Воображение и мышление

Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышле-нию, оно позволяет предвидеть будущее. Что является общим и к чему сводятся различия между воображением и мышлением?

Общее заключается в следующем:

  • воображение и мышление возникают в проблемной ситуации, когда необходимо отыскать новое решение;
  • воображение и мышление мотивируются потребностями личности. Реальному процессу удовлетворения потребностей может предшествовать иллюзорное, воображаемое удовлетворение потребностей, т. е. живое, яркое представление той ситуации, при которой эти потребности могут быть удовлетворены.

Различия заключаются в следующем:

  • опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессах воображения, происходит в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредствованно познавать мир;
  • в процессе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением. Включение воображения или мышления в процесс деятельности определяется нечеткостью проблемной ситуации, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных задачи.

В проблемной ситуации, с которой начинается деятельность, существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности:

  • организованная система образов и представлений;
  • организованная система понятий.

Таким образом, в основе воображения лежит возможность выбора образа, а в основе мышления - возможность новой комбинации понятий. Часто такая работа идет сразу в «двух этапах», так как системы образов и понятий тесно связаны. Например, выбор способа действия осуществляется путем логических рассуждений, с которыми органически слиты яркие представления о том, как будет осуществляться действие.

Рассматривая сходство и различие воображения и мышления, необходимо также заметить, что проблемная ситуация может характеризоваться большей или меньшей неопределенностью. При этом возможны следующие варианты:

  • если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется преимущественно законам мышления;
  • если же эти данные с трудом поддаются анализу, то действует механизм воображения.

Ценность воображения состоит в том, что оно позволяет принять решение при отсутствии требуемой полноты знаний, необходимых для выполнения поставленных задач. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат. Однако в этом же заключается и слабость подобного решения проблемы.
 

Темы: Мышление, Воображение
Источник: Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем, шк., 2009.
Материалы по теме
История развития мышления
Саенко Ю.В., Общая психология. Часть 3
Социальное мышление как решение задач
...
Теории мышления
Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем...
Интуитивное мышление
Карпов А.В., Общая психология
Воображение как процесс преобразования представлений
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Центральный фактор мышления
Дьюи Джон, Психология и педагогика мышления
Пассивное и активное воображение
Теплов Б.М., Психология
Операции и формы мышления
Григорович Л.А., Педагогика и психология
Оставить комментарий