Кривые безразличия потребителя

Кривые безразличия потребителя (КБП) показывают желания, предпочтения, вкусы покупателей при выборе из двух товаров. КБП — линия, каждая точка которой представляет все комбинации двух товаров, обладающих одинаковой полезностью при условии, что потребителю безразлично, какую из них выбрать. КБП показывает совокупность наборов продуктов, обладающих равной полезностью для потребителя.

КБП неодинаковы у товаров:


— При совершенной взаимозаменяемости два товара рассматривают как один товар, и КБП вырождается в прямую линию (постоянную).
— При жесткой взаимодополняемости товаров (правый и левый ботинки) линия становится углом со сторонами, идущими параллельно осям координат.
— У реальных товаров они имеют вид выгнутой к основанию кривой.

КБП реальных товаров могут быть различными.


Их наклон показывает предпочитаемые товары. Их предельные положения — горизонтальная и вертикальная линии.

Горизонтальная и вертикальная линии показывают, что покупатель не потребляет другой товар.

КБП указывает на закон понижающейся предельной нормы замещения (MRS = marginal rate of substitution = △Qy : △Qx). MRS показывает, как много одного товара потребитель приносит в жертву с целью получения единицы другого товара без изменения общего уровня удовлетворения. jMRS низших товаров падает при перемещении кривой вниз.


Карты кривых безразличия. КБП различаются у разных типов покупателей: бомжей, бедных, богатых и т. п. У каждого покупателя своя кривая безразличия, и она меняется при определенных условиях, сдвигается при изменившихся условиях, а поэтому от единичных КБП переходят к их системе, называемой «карта». Карта КБП представляет собой совокупность нескольких линий, показывающих все условия рынка. Линии карты КБП идут конгруэнтно — не пересекаются друг с другом.


Ключевые слова: Потребление
Источник: Войтов А. Г. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / А. Г. Войтов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. — 392 с.
Материалы по теме
Понимание потребителя
Ладанов И.Д., Практический менеджмент
Исследование потребителей
Лапыгин Ю.Н., Бизнес-план. Стратегии и тактика развития компании
Поведение покупателей на потребительском рынке
Акулич. Международный маркетинг
Процесс принятия решения о покупке
Акулич. Международный маркетинг
Потребительский капитал
Мэй М., Трансформирование функции финансов
Потребительские мотивы
Катернюк А.В., Рекламные технологии
Понятие и содержание науки о поведении потребителей
И.А. Арташина.. Поведение потребителей
Влияние культуры на сферу потребления
И.А. Арташина.. Поведение потребителей
Оставить комментарий