Механистическая и органическая организационная система

Суть механистического подхода к построению организации состоит в том, что организация рассматривается как система, имеющая сходство с машиной. Она работает по установленному порядку, точно и надежно. Технология выполнения работ достаточно проста и рутинна. Как в любом механизме, в такой организации высокий уровень унификации и стандартизации, который распространяется не только на продукцию, технологию, сырье, оборудование, но и на поведение людей. Управление механистической организацией имеет следующие характеристики:

  • четко определенные стандартные задачи; —узкая специализация работ;
  • централизованная структура;
  • строгая иерархия полномочий;
  • преобладание вертикальных связей;
  • использование формальных правил и процедур, обезличенность взаимоотношений;
  • власть основана на положении, которое лидер занимает в иерархии;
  • сопротивление изменениям;
  • строгая система контроля.

Обычно организацию, которая работает как машина, называют бюрократической. Эффективность ее деятельности обеспечивается за счет экономии времени, высокой производительности и качества выполнения работ на основе специализации труда, разделения функций и полномочий, обучения, рационализации, контроля, т. е. за счет высокой степени организованности системы.

Однако такая организация не способна быстро адаптироваться к изменяющимся внешним условиям. Поэтому механистический подход эффективен для организаций со стабильной деловой средой и низким уровнем ее неопределенности.

Органическая система

В рыночной среде организация должна быть гибкой, адаптивной, легко приспосабливаться к быстрым и частым внешним изменениям. Организации такого типа относят к органическим системам. Впервые этот термин ввели в 1961 г. английские исследователи Т. Барнеи, Дж. М. Сталкер для обозначения организаций с гибким менеджментом, для которого характерны:

  • гибкая организационная структура управления;
  • динамика решаемых проблем, временное закрепление задач и работ за исполнителями;
  • децентрализация полномочий и ответственности;
  • преобладание горизонтальных связей;
  • минимальное использование формальных правил и процедур;
  • власть основана на знаниях и опыте;
  • готовность к изменениям;
  • участие каждого сотрудника в решении общих задач;
  • выполнение работ в группах;
  • самоконтроль и контроль со стороны коллег.

Развитие взглядов на организацию привело к тому, что ее начали рассматривать как живой организм, к которому применимы принципы и законы сохранения и развития биологических систем. В организации как живом организме происходят процессы саморегуляции: самоорганизации и самоуправления, — которые позволяют ей сохранять относительное постоянство состава, обеспечивают устойчивость выполнения основных функций для достижения целей и задач.

Зная два типа организационных систем, попробуем их сравнить по некоторым характеристикам организации.

Организация в своем развитии проходит несколько этапов, или, как принято говорить в практике менеджмента, имеет свой жизненный цикл, включающий все стадии: от рождения до старения и обновления. Чтобы приспособиться, выжить и существовать в условиях динамичной окружающей среды, организация должна постоянно изменяться, поддерживать внутреннее соответствие между частями системы и адаптироваться к изменениям окружающей среды.

Несколько советов менеджеру по эффективному руководству организационными системами.


Если для вашей организации определяющим является масштаб деятельности (массовое производство, большая территория), то по мере ее роста и усложнения, если это необходимо, увеличивайте формализацию, вводите правила и инструкции, углубляйте специализацию работ и усиливайте децентрализацию.

По мере роста организации снижайте долю высшего руководства и увеличивайте долю специалистов и технического персонала. Эти изменения отражают растущую необходимость в разделении труда, увеличении письменной документации, технической поддержке, большей степени самостоятельности среднего и низшего звена

Если гибкость является определяющей в деятельности вашей организации, разделите организацию на простые автономные подразделения, пользующиеся значительной самостоятельностью и преимуществами малых организаций.

Используйте механистические структуры в организациях с массовым производством и простыми технологиями и гибкие органические структуры для единичного или мелкосерийного производства, сложных и высоких технологий.

Чтобы усилить заинтересованность и сплоченность сотрудников в больших бюрократических организациях, предоставляйте им возможность заниматься новой и интересной работой, продвигаться вверх по служебной лестнице, направляйте усилия на формирование ценностей, разделяемых всеми работниками.

Ключевые слова: Системы
Источник: Основы менеджмента : учебное пособие / В.Л. Полукаров. — 2-е изд., перераб. — М.: КНОРУС, 2008. — 240 с.
Материалы по теме
Социотехническая система
Хрестоматия по работам Г. П. Щедровицкого
Система управления проектами
А. С. Товб, Г. Л. Ципес., Управление проектами стандарты, методы, опыт
Системы управления и их свойства
Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,...
Система маркетинговых исследований и маркетинговой информации
Маркетинг. Учебное пособие
Командная экономическая система
Липсиц И.В., Экономика
Виды систем управления
Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,...
Маркетинговая информационная система
Акулич. Международный маркетинг
Понятие экономической системы. Традиционная экономическая система
Липсиц И.В., Экономика
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий