Место маркетинга в управлении организацией

В широком контексте маркетинг рассматривается как своеобразная философия бизнеса, нацеленная на обеспечение конкурентоспособности деловой структуры. В узком смысле он представляет собой деятельность по разработке и осуществлению мер воздействия на рынок производимых товаров или услуг и одновременно по приспособлению к его запросам.

С управленческой точки зрения выделяют следующие разновидности маркетинга.

Стратегический выявляет путем анализа окружения потенциальные рынки, тенденции их развития, основных конкурентов; осуществляет разработку и реализацию стратегий, составление бизнес-планов, постановку практических задач. Все это помогает фирме приспособиться к неопределенности рыночной ситуации.

Оперативный маркетинг обеспечивает рост текущих продаж за счет заключения выгодных сделок, контроля дилерской и дистрибьюторской сети, интенсификации рекламы, улучшения качества продукции.

Тотальный маркетинг ориентирован на привлечение во внерабочее время за материальное и моральное поощрение максимального числа работников фирмы к деятельности в качестве сбытовых агентов.

Многоуровневый (сетевой) маркетинг обеспечивает сотрудникам фирмы возможность построения собственной сбытовой сети и ее быстрый рост.

В системе многоуровневого маркетинга рекорд заработков составляет 1,5 млн долл, в месяц. Их источник - большие объемы продаж и экономия на рекламе.

Предпосылками появления маркетинга стали:

  • ускорение темпов научно-технического прогресса и социально-экономического развития;
  • возрастание неопределенности хозяйственной жизни, усиление конкуренции;
  • расширение ассортимента товаров;
  • усложнение сбыта вследствие превышения предложения над спросом.

Основными функциями маркетинга являются:

  1. аналитическая, состоящая в изучении внешней ситуации, рынка, конкурентов, посредников, покупателей, их нужд и запросов;
  2. прогностическая, с помощью которой можно сделать предположение об изменении, предпочтении потребителей и возможном поведении конкурентов;
  3. производственная, способствующая разработке новых товаров, управлению их качеством и конкурентоспособностью;
  4. сбытовая, «ведающая» организацией системы товародвижения, сервиса, проведением политики цен;
  5. управленческая, связанная с планированием, организацией, контролем и т. д. маркетинговых мероприятий.

Управление маркетингом решает следующие задачи:

  • отбор целевых рынков и их отдельных сегментов;
  • формирование условий увеличения производства, поддержания и расширения существующих, захвата новых перспективных рынков;
  • выбор, разработку и продвижение новых товаров и услуг, соответствующих общественным потребностям, поиск для них рыночной ниши;
  • предотвращение выпуска продукции, не пользующейся спросом;
  • определение основ ценовой политики;
  • рационализация системы и методов распространения товара, воздействия на посредников и потребителей;
  • обеспечение экономного использования всех видов ресурсов;
  • организация служб маркетинга, его планирование, контроль и проч.;
  • формирование комплекса стимулирования спроса и сбыта (ФОССТИС), используемого для того, чтобы вызвать желательную реакцию клиентов;
  • создание условий для социально ориентированной деятельности фирмы.

Все они преследуют цель обеспечить выживание компании и оптимизировать объем прибыли.

Филип Котлер выделяет пять концепций управления маркетингом:

  • концепцию совершенствования производства, утверждающую, что потребители будут более благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене; Это требует усилий по совершенствованию процесса их создания и распределения, что целесообразно, если спрос превышает предложение и имеются реальные возможности снизить себестоимость.
  • концепцию совершенствования товара, полагающую, что потребители будут более благосклонны к продукции высшего качества с лучшими эксплуатационными характеристиками;
  • концепцию интенсификации коммерческих усилий, суть которой состоит в том, что для обеспечения необходимых объемов продаж требуются активная реклама и дополнительное стимулирование потребителей со стороны продавцов;
  • концепцию маркетинга, в соответствии с которой залогом успеха фирмы является правильное определение нужд покупателей и их удовлетворение более эффективным, чем у конкурентов, способом;
  • концепцию социально-этического маркетинга, которая дополняет положения предыдущей такими условиями, как забота о благополучии каждого потребителя и общества в целом.
Ключевые слова: Организация, Маркетинг, Управление
Источник: Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 504 с
Материалы по теме
Парадигмы управления персоналом и типы организационной культуры
Управление персоналом: Учебник / К.В. Воденко, С.И. Самыгин, К.Г. Абазиева, С.А....
Проблемы управления организационными системами
Бурков В.Н., Коргин Н.А., Новиков Д.А. (под ред. Новикова Д.А.) - Введение в теорию...
Сущность мотивации как функции управления в организации
Фролов С.С., Социология организаций
Кадровая политика и деятельность
Управление персоналом: Учебник / К.В. Воденко, С.И. Самыгин, К.Г. Абазиева, С.А....
Миссия организации и цели менеджмента
Менеджмент. Введение в профессию : учебное пособие / В.В. Бондаренко, В.А. Юдина. — М. :...
Концепции управления маркетингом
Маркетинг. Учебное пособие
Управление маркетингом
Корпоративный менеджмент
Виды бюрократических структур управления организациями
Менеджмент. Учебное пособие
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий