Личностный и профессиональный рост, культура самосовершенствования педагога

В отечественной психологии и педагогике не так давно стали очень распространенными, в некотором смысле, модными, слова самореализация личности, самоактуализация, личностный рост и т.п., причем, ко всем участникам образовательного процесса. Правда, пока нет точной дефиниции, их часто используют, просто заменяя «всестороннее развитие личности», «формирование нового человека» — устаревшие, навязшие в зубах определения. Мы пытаемся изо всех сил перенести идеи зарубежных психологов и педагогов, часто преклоняясь перед ними и не замечая откровенной попсовости их идей на нашу психолого-педагогическую теоретическую почву, заведомо обрекая их на несоответствие.

Концепции личностного роста и самореализации являются логическим продолжением взгляда на человека и, по сути своей, несовместимы с подходами, не доверяющими человеку, исправляющими, формирующими.

Личность — это человек как субъект собственной жизни, ответственный за взаимодействие как с внешним миром, включая и других людей, так и с внутренним миром, с самим собой. Личность — это и внутренняя система саморегуляции человека. Она испытывает влияние двух других детерминирующих сил, которые условно можно обозначить как организм, внутренний мир (человек как живое существо в целом), и среда, внешний мир в широком смысле, включая, в первую очередь, других людей. Соотношение между этими движущими силами и определяет линию жизни человека.

Важнейшими характеристиками зрелой личности являются: интенциональность, автономность, динамичность, целостность, конструктивность, индивидуальность. Однако эти атрибуты личности не даны, а скорее заданы, и степень их актуализации зависит от определенных условий — как раз от того, какие у личности сложатся взаимоотношения с другими силами. Причем, в соответствии с исходной позицией веры в природу человека, актуализирующее, созидательное начало признается в первую очередь за организмом, внутренним миром, в котором изначально заложен мощный потенциал, главная движущая сила жизни и развития — стремление к росту, к раскрытию способностей и усилению возможностей, к большей эффективности, зрелости и конструктивности, тенденция к актуализации (К.Роджерс).

Исходя из гуманистических представлений, стоит попробовать определить, что же такое, собственно, развитие личности? Усвоение каких-либо знаний (включая и этические)? Освоение определенного вида какой-либо деятельности, общественно полезной деятельности? Формирование устойчивой системы ценностных ориентации? Присвоение общественной человеческой сущности? Формирование активной жизненной позиции? Развитие способности созидать новые формы общественной жизни? Все перечисленное, без сомнения, имеет определенный позитивный смысл. Но и все это не способствует личностному росту, а только формирует важные и нужные качества... А личностный рост — это обретение некоторой свободы, обретение себя и своего жизненного пути, самоактуализация и развитие всех основных личностных атрибутов. И здесь еще принципиально важно для признания и уважение внутреннего мира человека другими людьми.

Личностный рост не тождествен нашему возрасту, это сложный, многоаспектный процесс, следующий своей внутренней логике и имеющий всегда индивидуально-своеобразную траекторию.

Задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда определяет необходимость подготовки педагогов, способных к личному самоопределению и саморазвитию, к постоянному личностному росту.

У педагога (как, впрочем и у представителей еще многих профессий) есть несколько возможностей, путей определения перспектив своего развития: адаптация, саморазвитие и стагнация (распад деятельности, деградация личности).

Адаптация дает возможность приспособиться ко всем требованиям системы образования, освоить все виды деятельности, овладеть ролевыми позициями.

Саморазвитие позволяет постоянно самосовершенствоваться, изменяться, и, в конечном итоге, полностью реализовать себя как профессионала.

Стагнация наступает тогда, когда учитель останавливается в своем развитии, живет за счет эксплуатации стереотипов, старого багажа — в результате профессиональная активность снижается, возрастает невосприимчивость к новому и, как итог, утрачивается даже то, что когда-то позволяло быть на уровне требований...

Личностно-профессиональный рост и самосовершенствование на протяжении всего периода педагогической деятельности — непременное условие успешной деятельности педагога — и любой сбой, спад активности обязательно замечается участниками педагогического процесса и отрицательно сказывается на результатах педагогического труда.

Каждая личность индивидуальна и неповторима, имеет уникальную структуру, в которой объединяются все психологические свойства данного человека. Но психологи все же сумели выделить три составляющие, содержание которых свидетельствует о зрелости и личностном росте человека:

  •  познавательная составляющая, которая включает представления человека о себе, других и мире — зрелая здоровая личность отличается тем, что оценивает себя как активного субъекта жизнедеятельности, совершающего свободный выбор и несущего за это ответственность; воспринимает других людей как уникальных и равноправных участников процесса жизнедеятельности. Тот, кто способен видеть в других уникальность может это развить ее в себе;
  • эмоциональная составляющая — одна из наиболее ярких и главных. Через эмоции человек выражает радость, обиду, счастье, познает мир и сам делает его ярче;
  • поведенческая составляющая — показатель развитой личности, которая состоит из поступков, действий по отношению к себе, другим людям и миру.

Можно сделать вывод: личностный рост человека зависит от степени сформированности каждой структуры.

Итак, понятие личностный рост педагога многосложно, и формулировки его различны.

Профессиональный рост педагога, учителя — это самостоятельное и/ или управляемое на рациональном (осознанном) и/или интуитивном уровнях «нарастание» разнообразия стереотипов, социальных установок, знаний, умений, способов деятельности, необходимых для решения педагогических задач и ситуации . Профессиональный рост — это неустранимое стремление учителя к самосовершенствованию, в основе которого лежит природная потребность в творчестве и работе с 26 детьми .

Личностный рост — развитие личностных качеств, которые интегрируются в чертах характера человека и его способностях. Среди качеств личности есть те, которые оказывают влияние на результативность педагогической деятельности — это профессионально важные качества. Напомним, что ряд исследователей включает сюда такие качества как интерес и любовь к воспитаннику, справедливость, общительность, уравновешенность, требовательность, организаторские способности и др.

Можно найти и начальный этап личностного роста педагога — самообразование, самосовершенствование. С желанием, настроением, по собственной инициативе! Главным в самообразовании — наличие мотива, равноценного личностному смыслу в этой деятельности. Это то, что является побудительной причиной самостоятельной работы над собой и всегда связано с удовлетворением потребностей педагога как субъекта в своем собственном развитии — в профессионально личностном росте. И именно названный фактор добровольности делает все это неотъемлемой частью самообразования учителя. Но понятно, что помимо самообразования в чистом виде должна быть актуализирована и специальная подготовка педагогических кадров высокого уровня. Такую подготовку должны осуществлять и институты повышения квалификации, и информационно-методические центры, приглашая лучших российских педагогов, ученых, лекторов, деятелей образования и культуры, организовывая мастерклассы с такой важнейшей целью — обеспечение профессионального роста учителей. Можно, кстати, попробовать проследить результаты профессионального роста педагога. Формулировать требования и критерии, опросники и тесты — возможно, их и нет, но, в принципе, на уровне региональном, городском, вузовском, школьном это сделать несложно, проведя все вышеперечисленные методики, например, в начале учебного года и в конце.

Динамика профессионально-личностного роста педагога, в целом, может определяться в приобретении им новых профессиональных знаний и умений, и, главное, в развитии позитивного, ценностного отношения к своей профессиональной деятельности, к объектам-субъектам этой деятельности, к преподаваемому предмету, к внеклассной работе, к специальным профессиональным знаниям. Развитие этих ценностных отношений и будет являться показателями его профессионально-личностного роста. Таким образом, можно считать, что профессионально-личностный рост педагога — это еще и один из основных способов максимальной реализации творческого потенциала! Для педагога это чрезвычайно важно.

Попробуем резюмировать все вышесказанное:

- профессиональный и личностный рост педагога предполагает ревизию структурных компонентов его личности, ревизию ценностных и смысловых составляющих, новый взгляд на привычное, открытость к информации, решение проблем и конфликтных ситуаций, и, конечно, по нашему мнению, жизнелюбие и позитив. В идеале, педагог должен ясно понимать ценность самообразования, быть «человеком внутри культуры», прекрасно знать свой предмет, педагогику и психологию, использовать личностно ориентированные педагогические методы и обладать мотивацией к дальнейшему росту и развитию своей личности. Обучая, педагог развивается и в профессиональном, и в личностном плане — его личностный рост является результатом педагогического процесса. Важнейшим условием полноценного развития личности педагога, его профессионализма является умение планировать свою профессиональную деятельность. А одним из способов развития личности педагога служит постоянное самообразование.

Преподаватель готовится к занятиям всю жизнь. Этот тезис отражает саму суть профессии педагога. Невозможно научить тому, что не умеешь сам. Невозможно отдавать то, чего не имеешь сам. А отдавать с каждым годом нужно все больше. Бурно растущий, постоянно увеличивающийся поток информации приводит к усложнению предметов и быстрому моральному износу ранее полученных педагогом знаний. Быстро растет кругозор обучающихся, заметно повышается уровень их общего развития. Чтобы стать/быть хорошим педагогом, надо не только любить учить других, но и любить учиться самому, постоянно повышать свою квалификацию.

Профессионально-личностное развитие педагога — одна из целей педагогического образования. Практика показывает, что педагогической профессией и педагогическим мастерством можно овладеть только на индивидуально-личностном уровне. Педагог — носитель накопленных культурой общечеловеческих ценностей, активный субъект, реализующий в педагогической профессии свой способ жизнедеятельности, готовность принимать на себя ответственность за решение педагогических задач, вырабатывать свою стратегию профессионального мышления, поведения и деятельности. Повышение роли человеческого фактора во всех сферах жизни общества предполагает переосмысление цели и содержания образования, его особого места в решении глобальных проблем, вопросов, связанных с обучением, воспитанием и развитием целостной личности. Переориентация современной педагогики на человека и его развитие становится логическим центром обновления системы образования, перехода со «знаниевой» на новую образовательную парадигму, в центре которой личность обучающегося, воспитанника и его целостное развитие как высшая ценность. Новые цели образования и культурно исторические условия жизни современного общества отчетливо показывают наиболее значимые цели развития у педагога способности к самостоятельной организации и конструированию собственного профессионального поведения в соответствии с его способностью понимать и интерпретировать «вызовы» современности гуманистического развивающегося общества.

Утверждение К.Д.Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, сегодня звучит иначе — жизнь ставит на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. Способность творить себя в соответствии с социально-нравственными идеалами, в которых профессиональная компетентность, богатая духовная жизнь и ответственность стали бы естественными условиями человеческой жизни, острейшей потребностью дня — вот оно, главное для нас! И здесь сразу возникает вопрос о профессиональной компетенции педагога.

 Актуальность данного вопроса как и аспекты повышения профессиональной компетентности педагогов обусловлены все ускоряющимся процессом морального обесценивания и устаревания знаний и навыков специалистов в современном мире. Считается, что ежегодно обновляется 5% теоретических и 20% профессиональных знаний, которыми должен владеть любой специалист. И, видимо, работа по повышению профессиональной компетентности должна превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, ее способности выносить суждения и предпринимать различные действия. Она должна обеспечить педагогу понимание самого себя, содействовать выполнению социальной роли в процессе трудовой деятельности. Эта проблема всегда стоит рядом с проблемой качества образования, где ориентиры расставлены с опорой и на потребности личности и общества, и на сформированный уровень знаний, умений и навыков воспитанников, и на совокупность свойств и результатов, и на способность образовательных учреждений удовлетворить установленные и прогнозируемые потребности государства и общества.

Мы уже знаем, что профессиональное становление педагога — профессионализация человека (раскрытие его сущностных сил в профессии) в ходе формирующих субъектных воздействий, характеризующаяся системностью и динамичностью личностных и деятельностных преобразований субъекта труда. Профессиональная подготовка педагога — специально организованный процесс профессионализации и результат овладения субъектом системой профессионально-педагогических знаний, технологий профессиональной деятельности, опыта творческой реализации деятельности и мотивационно — ценностного отношения к педагогической культуре.

Профессиональная компетентность включает в себя знания обо всех компонентах процесса образования (целях, содержании, средствах, объекте, результате и т.д.), о себе как субъекте профессиональной деятельности, а также опыт применения приемов профессиональной деятельности и творческий компонент, профессионально-педагогические умения. Профессиональная компетентность может рассматриваться как сумма частных компетентностей, образующих новое качество личности педагога.

В структуре профессиональной компетентности педагога можно выделить технологическую составляющую, технологическую компетентность:

  • знание технологий, методов, средств, форм деятельности и условий их применения;
  • владение компьютерными технологиями;
  • умение творчески применять эти знания;
  • умение проектировать воспитательно-образовательный процесс;
  • умение анализировать эффективность и результаты своей деятельности.

Зная это, можно определить следующие факторы развития профессиональной компетентности:

  • приобретение новых знаний и функциональное совершенствование умений и навыков;
  • субъективный смысл желаемых результатов.

А отсюда уже формулируются общие задачи:

  • повышение уровня теоретической и психологической подготовки педагогов;
  • формирование инновационной направленности в деятельности педагога (и коллектива образовательного учреждения) на основе изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта;
  • изучение новых образовательных программ, образовательных государственных стандартов;
  • изучение новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов, оказание помощи педагогам в самообразовании,
  • помощь в овладении информационно-коммуникационными технологиями.

Теперь становится легче найти критериальную основу:

  • мастерство педагогов, выражающееся в повышении квалификационных категорий;
  • рост творческой активности педагогов в методической и научной работе;
  • показатели здоровья и общего психологического состояния обучающихся;
  • уровень развития учащихся.

Вообще, спектр проблем, стоящих перед современным педагогом, настолько широк, что от него требуется высокий профессиональный, творческий, исследовательский потенциал, чтобы найти решение проблем (поэтому становятся актуальными оказание психологопедагогической поддержки педагогу, управление его саморазвитием, обеспечение системы методической работы, направленной на создание целостного образовательного пространства, стимулирующего это развитие). Выше мы неоднократно уже говорили о самообразовании — и работа с внешними мероприятиями, курсами, конкурсами, семинарами, участие в инновационной деятельности — совсем не лишняя для педагога (независимо от возраста, стажа, его дисципли-ны\предмета). Интересно, что многие исследователи очень серьезно и положительно относятся (именно в аспектах повышения мастерства и компетентности педагогов) к проектной деятельности, полагая ее частью общей профессиональной культуры.

Проектная деятельность педагогов является и одним из методов развивающего обучения и самообразования, направлена на выработку исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов) способствует развитию креативности и логического мышления; объединяет знания и умения, полученные в ходе профессионального функционирования. Если говорить о задачах подготовки педагога к проектной деятельности, то, скорее всего, они будут такими:

  • развитие навыков планирования (четкого формулирования цели, определение основных шагов по достижении цели, сроков и средств);
  • совершенствование навыков отбора и обработки информации (выбор нужной информации и правильное ее использование);
  • развитие экспертно-аналитических умений (креативность и критическое мышление);
  • развитие прогностических умений (предполагаемый результат деятельности);
  • формирование позитивного отношения к самой проектной деятельности (инициатива, энтузиазм, обязательность в выполнении работы в соответствии с установленным планом и графиком.

Конечным результатом для педагогов может стать и более глубокое познание себя, и ориентация на ценности саморазвития, и качественное изменение отношений [в коллективах], и стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь, снятие конфликтности и раздражительности, и умение управление технологическим процессом в образовательном учреждении.

Источник: 
Современные и традиционные технологии педагогического мастерства : учебное пособие для магистрантов / Б. Р. Мандель. - Изд. 2-е, стер. Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019
Материалы по теме
Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Структура педагогического мастерства
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Сущность и специфика педагогической задачи
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Типы педагогических задач и их характеристика
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Понятие о технологии осуществления педагогического процесса
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Поведение учителя в конфликтных ситуациях
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Особенности педагогической профессии
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Профилактика профессиональной деформации педагога
Овчарова Р.В., Технологии практического психолога образования
Оставить комментарий