Воображение и мышление

Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышле-нию, оно позволяет предвидеть будущее. Что является общим и к чему сводятся различия между воображением и мышлением?

Общее заключается в следующем:

  • воображение и мышление возникают в проблемной ситуации, когда необходимо отыскать новое решение;
  • воображение и мышление мотивируются потребностями личности. Реальному процессу удовлетворения потребностей может предшествовать иллюзорное, воображаемое удовлетворение потребностей, т. е. живое, яркое представление той ситуации, при которой эти потребности могут быть удовлетворены.

Различия заключаются в следующем:

  • опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессах воображения, происходит в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредствованно познавать мир;
  • в процессе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением. Включение воображения или мышления в процесс деятельности определяется нечеткостью проблемной ситуации, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных задачи.

В проблемной ситуации, с которой начинается деятельность, существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности:

  • организованная система образов и представлений;
  • организованная система понятий.

Таким образом, в основе воображения лежит возможность выбора образа, а в основе мышления - возможность новой комбинации понятий. Часто такая работа идет сразу в «двух этапах», так как системы образов и понятий тесно связаны. Например, выбор способа действия осуществляется путем логических рассуждений, с которыми органически слиты яркие представления о том, как будет осуществляться действие.

Рассматривая сходство и различие воображения и мышления, необходимо также заметить, что проблемная ситуация может характеризоваться большей или меньшей неопределенностью. При этом возможны следующие варианты:

  • если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется преимущественно законам мышления;
  • если же эти данные с трудом поддаются анализу, то действует механизм воображения.

Ценность воображения состоит в том, что оно позволяет принять решение при отсутствии требуемой полноты знаний, необходимых для выполнения поставленных задач. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат. Однако в этом же заключается и слабость подобного решения проблемы.
 

Ключевые слова: Мышление, Воображение
Источник: Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем, шк., 2009.
Материалы по теме
Дивергентное мышление
Богоявленская Д.Б., Психология одаренности
Программирование мыслительной деятельности
...
Классификация нарушений мышления
Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное...
Основные признаки мышления
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Смысловое наполнение мышления. Осмысливание
Нарциссова С.Ю., Сиротин В.П. Мышление: феноменология процесса: монография / С.Ю. Нарциссова...
Развитие мышления в дошкольном возрасте
Урунтаева Г.А., Детская психология
Развитие воображения в дошкольном возрасте
Урунтаева Г.А., Детская психология
Мышление, интеллект и их нарушения
Мясищев В.Н., Основы общей и медицинской психологии
Оставить комментарий