыли и удовлетворения потребностей социума.

Например, когда речь идет об убытках, для управленца, компетентного в законодательстве, оказывается возможным конструирование ситуаций, дающих возможность подать иск с целью взыскать упущенную выгоду; льготы истца используются в неустойках, что дает возможность избежать ответственности за причинение убытка; если речь о выплате процентов, управленец находит возможность прибегнуть к юридической помощи отнюдь не с целью соблюдения Права, целями здесь могут быть эксплуатация права начислять проценты на любой денежный долг, обход запретов и тому подобные.

Один из аспектов мышления современного управленца связан с демократизацией в структурах менеджмента, со все чаще возникающими партисипативными формами управленческой мыслительной деятельности. Происходящие изменения в экономике и социально-политической сфере общества требуют появления управленцев нового типа, способных не только к своевременному принятию решений в постоянно меняющихся условиях, но и согласующих свое мировоззрение с правосознанием. Психологическую основу поведения такого управленца в ситуациях принятия решения составляет мышление, которое постоянно требует творческого переосмысления традиционных методов осуществления деятельности, иначе - не сохранить конкурентоспособность организации.

Управленцу приходится брать в расчет множество разнородных переменных: правовые, производственнотехнологические, социально-экономические, культурные, субъективно-психологические, демографические,социальные, финансовые, политические и множество других. Многие решения управленца не только прогностичны, но и диагностичны, они должны учитывать те изменения, которые могут произойти в будущем.

Управленец, в отличии от юриста, не в полной мере ориентирован на правосознание и в меньшей степени задумывается о моральной обоснованности его распоряжений, о гражданской ответственности или уголовнопроцессуальных нормах, он в меньшей степени нуждается в собственной нравственной безупречности, живя в безнравственном обществе, в обществе, где зачастую превозносятся лишь законы рынка.

Мышление спортсмена

В разных видах спорта роль мышления неодинакова из-за различий в задачах, которые выдвигаются перед спортсменом, но без мышления как рефлексивной деятельности по анализу ошибок и продумывании способов, с помощью которых можно совершенствовать характер физических тренировок субъектом спорта, обойтись невозможно, поэтому требования к мышлению спортсмена возрастают. В игровых видах спорта и единоборствах спортсмен должен думать не только правильно, но и быстро. В единоборствах спортсмен «ловит» соперника на определенном приеме и выжидает момент для применения этого приема и т.п.

Мышление спортсмена помогает оперативно оценить спортивную ситуацию и правильно передать вербально информацию игрокам своей команды - в командных видах спорта. Развитое мышление спортсмена эффективно участвует в анализе текущей ситуации, одновременно помогая выбирать исполнительные акты действий. Складывающуюся ситуацию можно оценивать при помощи словесных реплик: тренеры в ряде случаев даже ругают игроков, если те во время игры они не разговаривают друг с другом и не получают соответствующую информацию. С помощью речи тренеры вносят коррективы в тактические построения команды в случае замены того или иного игрока .

Мышление спортсмена выполняет ряд задач:

  • контроль психофизиологических и поведенческих реакций;
  • распознавание и оценку окружающей ситуации;
  • внушение и самовнушение, направленные создание необходимых предпосылок для эффективной деятельности.

Комплексная когнитивная тренировка позволяет спортсмену формировать необходимую установку на предстоящую спортивную победу и преодолевать негативные воздействия экстремальных условий тренировок и соревнований.    Мышление спортсмена    включает: оперативную оценку спортивной ситуации; решение ряда тактических задач; а также принятие решения о реализация тактической задачи на уровне психомоторики.

Выделяется    основная,    установочная    и предсоревновательная программы когнитивной тренировки. Основная программа когнитивной тренировки обеспечивает обучение субъекта спорта навыкам тренинга в повседневной жизни; установочная - в тренировочном процессе, предсоревновательная программа когнитивной тренировки применяется непосредственно перед соревновательным стартом. Важная задача такой подготовки - сформировать эмоционально-волевую базу субъекта спорта на предсоревновательном этапе с использованием психологопедагогических средств.

Сочетание управляющих воздействий существенно повышает уровень психологической подготовленности и возможности субъектов спорта в процессе адаптации к физическим нагрузкам. В ходе психологической подготовки, субъект спорта овладевает приемами адекватного расходования психической энергии, сохраняет спокойствие, учится справляться с нестандартными ситуациями, формирует нужные субъекту спорта черты характера и развивает навыки психической саморегуляции.

