Логические отношения между понятиями

Все предметы находятся во взаимодействии и взаимообусловленности, поэтому и понятия, отражающие данные предметы, также находятся в определенных отношениях. Конкретные виды отношений устанавливаются в зависимости от содержания и объема понятий, которые сравниваются.

Если понятия не имеют общих признаков, далеки друг от друга по своему содержанию, они называются несравнимыми. Например, “симфоническая музыка” и “инвестиционные налоговые льготы”, “программа государственного регулирования экономики” и “общая тетрадь”.

Сравнимыми называются понятия, отражающие некоторые общие существенные признаки предмета или класса однородных предметов. Например, “экономист” и “маркетолог”, “кредитные деньги” и “вексель”.

В логических отношениях могут находиться только сравнимые понятия. В зависимости от того, как соотносятся их объемы, понятия делятся на две группы: совместимые и несовместимые.

Совместимые — это такие понятия, объемы которых совпадают полностью или частично. Несовместимые — это понятия, объемы которых не совпадают ни в одном элементе, но которые могут быть включены частично или полностью в объем общего для них понятия. На представленной ниже схеме показаны виды совместимых и несовместимых понятий.


Отношения между понятиями принято иллюстрировать кругами Эйлера (круговыми схемами), названными так в честь Леонардо Эйлера (1707—1783) — одного из крупнейших математиков XVIII в., родившегося в Швейцарии, но весь свой талант отдавшего России. Каждый круг обозначает объем понятия, а любая точка внутри круга — предмет, входящий в его объем. Круговые схемы позволяют наглядно представить отношения между различными понятиями, лучше осмыслить и усвоить эти отношения. Рассмотрим совместимые понятия.

В отношениях равнозначности находятся совместимые понятия, объемы которых полностью совпадают. В таких понятиях мыслится один и тот же предмет или класс однородных предметов. Однако содержание этих понятий различно, так как каждое из них отражает только определенную сторону (существенный признак) данного предмета или класса однородных предметов.

Например, объемы понятий А — “торговый посредник между продавцом и покупателем” и В — “торговый посредник между страховщиком и страхователем” совпадают (в них мыслится один и тот же человек — брокер), но содержания их различны, так как понятия выражают об этом человеке неодинаковую информацию (см. рис. 1а).


Необходимо отличать равнозначные понятия от равнозначных слов-синонимов. У равнозначных понятий одинаковый объем, но разное содержание. А слова-синонимы выражают понятия с одинаковым объемом и содержанием. Замена в любом осмысленном высказывании слов-синонимов друг с другом не влияет на смысл высказывания. Замена же слов, выражающих равнозначные понятия, может привести к существенному искажению смысла. Например, в высказывании “В 1980 году Москва была столицей игр XXII Олимпиады” нельзя заменить понятие “столица игр XXII Олимпиады” равнозначным ему понятием “центр Московской области”. Таким образом, слова или словосочетания, выражающие равнозначные понятия, сами по себе не являются равнозначными.

В отношении пересечения находятся совместимые понятия, у которых объемы частично совпадают. Частично совпадает и содержание данных понятий.

Например, пересекающиеся понятия. А — “спортсмен” и В — “экономист”: часть спортсменов являются экономистами, а часть экономистов — спортсменами. В совместившейся части кругов мыслятся спортсмены, являющиеся экономистами, а также экономисты, являющиеся спортсменами (см. рис. 16).

В отношении подчинения находятся совместимые понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого, составляя его часть.

В таком отношении, например, находятся понятия А — “товар” и В — “предметы личного потребления”. Объем первого понятия шире объема второго понятия: кроме предметов личного потребления в него входят также средства производства, удовлетворяющие производственные потребности общества (см. рис. 1в).

Из двух понятий, находящихся в отношении подчинения, понятие с большим объемом (подчиняющее) является родовым, или родом по отношению к понятию с меньшим объемом (подчиненному), а последнее по отношению к первому называется видовым, или видом. Родовидовые отношения лежат в основе логических операций ограничения и обобщения понятий, деления объема понятий и некоторых видов их определения.

Перейдем к рассмотрению несовместимых понятий. При иллюстрации отношений между несовместимыми понятиями возникает потребность во введении более широкого по объему понятия, которое включало бы объемы несовместимых понятий.

В отношении соподчинения находятся два или более непересекающихся понятий, принадлежащих общему родовому понятию. Соподчиненные понятия А и В — это виды одного рода С, у них общий родовой признак, но видовые признаки различны. Например, А — “вексель” и В — “чек”, где С — “кредитные деньги” (см. рис. 2а).


В отношении противоположности находятся два понятия, являющиеся видами одного и того же рода, притом одно из них отражает какие-то признаки, а другое эти признаки заменяет противоположными признаками. Например, А — “дорогой товар” и В — “дешевый товар”, где родовое понятие С — “товар”. Объемы противоположных понятий составляют лишь часть объема общего для них родового понятия (см. рис. 2б).

Слова, выражающие противоположные понятия, называются антонимами. Например: расход — доход, экономический подъем — экономический спад и др. Неудачное использование антонимов приводит к неясности мысли: “Рекламируя товар, Лисов делал все возможное, силясь побороть свою слабость” или “Курицын участвовал в финансовых махинациях в силу слабости своего характера”.

В отношении противоречия находятся два понятия, являющиеся видами одного и того же рода, при этом одно понятие указывает на некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, исключает, не заменяя их никакими другими признаками.

Например, А — “дорогой товар” и не-А — “недорогой товар”, где родовое понятие С — “товар”. Объемы двух противоречащих понятий составляют весь объем рода, видами которого они являются (см. рис. 2в).

Отличие противоположных понятий от противоречащих принципиально важно. Рассмотрим это на следующем примере. Газетная реклама дает информацию следующего содержания: “Граждане! Приезжайте на вещевую ярмарку в Коньково: у нас недорогие товары!”. Граждане, не сведущие в логике, приезжают туда и видят, что цены товаров достаточно высоки. Они обижаются на рекламодателя, считая, что их обманули. Но их никто не обманывал, они обманулись сами из-за своей логической неграмотности. Ведь “недорогой” не означает “дешевый”. Потенциальному покупателю следовало бы это знать. А рекламодатель использовал это незнание, чтобы заманить покупателей на ярмарку в надежде, что, если человек туда приедет, он обязательно что-нибудь купит.

Уяснение логической структуры понятий, определение их видов и отношений между сравнимыми понятиями дает возможность перейти к рассмотрению логических действий, или операций над понятиями.

Ключевые слова: Понятие
Источник: Логика: Учебник / И. В. Демидов; под ред. проф. Б. И. Каверина. — 7-е изд., испр., 2012
Материалы по теме
Виды понятий по признакам и объему
Горбатов В.В. Логика / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов...
Абстрактное мышление: понятие, суждение и умозаключение
Шадрин Д.А., Логика
Понятие
Логика: Учебник / И. В. Демидов; под ред. проф. Б. И. Каверина. — 7-е изд., испр., 2012
Виды понятий в логике
Шадрин Д.А., Логика
Логическая структура понятия
Логика: Учебник / И. В. Демидов; под ред. проф. Б. И. Каверина. — 7-е изд., испр., 2012
Содержание и объем понятий
Шадрин Д.А., Логика
Виды понятий
Логика: Учебник / И. В. Демидов; под ред. проф. Б. И. Каверина. — 7-е изд., испр., 2012
Обобщение и ограничение понятий
Шадрин Д.А., Логика
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий