Логические приемы образования понятий

Образование понятия – не простой зеркальный акт отражения предметов действительности, а сложнейший диалектический процесс. Он предполагает активность исследователя и включает в себя множество логических приемов, важнейшими из которых являются анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение.

Выделение признаков связано с мысленным расчленением предметов на составляющие его части, стороны, элементы. Мысленное расчленение предмета на части называется анализом.
 
Элементы, стороны, признаки предмета, выделенные с помощью анализа, должны быть соединены в единое целое. Это достигается с помощью приема, противоположного анализу, – синтеза.

Синтез  – это логический прием, с помощью которого осуществляется мысленное соединение частей предмета, расчлененных анализом.  

Сравнение  – мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление признаков сходства и различия в том или ином отношении.  

Абстрагирование  – мысленное упрощение предметов путем выделения в них одних признаков и отвлечение от других, результат этого процесса называется абстракцией или понятием.  

Обобщение  – мысленное объединение однородных предметов, их группировка на основе тех или иных общих признаков.   Благодаря обобщению существенные признаки, выявленные у отдельных предметов, рассматриваются как признаки всех предметов, к которым приложимо данное понятие.

Таким образом, устанавливая сходство (или различие) между предметами (сравнение),   расчленяя сходные предметы на элементы (анализ),   выделяя существенные признаки и отвлекаясь от несущественных (абстрагирование),   соединяя существенные признаки (синтез)   и распространяя их на все однородные предметы (обобщение),   мы образуем одну из основных форм мышления – понятие.

Источник: 
Логика: Шпаргалка.: РИОР; Москва; 2010
Темы: 
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.