Стрессовая ситуация соревнования вызывает повышение уровня активизации, мобилизацию сил, однако может вызывать и дезорганизацию поведения и деятельности, поэтому противодействие неблагоприятным стрессогенным факторам является одной из задач когнитивной тренировки. Ментальная тренировка с использованием аргументативных технологий позволяет сводить до минимума чувство тревоги перед соревнованием и создает своеобразную психологическую защиту.

Мышление спортсмена участвует в создании психологической защиты, которая позволяет обрести эмоциональную устойчивость и уверенность. Т.П. Королева и А. А. Шипилина считают, что психическая защита начинается с ментального плана, основой которого является осознание того, что когнитивная деятельность порождает причинно-следственный ряд реальных действий.

Действуя в уме, спортсмен всегда представляет себе необходимые движения. Мысленный процесс созидания, «проигрывания» спортивной деятельности в предполагаемых условиях - процесс моделирования. Моделирование деятельности в целом значительной мере расширяет возможность познавать ее. С помощью модельного эксперимента создается дополнительная возможность получить наиболее полную характеристику не только о самом объекте познания, но и о методах (вариантах) более рационального ответного    действия.    Специфика моделирования заключается в том, что между субъектом (спортсменом) и объектом (изучаемой ситуацией) стоит промежуточное звено - модель.

Применение моделирования способствует развитию мышления спортсмена. Теоретические и практические модели укрепляют психическую устойчивость к влиянию эмоциональных факторов, так как в ходе таких занятий перед спортсменами дважды возникает проблемная ситуация: первый раз - при теоретическом изучении материала, второй -при практическом воспроизведении модели в реальных условиях.

В спортивной практике наиболее приемлема классификация моделей, представленная А.А. Братко, П.Л. Волковым, А.Н. Кочергиным и Г.И. Царегородцевым, которые подразделяют все модели на три типа: физические вещественные; вещественно-математические;    логико- математические.

К первому типу (физические вещественные) относятся модели, имеющие    физическую,    химическую или биологическую природу, сходную с природой изучаемого явления, и сохраняющие, как правило, геометрическое подобие оригиналу, отличающиеся от него лишь размерами и скоростью течения исследуемых явлений и т.п. Например, в гимнастике - создание шарнирных моделей гимнастов. Ко второму типу относятся модели, имеющие отличную от прототипа физическую, химическую или биологическую природу, но допускающие одинаковое с оригиналом математическое описание. Сюда следует отнести: модели требований к идеальному спортсмену; моделирование соревновательных условий; применение на тренировках технических средств обучения; разработки новых схем планирования учебно-тренировочного процесса. К третьему типу относятся модели, конструируемые из знаков. В этих моделях физическая, химическая или биологическая характеристика прототипа и модели уже не играет никакой роли. В моделях третьего типа важны только чисто логические и математические свойства, эти модели абстрактные. В спорте к данному типу относятся корреляционные, регрессионные и факторные модели: роста спортивных результатов; уровня тренированности; структуры физического (технического) мастерства;    степени надежности соревновательной деятельности спортсмена и др. Важно, чтобы модели имели такую структуру, которая позволяла бы использовать их при индивидуально-групповом методе обучения, чаще всего применяемом в спортивной практике.

Составляя модели, важно учитывать следующие принципы:

  • модели должны соответствовать конкретным ситуациям и объектам, действительно существующим на практике в данном виде спорта;
  • модели должны быть понятны, информативны, доступны и проблемны, чтобы вызывать интерес у занимающихся;
  • содержание модели должно полностью соответствовать квалификации спортсменов;
  • каждая модель или группа моделей должны быть определенным звеном в системе организации спортивной деятельности, связанным по сути со всеми аспектами подготовки спортсменов;
  • каждая модель должна содержать в себе известные механизмы рационального решения проблем, включенных в их содержание (следует учитывать, что модель может иметь несколько вариантов решения, оптимальных для разных спортсменов соответственно их индивидуальным особенностям).

Мышление субъекта спорта обеспечивает применение приемов планирования и антиципации для достижения победы; использование наработанного опыта, знаний и навыков, с расчетом на одновременное раскрытие тактических    намерений соперника. Психологическая подготовка к серьезному соревнованию спортсмена должна начинаться с когнитивной работы - обдумывания того, что нужно учесть и использовать в выступлении. Мышление субъекта включено в практические действия и прогнозирование, поэтому тренеры и спортсмены, как правило, строят вероятностный прогноз. Хорошо развитое мышление позволяет субъекту спорта быстро осуществлять деятельность при лимите времени для принятия решения; гибко отреагировать - перестроить план действий в изменившейся обстановке; выделить главное; осуществлять всестороннюю проверку действий на адекватность в данной обстановке; самостоятельно, без тренера или чужого влияния решить поставленную задачу и держать в поле зрения ряд связей.

Таким образом, как в ходе как тренировочной, так и соревновательной и деятельности спортсмен решает мыслительные задачи - важную роль в успешности спортивной деятельности играют интеллект и уровень его развития. У спортсмена должен быть определенный уровень развития интеллекта, ниже которого о совершенствовании в профессиональном спорте не может идти и речи, ведь надо разумно использовать природные данные, чтобы получать высокие спортивные результаты.

Мышление дизайнера

Дизайн - искусство весьма    специфическое, одновременно вдохновенное и рефлексивно рассудочное. Дизайн нерасторжимо соединяет исследовательскую мысль, инженерный расчет и логику с художественной интуицией, врожденным чувством формы и неудовлетворенностью существующим порядком вещей. Рассмотрение результатов дизайнерского мышления показывает, что все они, в конечном счете, интегрируются в характере одного из ведущих признаков средового образа - эмоциональной ориентации средового объекта. Это одна из важнейших сторон содержания мышления дизайнера.

Для мышления дизайнера важны два основных класса интегральных целевых установок, которые автор должен отслеживать в ходе реализации своих проектных идей - это эмоциональная ориентация дизайнерского решения и тектоническая организация.

Дизайн - единственное из искусств, которое в своей технологии опирается на две как бы изолированные позиции: дизайнерскую и художественную идеи. Дизайнерская идея представляет собой конкретное предложение технического (процессуально-технологического,    организационного) способа или принципа решения возникших в жизни функциональных проблем.

Развитие дизайнерской мысли идет сегодня в двух правлениях:    использование    производственно- технологических условий процессов для показа органичных для данного материала, данной конструкции тектонических и декоративных возможностей и, наоборот, придание изделиям нетрадиционных, даже шокирующих дизайнерских форм, привлекающих любопытство и интерес нестандартного покупателя - поскольку он изначально уверен в прочности и прагматической    целесообразности    предлагаемых модификаций.

Мышление дизайнера ориентировано на достижение какого-либо результата - инженерного, технологического или социального. Мышление дизайнера концентрирует в себе познавательную, преобразовательную, ценностную и коммуникативную функции науки и искусства и, опираясь на механизмы общественного развития, направляет созидательную деятельность настоящего, предсказывая в материализованной форме, будущее и ожидаемые для человечества последствия его осуществления.

Дизайнеру в ходе работы приходиться все время менять точки приложения творческих усилий, переходя от анализа процессуальной основы среды к созданию пространственных условий ее реализации или комплекса средств ее оснащения; надо уметь различать разные смыслы задуманных компоновочных структур, представляя их то в виде композиционной схемы, то в качестве эмоциональной или масштабной конструкции; надо все время сверять получающиеся результаты с критериями целостности, выразительности и комфортности.

Цель дизайнерских решений - удовлетворение материальных и духовных потребностей человека, а также эффективное преобразование его предметного, информационного и коммуникативного окружения. Процесс дизайнерского творчества включает в себя элемент прогноза. Проектируя новое изделие, дизайнер выступает как практик-прогнозист. Он ориентируется на нужды потребителя и общается с ним через форму, используя полный арсенал проектных    средств:    техническое    конструирование, композиционное    формообразование,    стилизацию, функциональный анализ, моделирование и др. Все эти средства    «подчинены    выявлению    общекультурного, художественно-образного понимания дизайнером всего комплекса проблем предметного мира и мира коммуникации. Одной из главных проблем дизайнерского проектирования является соотнесение поставленных задач с возможностями производства.

Результатом мыслительной деятельности в дизайне является целостность объекта проектирования - органичное единство воспринимаемых потребителем эмоциональных и прагматических впечатление, характеризующих произведение дизайнерского искусства. Дизайнер стремится решать всякую проектную задачу сообразно логике целостного отношения человека-потребителя к предметному миру.

