Место язычества в Древнерусской культуре

Древнерусской культурой называется культура средневековой Руси в период от начала ее христианизации в 988 г. до религиозного раскола, произошедшего в конце XVII в. и предварившего собою петровские реформы - последовательный курс на модернизацию страны и ее культуры. Но древнерусской культуре предшествовала языческая культура восточно-славянских племен. Язычество прошло сложный многовековой путь от архаических примитивных верований древнего человека до государственной «княжеской» религии Киевской Руси к X в.

Сам термин «язычество» литературного происхождения. Произошел от церковнославянского слова «языцы», т. е. «народы», иноземцы. Таким образом, русские эпохи Киевской Руси -христиане по вере как бы «отгораживались» от народов, еще не крещенных. В современной науке под язычеством понимается комплекс обрядов, верований, которые предшествовали возникновению мировых религий и которые во многом послужили их основой.

Язычество восточных славян имеет глубокие корни. Истоки его видятся за много тысячелетий до начала нашей эры. А отголоски сохранилось вплоть до наших дней.

Основой языческой культуры Руси была славянская мифология.

Важнейшей доминантой языческой культуры восточных славян был пантеон богов, представление о которых сформировалось на последней стадии существования родоплеменных отношений и ранней стадии существования такого государства, как Киевская Русь.


Древнейший слой отечественной культуры - языческая культура восточных славян. Языческая культура славян была довольно развитой, имелись мифология, пантеон главных божеств, жрецы. Академик Б.А. Рыбаков выделил целых три периода в развитии язычества Древней Руси:
• господство культа упырей и берегинь, т. е. обожествление сил природы, которых надо было умилостивить, чтобы они не вредили человеку и помогали в трудовой деятельности;
• господство культа Рода как божества Вселенной, всей природы и плодородия, т. е. культ предков. Славяне считали, что Предки продолжали и после смерти жить с ними, постоянно находясь рядом;
• господство культа Перуна как покровителя дружинно-княжеских кругов формирующегося государства, т. е. на этом этапе развития язычества появляется «Бог богов», удаленный от мира, - существо небесное, глава иерархии богов. Поклонение идолам сопровождалось языческими ритуалами, которые отличались торжественностью, степенью воздействия на психику. В связи с потребностью внутреннего объединения княжеский бог Перун становится богом общегосударственным.

В целом славянская мифология была дробной и аморфной, т. е. неоформленной в какую-то единую систему, а потому при формировании централизованного государства и прежде всего государства Киевской Руси она не могла отвечать его задачам и целям. Поэтому возникла настоятельная потребность в замене мифологического мировоззрения на религиозное. Религия, религиозная вера исходит из принципа монотеизма. Но как пришла христианская религия в лице Православия в Киевскую Русь, об этом разговор пойдет позже. Сейчас же следует отметить, что и принятием христианства элементы язычества остались в российской культуре. Это прежде всего вера в колдовство, гадания, приметы, талисманы, сглазы и т. д.

Иначе говоря, процесс христианизации Руси как бы складывается из двух встречных процессов - христианизации язычества и «объязычивание» христианства - своеобразное двоеверие. Вспомним Н.В. Гоголя и цикл его повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Здесь смешиваются и параллельно существуют обряды и верования как христианства, так и язычества. В результате смыслового сближения и взаимопроникновения образной системы представлений восточного христианства (православия), которое стало господствующей религией на Руси и восточнославянской мифологии происходил процесс, способствующий формированию многих черт русского национального характера.

Ключевые слова: Культура
Источник: Монина Н.П., Культурология
Материалы по теме
Культурный лаг и трансмиссия
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Культура как контекст правовой социализации
Гулевич О.А., Голынчик Е.О. Правосознание и правовая социализация. Аналитический обзор:...
Концепции культуры как системы производства и потребления
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Культурные горизонты Африки и Латинской Америки
Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Интеллектуальные течения эпохи Просвещения
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Народная культура и фольклор
Монина Н.П., Культурология
Культура и цивилизация. Глобализация и диалог культур
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Феномен российской культуры
Культурология : учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий