Массовое сознание и общественное мнение: структура, свойства, функции и виды

  • Научное знание — это последние достижения науки, а также верные, доказанные представления обо всех областях жизни, включая науку об обществе.
  • Околонаучное знание — это накопленное за многие века недоказанное наукой, паранаучное квазизнание.
  • Обыденное знание — это представления широких масс, которые включают не только знания, но и паразнание, религиозные идеи, суеверия, приметы. Обыденное знание отличается от научного. Оно представляет собой преломление научного и паранаучного знания на индивидуальное сознание каждой личности. Поэтому в индивидуальном плане варьируется очень широко с учетом большой разницы между людьми в интеллекте, образовании, жизненном опыте, чертах характера.

Под массовым сознанием в философском, широком смысле понимается всю совокупность духовной жизни общества, все циркулирующие в обществе взгляды, представления, идеи, теории, моральные и этические воззрения, религиозные концепции, суеверия, предрассудки, приметы и другие формы общественного сознания.

Массовое сознание в социологическом, более узком, смысле означает господствующую систему ценностей, определяющую отношение индивидов к миру и обществу, в котором они живут, и в конечном счете социальное поведение личности.

Свойства массового сознания

  • Актуальность — нацеленность на самые злободневные, животрепещущие проблемы, затрагивающие интересы большинства населения.
  • Неопределенность, анонимность означают, что массовое сознание мало интересует точный источник, его объективность, научность. Главное, что информация любопытна и затрагивает интересы. Поэтому в массовом сознании быстро распространяются слухи и сплетни. Часто сообщения начинаются со слов: «говорят», «я слышал», «передавали по телевизору».
  • Внушаемость. Как утверждал Г. Лебон, толпа более внушаема, чем отдельный индивид.
  • Заражаемость — быстрое распространение информации в массовом сознании.
  • Эмоциональность — яркость, интенсивность и быстрая смена настроений, рейтингов, отношения к лидерам.
  • Иррациональность — необъяснимость с научной точки зрения состояния и смены настроений массового сознания.

Сущность, структура и функции общественного мнения


Парменид. Мнение: неточное, неясное, неполное, неустойчивое знание. Знание: точная, ясная, полная информация.

Платон и Аристотель считали мнение связующим звеном между чувственным и умопостигаемым знанием.

Кант разделил категории «мнение», «вера», «знание» по степени достижения истины:

  • мнение — суждение субъективное (индивида) и объективное (общества), не отражающее полной истины;
  • вера — истина, имеющая достаточное основание с субъективной стороны, но недостаточное — с объективной;
  • знание — истина, имеющая достаточное основание с субъективной и объективной стороны.

Кант считал мнение суждением о мире явлений (феноменов), не способным проникнуть в суть вещей (ноуменов).

Гегель отмечал внутреннюю противоречивость всеобщего и истинного с особенным и собственным, заключенную в общественном мнении, его случайность, ложность, субъективное невежество и извращенность.

Тард основой общественного мнения считал духовные процессы, которые проявляются и распространяются через общение. Носителем общественного мнения Тард считал меньшую, образованную часть общества — публику.

Лоуэлл в работе «Общественное мнение и народное правительство» (1926 г.) пришел к выводу, что общественное мнение имеет ограниченную компетентность ввиду своей субъективности, недостаточной информативности, эмоциональности. Следовательно, хотя технические возможности XX в. позволяют выяснить мнение каждого, сложные политические проблемы должны решать компетентные правительства. Большинство не всегда право, не всегда умеет найти оптимальное решение.

Липпман в работе «Народная философия» (1955 г.) утверждал, что. «средний человек», получая искаженную, неполную информацию, упрощенно понимает социальные процессы, не видит связи социальных явлений, тенденций развития. Это не всеведущий и всемогущий гражданин, а простой обыватель, судящий об окружающей действительности на основе стереотипов мышления.

Общественное мнение — состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности.

Общественное мнение — оценочно-познавательная деятельность социальных общностей, находящая свое выражение в коллективно выработанных и широко распространяемых суждениях, эмоциях, поведенческих установках по поводу общественно значимых проблем и явлений.

  • Рациональный компонент — это конкретные сведения, знания о социальных фактах, явлениях и процессах, ставших объектом общественного внимания. Сюда же входит и наглядно-образное знание, формирующееся с помощью воображения и помогающее получить общую картину события. Определяющий компонент общественного мнения.
  • Эмоциональный компонент — это синтез массовых ощущений, настроений, социальных чувств и эмоций, выраженных в пристрастном переживании. Придает картине общественного мнения выразительность, красочность, эмоциональность.
  • Волевой, или поведенческий, компонент проявляется в способности общественного мнения непосредственно воздействовать на ход социальных процессов, поведение людей.

Некоторые социологи ограничивают структуру общественного мнения только двумя компонентами (например, В. Падорин). Другие, учитывая активное начало, заложенное в каждом человеке, включают в структуру общественного мнения волевой или поведенческий компонент (М. Горшков, О. Иванов).