В большинстве случаев дизайнерское мышление отражает перспективные способы взаимодействия и пространственной организации инженерно-технических предложений, снижающие значительную часть затрат на их реализацию. Очень часто однажды найденная рациональная компоновка, удачная форма устройства снова и снова повторяются в новых ситуациях, претерпевая незначительные изменения в деталях и аксессуарах.

Дизайнер, изучив суть предложенной ему проблемной ситуации, сознательно ищет нетривиальные пути ее разрешения либо за счет выдвижения новых конструктивнохудожественных идей. Завершается предпроектный анализ выработкой дизайн-концепции - модели проектного замысла, закрепленной в материально-технических формах, образных установках или логических    положениях,    модели, удовлетворяющей и индивидуальные (проектировщика) и общественные (производства, функционального процесса) запросы и ожидания.

Композиционная мыслительная работа дизайнера -выстраивание эстетических взаимосвязей между нужными автору компонентами    формы,    их согласование и видоизменение ради искомого художественного эффекта. Поэтому, мышление дизайнера должно быть способным дать ответ вопросы:

  • Что именно, какое содержание, в каких пределах может организовать, передать, сообщить зрителю композиция?
  • Как, какими способами и средствами должно быть организовано это содержание, чтобы зритель правильно понял задуманное автором?

Чаще всего дизайнер лишен возможности радикально перестраивать помещение или сменять конструкции. Но именно поэтому, чем лучше знакомы дизайнеру тонкости современного производства, чем глубже уяснит он себе технологическую, архитектурную специфику данного предприятия, тем больше у него шансов на успех.

Дизайнеру важно ориентироваться не на консервативные элементы производства, а на технический прогресс. Дизайнер должен отчасти видеть будущее, поскольку открытость будущему - важнейшая черта художественного проектирования.

Приведем небольшой пример дизайнерского проектирования на электроламповом заводе. Здесь повышенные требования к чистоте помещения (при нескольких пылинках на кубический метр воздуха сделать лампу без брака практически невозможно). Поэтому при входе в цех рабочие должны полностью переодеваться. Как добиться, чтобы необходимость этого стала не административно вынужденной, а естественной и очевидной? Всегда важно сделать видимой суть отношения людей к технологии, наглядно выявить технологическую схему интерьера. В данном случае надо было психологически четко отделить «грязную» зону от «чистой». Дизайнер предложил разделить помещение, в котором полагается переодеваться, прозрачной перегородкой: степы «грязной» зоны выкрасили в синий цвет, а «чистой» - в белый. Рабочему, в результате понадобилось снимать уличную одежду в синей зоне, а спецодежду надевать в белой. Цветовая граница двух зон, разделенных только прозрачным стеклом, вызывает нужную реакцию - неосознанную, инстинктивную.

Мышление дизайнера концептуально: в системе концептуализации проектной культуры мышление является частью процесса социальных инноваций, дизайнер выступает как субъект проектно прогностической деятельности, направленной на освоение, актуализацию и оптимизацию новых идей. Однако условия, при которых проектирование в дизайне, приобщаясь к процессу концептуализации - общему культурному и социальному действию, сосредоточенному на качественных изменениях общественной жизни, приобрело свою прогностическую функцию, не обозначаются. Под концептуализацией понимается свободное творческое применение рациональности в художественных или научных целях.

Ориентация на инновационные процессы делает концептуальное мышление дизайнера подходящим инструментом для проектного прогнозирования.

Профессиональный результат мышления дизайнера -форма дизайнерского решения или объекта, визуализация данного варианта ответа на поставленную задачу.

Ценность дизайнерского мышления в новизне организационно-технических предложений, принципиально меняющих потребительские качества изделия и требующих оригинальной дизайнерской компоновки.

Источник: 
Нарциссова С.Ю., Сиротин В.П. Мышление: феноменология процесса: монография / С.Ю. Нарциссова, В.П. Сиротин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Академия МНЭПУ» - 2018. - 200 с.
Материалы по теме
Задачи и принципы начальной профессиональной подготовки
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Нарушение личностного компонента мышления
Т. П. Пушкина Медицинская психология
Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Виды, процессы мышления
Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов
Характеристика понятия «профессия»
Менеджмент. Введение в профессию : учебное пособие / В.В. Бондаренко, В.А. Юдина. — М. :...
Мысленный эксперимент
Столяренко Л.Д., Основы психологии
Мышление как процесс решения задач
Саенко Ю.В., Общая психология. Часть 3
Механизмы мышления. Метод картирования виутрикоркового взаимодействия
...
Оставить комментарий