Место маркетинга в управлении организацией

В широком контексте маркетинг рассматривается как своеобразная философия бизнеса, нацеленная на обеспечение конкурентоспособности деловой структуры. В узком смысле он представляет собой деятельность по разработке и осуществлению мер воздействия на рынок производимых товаров или услуг и одновременно по приспособлению к его запросам.

С управленческой точки зрения выделяют следующие разновидности маркетинга.

Стратегический выявляет путем анализа окружения потенциальные рынки, тенденции их развития, основных конкурентов; осуществляет разработку и реализацию стратегий, составление бизнес-планов, постановку практических задач. Все это помогает фирме приспособиться к неопределенности рыночной ситуации.

Оперативный маркетинг обеспечивает рост текущих продаж за счет заключения выгодных сделок, контроля дилерской и дистрибьюторской сети, интенсификации рекламы, улучшения качества продукции.

Тотальный маркетинг ориентирован на привлечение во внерабочее время за материальное и моральное поощрение максимального числа работников фирмы к деятельности в качестве сбытовых агентов.

Многоуровневый (сетевой) маркетинг обеспечивает сотрудникам фирмы возможность построения собственной сбытовой сети и ее быстрый рост.

В системе многоуровневого маркетинга рекорд заработков составляет 1,5 млн долл, в месяц. Их источник - большие объемы продаж и экономия на рекламе.

Предпосылками появления маркетинга стали:

  • ускорение темпов научно-технического прогресса и социально-экономического развития;
  • возрастание неопределенности хозяйственной жизни, усиление конкуренции;
  • расширение ассортимента товаров;
  • усложнение сбыта вследствие превышения предложения над спросом.

Основными функциями маркетинга являются:

  1. аналитическая, состоящая в изучении внешней ситуации, рынка, конкурентов, посредников, покупателей, их нужд и запросов;
  2. прогностическая, с помощью которой можно сделать предположение об изменении, предпочтении потребителей и возможном поведении конкурентов;
  3. производственная, способствующая разработке новых товаров, управлению их качеством и конкурентоспособностью;
  4. сбытовая, «ведающая» организацией системы товародвижения, сервиса, проведением политики цен;
  5. управленческая, связанная с планированием, организацией, контролем и т. д. маркетинговых мероприятий.

Управление маркетингом решает следующие задачи:

  • отбор целевых рынков и их отдельных сегментов;
  • формирование условий увеличения производства, поддержания и расширения существующих, захвата новых перспективных рынков;
  • выбор, разработку и продвижение новых товаров и услуг, соответствующих общественным потребностям, поиск для них рыночной ниши;
  • предотвращение выпуска продукции, не пользующейся спросом;
  • определение основ ценовой политики;
  • рационализация системы и методов распространения товара, воздействия на посредников и потребителей;
  • обеспечение экономного использования всех видов ресурсов;
  • организация служб маркетинга, его планирование, контроль и проч.;
  • формирование комплекса стимулирования спроса и сбыта (ФОССТИС), используемого для того, чтобы вызвать желательную реакцию клиентов;
  • создание условий для социально ориентированной деятельности фирмы.

Все они преследуют цель обеспечить выживание компании и оптимизировать объем прибыли.

Филип Котлер выделяет пять концепций управления маркетингом:

  • концепцию совершенствования производства, утверждающую, что потребители будут более благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене; Это требует усилий по совершенствованию процесса их создания и распределения, что целесообразно, если спрос превышает предложение и имеются реальные возможности снизить себестоимость.
  • концепцию совершенствования товара, полагающую, что потребители будут более благосклонны к продукции высшего качества с лучшими эксплуатационными характеристиками;
  • концепцию интенсификации коммерческих усилий, суть которой состоит в том, что для обеспечения необходимых объемов продаж требуются активная реклама и дополнительное стимулирование потребителей со стороны продавцов;
  • концепцию маркетинга, в соответствии с которой залогом успеха фирмы является правильное определение нужд покупателей и их удовлетворение более эффективным, чем у конкурентов, способом;
  • концепцию социально-этического маркетинга, которая дополняет положения предыдущей такими условиями, как забота о благополучии каждого потребителя и общества в целом.
Темы: Организация, Маркетинг, Управление
Источник: Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 504 с
Материалы по теме
Организация как объект управления
...
Виды органических структур управления организациями
Менеджмент. Учебное пособие
Организационно-управленческий анализ
Корпоративный менеджмент
Роль менеджмента в организации
Ладанов И.Д., Практический менеджмент
Организационно-правовые формы управления организациями
Основы менеджмента., Семенов, Набоков., 2008
Управленческий учет и определение целей организации
Волкова. Управленческий учет
Организация как функция менеджмента
Основы менеджмента : учебное пособие / В.Л. Полукаров. — 2-е изд., перераб. — М.: КНОРУС,...
Управление по целям
Менеджмент. Учебное пособие
Оставить комментарий