Культура в эпоху Возрождения

Эпоха Возрождения стоит вне конкуренции и играет огромную роль в судьбах как европейской, так и всей мировой культуры.

Как правило, под понятие «Ренессанс» подпадает культура Западной Европы с ближайшими «окрестностями» от конца XV до начала XVII в., хотя предвестники Возрождения (прежде всего это фрески на темы жизни Марии и Христа работы Джотто ди Бондоне (1266/67-1337) в капелле дель Арена в Падуе) дают о себе знать гораздо раньше.

Сердце и родина ренессанса — Италия, где соревнуются две великие школы — флорентийская и венецианская. Именно в Италии уже в XII-XIII столетиях наблюдаются явления, которые известны как Проторенессанс, или Предвозрождение. Главные центры Проторенессанса — Флоренция, Сиена, Милан, Падуя.

Вслед за Проторенессансом различают Раннее Возрождение (подразделяется на треченто и кватраченто: середина XIV-XV в.), Высокое (до второй половины XVI в.) Возрождение (чин-квеченто) и Позднее Возрождение (2-я треть XVI — первая половина XVII в.).

Раннее Возрождение ассоциируется с созвездием имен замечательных творцов: архитектора Филиппо Брунеллески (1377-1446), скульптора Донателло (1386-1466), художника Мазаччо (псевдоним Томмазо ди сер Джованни ди Гвиди) (1401 — ок. 1428). Все они — представители флорентийской школы искусств. Именно в это время прекрасным символом города и флорентийского кватроченто становится собор Санта Мария дель Фьоре (собор Святой Марии в цветах), увенчанный величественным, но легким, образованным плавными и изящными сводами куполом, возведенным по проекту Брунеллески.

Переход от Раннего Возрождения к Высокому воплощен в работах великого живописца Сандро Боттичелли (1445-1510). Позднее Возрождение (2-я половина XVI в.) ярко представлено архитектором Андреа Палладио (1508-1580), художниками Паоло Веронезе (1528-1588) и Тинторетто (Якопо Робусти) (158 или 159-1594). Их творчество тесно связано с Венецией.

В основе философии культуры Возрождения — гуманистические ценности, возобновленные идеи Античности. Неслучайно Данте в путешествии по загробному миру сопровождает автор «Энеиды» Вергилий, Ф. Петрарка «ведет переписку» с Цицероном и Сенекой, а фрески Рафаэля представляют в гармоническом единстве Гомера и Данте, Аполлона и Христа, Платона и Фому Аквинского.

Важный момент! Средневековье не отсекается от эпохи Возрождения, не оторвано от нее. О соотношении и преемственности культур Средневековья и Ренессанса дает предметное представление «Декамерон» Джованни Боккаччо, где воспевается не только земная чувственная любовь, но и идеальные чувства и весь комплекс христианских добродетелей.

Нет сомнения в том, что и ренессансный антропоцентризм (человек — узел мира), и реализм (жизнеподобие как художественное миропонимание, подражание природе) были подготовлены Средневековьем, ибо запреты и гонения только увеличивали интерес и внимание к человеческому естеству, а следование канонам оставляло достаточный зазор для «несанкционированных» чувств и мыслей и было лишь формальной преградой для бурного потока жизни. Тяготение к космосу античной культуры и цивилизации не сразу поддается осмыслению. Этика и эстетика, чувство прекрасного, восприятие красоты, заданные классическими критериями Эллады, по-своему перетолкованы, но не отвергнуты Древним Римом, и интерпретация этого наследия возрождает образ человека в искусстве и жизни, соразмерный гармонии микрокосма и Вселенной. Максимилиан Волошин в лекции, прочитанной им в 1909 г., выделяет среди многих эпитетов Аполлона один: «Horomedon» — «Повелитель времени». Позднее (1923 г.) в стихотворении «Космос» поэт передаст олицетворяемый древнегреческим богом эффект возвращения человеческой культуры к определяющим идеальным образцам и пропорциям, восходящим к девяти Музам, перед которыми оказались бессильны десять столетий, «циклоны веры, шквалы ересей, смерчи народов — гунны и монголы, набаты, интердикты и костры, сто сорок пап и шестьдесят династий, сто императоров, семьсот царей»:

Мир стал ареной, залитою солнцем,
Палестрою для Олимпийских игр
Под куполом из черного эфира,
Опертым на Атлантово плечо.
На фоне винно-пурпурного моря
И рыжих охр зазубренной земли
Играя медью мускулов,— атлеты
Крылатым взмахом умащенных тел
Метали в солнце бронзовые диски
Гудящих строф и звонких теорем.
И не было ни индиговых далей,
Ни уводящих в вечность перспектив:
Все было осязаемо и близко.
Дух мыслил плоть и чувствовал объем.
Мял глину перст и разум мерил землю.
Распоры кипарисовых колонн,
Вощенный кедр закуренных часовен,
Акрополи в звериной пестроте,
Линялый мрамор выкрашенных статуй И смуглый мрамор липких алтарей,
И ржа и бронза золоченых кровель,
Чернь, киноварь, и сепия, и желчь —
Цвета земли понятны были глазу,
Ослепшему к небесной синеве,
Забывшему  алфавиты созвездий.
Когда ж душа гимнастов и борцов
В мир довременной ночи отзывалась
И погружалась в исступленный сон
Сплетенье рук и напряженье связок
Вязало торсы в стройные узлы
Трагических метопов и эподов
Эсхиловых и Фидиевых строф.
Мир отвечал размерам человека,
И человек был мерой всех вещей.

В Италии культура Ренессанса нашла наиболее полный и яркий выход в изобразительном искусстве, Золотой век которого — Высокое Возрождение. В архитектуре этот период заявляет о себе именем Донато Данджело Браманте (1444-1514), которому принадлежит проект собора св. Петра в Риме, и Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680), снискавшего славу великого зодчего как автор ансамбля площади св. Петра в виде двух симметричных полукружий и получившего не меньшее признание как гений барокко в скульптуре. В изобразительном искусстве на чинквеченто приходится творчество таких гигантов, как Леонардо да Винчи (1452-1519), Рафаэль Санти (14831520), Микеланджело Буанаротти (1475-1564) и Тициан Ве-челлио (между 1488-1490-1576).

В Германии и Франции ренессансное миропонимание и ощущение жизни ярче всего проявились в литературе («Корабль дураков» Себастьяна Бранта, произведения Ф. Рабле и Пьера де Ронсара), в Англии — в драматургии В. Шекспира и в театре «Глобус» с его девизом «Весь мир лицедействует». Культурный диапазон эпохи Возрождения поражает своим размахом и разнообразием голосов. Едва ли не в каждой западноевропейской стране так или иначе обозначился свой национальный вариант Ренессанса. Например, в мануэлино в Португалии возрожденческая архитектурная основа оживлена готическими, мавританскими, индийскими мотивами; в пла-тереско в Испании нет такой экзотики, но характерны тонкие вплетения декора, похожего на ювелирные украшения; в британском зодчестве при королеве Елизавете I (1558-1603) так называемый елизаветинский ренессанс принял довольно скромные очертания, обусловленные пуританской религиозностью. В зодчестве островной Англии веяния Ренессанса оказались гораздо слабее, чем в остальной Европе, и равнение на точные геометрические пропорции возвещало об отказе от стилистики архитектуры Возрождения в пользу раннего классицизма.

Культуру Ренессанса вне Италии принято обобщенно называть Северным Возрождением. Под это понятие обычно подводят творчество крупнейших нидерландских художников Яна Ван Эйка (1381 или 1390-1441), Иеронима Босха (ок. 14501516), Питера Брейгеля (Старшего) ( ок. 1525-1569); немецких мастеров Альбрехта Дюрера (1471-1526), Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553), Ганса Гольбейна Младшего (14971543); французских живописцев отца и сына Жана (ок. 1485 — ок. 1540) и Франсуа (1515-1572) Клуэ.

Крупнейшие мыслители эпохи Возрождения Никколо Макиавелли (1469-1527), Эразм Роттердамский (1469-1536), Мишель Монтень (1533-1592) каждый по-своему решительно расчищают поле человеческой жизнедеятельности и интеллектуальное пространство от удушливой богословской догматики и схоластики. Средневековая ученость, где преобладала так называемая studia divina (богословские дисциплины), уступает место светским гуманитарным знаниям (studia humana), открытия Н. Коперника, Г. Галилея, Д. Бруно, Т. Браге, И. Келлера радикально меняют средневековые представления о мироздании.

Диалектическая особенность феномена Ренессанса состоит в том, что он сам породил своего «могильщика» — Реформацию и протестантизм. Народное движение против католической церкви, возглавляемое Кальвином в Швейцарии и Лютером в Германии, привело к тому, что свобода духа и торжество разума — главные гуманистические ценности Ренессанса — оказались чужды ортодоксальным и фанатичным протестантам в той же мере, в какой были ненавистны господствующей церкви.

Проявлением кризиса культуры Возрождения стало неверие в высокие преобразовательные возможности человека, акцентирование внимания в общественной мысли, литературе, искусстве на диссонансах бытия, бесплодности и тщетности усилий в борьбе с роком (произведения Иеронима Босха), а также благородные, прекраснодушные мечтания о переустройстве общества на основе принципов справедливости и социальной гармонии, вылившиеся в поиск идеальных моделей в виде великих утопий Томаса Мора, Томазо Компанеллы, Фрэнсиса Бэкона.

Темы: Культура
Источник: Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019
Материалы по теме
Инкультурация
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Культура как знаковая система
Норман Б.Ю. - Теория языка. Вводный курс, 2004
Особенности культуры эпохи информационных технологий
Культурология : учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Концепции глобальной культуры и проект культурсоциологии
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Художественные стили эпохи Просвещения
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Культура как система
Монина Н.П., Культурология
Японская управленческая культура
...
Психоаналитическая интерпретация родства, семьи и культуры
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Оставить комментарий