  • Регулятивная функция позволяет поддерживать и изменять существующую в обществе систему ценностей, норм и образцов поведения, регулировать взаимоотношения людей, а также социальные отношений во всех сферах общества.
  • Функция социализации заключается в формирования у каждого индивида под воздействием общественного мнения системы ценностей, норм и образцов поведения.
  • Оценочная функция показывает ценностно-нормативное отношение людей к социальным явлениям. Особенно ярко она проявляется во время социологических опросов, интервью, высказываний политических и культурных деятелей, а также в повседневном общении.
  • Контрольная функция заключается в оказании морального воздействия общества на власть с целью привести социальные процессы в соответствие с представлениями людей.
  • Защитная функция позволяет обеспечить права и свободы человека, восстановить попранную справедливость.
  • Консультативная функция заключается в получении советов, справок, предложений тому или иному общественному институту или должностному лицу для решения назревших общественных проблем.
  • Директивная (предписывающая) функция имеет место при развитом и авторитетном общественном мнении и высокой культуре общества. Проявляется в непосредственном, неагрессивном воздействии общественного мнения на решение общественных проблем.

Формы общественного мнения


Средства массовой информации:

  • телевидение;
  • периодическая печать: газеты, журналы, программы, буклеты;
  • радио.

Искусство:

  • кинофильмы;
  • живопись и графика;
  • скульптура (в том числе монументальная) и др. Книгоиздательская продукция:
  • книги;
  • альбомы;
  • плакаты;
  • брошюры и др.

Устные формы выражения ОМ:

  •  митинги;
  •  демонстрации;
  •  собрания;
  • выступления, речи, доклады;
  • опросы и интервью;
  • конференции.

Письменные формы выражения ОМ:

  •  обращения граждан, организаций;
  • петиции;
  • резолюции;
  • декларации, меморандумы;
  • программы, лозунги;
  • статьи;
  • заявления, открытые письма.

Качественные характеристики общественного мнения

Распространенность.

  • Зависит от общественного интереса к проблеме, ее жизненной важности, актуальности, значимости для большого количества людей. Кроме того, влияют такие факторы, как уровень развития общества, информированность граждан; их образовательный уровень, работа средств массовой информации, позиция власти по соблюдению свободы слова, других прав человека.

Интенсивность. Прямо зависит от:

  •  остроты и актуальности проблемы;
  • состояния общественного сознания;
  • черт национального характера;
  • уровня развития общества и состояния экономики и социальной сферы.

Стабильность. Характеризует инерционность общественного мнения, его существование без резких подъемов и спадов, переоценки ценностей и норм. Стабильность зависит от:

  • уровня цивилизованности и исторического этапа развития общества (мирный этап, война, революция)
  • состояния общества (раскол, нормальное, подчеркнутое единство);
  •  общей культуры, толерантности (терпимости), плюралистичности (допущения разных мнений);
  • приверженности элиты и большинства к одним ценностным ориентациям.

Виды О.М.


Тоталитарное общество. Здесь общественные отношения контролируются политической полицией и политической цензурой, господствует идеология, т. е. строго определенная система ценностей и норм, которой обязан подчиняться каждый член общества; государство поглощает гражданское общество, не оставляя места для обычных форм существования свободного и открытого общественного мнения. Оно существует официально в формах партийных съездов, демонстраций, собраний, выражающих единство общества и власти. Реальное общественное мнение (открытое и свободное высказывание суждений) приобретает формы «кухонных» бесед, слухов, сплетен, андеграунда, нонконформизма, акций протеста. В тоталитарном обществе общественное мнение имеет унитарный характер и его значение в управлении обществом проявляется в имитации или же в его неучете.

Демократическое общество. Здесь гражданское общество имеет возможность дистанцироваться от государства, которое соблюдает права и свободы. Индивидуальные мнения людей не подвергаются ежедневной обработке, и поэтому существует многообразие, плюрализм мнений. Общественное мнение включено в процесс управления обществом. Государственные структуры учитывают общественное мнение, опираются на него, реализуют общественное мнение.

Важное значение для каждой страны имеет мировое общественное мнение, которое опирается на документы ООН (в первую очередь — на Декларацию прав человека) и нормы международного права.

Источник: 
Социология в схемах и комментариях : учеб, пособие для СПО / Б. А. Исаев. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 124 с.
Материалы по теме
Массовое общество и массовое сознание
Социальная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л.В. Лебедева. — М. : ФЛИНТА,...
Коэволюционная стратегия взаимодействия природы и общества
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Общество, личность, государство
Теория государства и права - Учебник (под ред. М.Н. Марченко)
Три концепции - одно сознание
...
Средний класс и его роль в обществе
Основы социологии и политологии - Козырев Г.И - Учебник для ссузов - 2008 - 240
Человек и природа. Географическая среда и ее влияние на развитие общества
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Виды сознания
Козлов В.В., Интегративная психология
Политические группы и общности
Кравченко А. И., Политология: учебник. - Москва: Проспект, 2011.-448 с.
Оставить комментарий