Компьютерная аддикция

Прежде чем говорить о компьютерной аддикции, позволю себе сделать историческо-психологический экскурс, позволяющий лучше понять это явление не только с точки зрения наркологии, но гораздо шире и глубже - с точки зрения истории и психологии.

Во все времена смена исторических этапов развития общества сопровождалась формированием новой системы управления и внедрением новых способов и средств коммуникации. С одной стороны, они служили орудием власти над умами и были доступны избранным. С другой стороны, они изменяли ментальность населения. Приведу лишь несколько наиболее показательных примеров. Так, историческое развитие Шумерской цивилизации нашло свое отражение в создании земледельческих городов - государств и в изобретении пиктографического письма и клинописи, которые способствовали развитию новой культуры. Клинопись и все последующие варианты ее развития появились и тиражировались в храмах и царских дворцах и отражали идеологию именно этого слоя населения. Поэтому религиозность была одной из ведущих характеристик ментальности населения.

Период окончания Столетней войны в Европе ознаменовался изобретением книгопечатания. Иоган Гуттенберг (около 1445г.) изобрел новый вид коммуникации, способствующий распространенности светской образованности не только в Германии, но и во всей Европе. Именно в этот исторический период формируется культура эпохи Возрождения, распространившаяся в XIV-XVI веках из Италии по всей Европе. Изменения психологии и поведения людей в эпоху Возрождения были столь очевидны , что психологи даже ввели термин «личность эпохи Возрождения», многие черты которой считаются идеалом человека и по сей день. Гуманистическое мировоззрение, вера в творческие силы человека, обращение к античному культурному наследию, ослабление религиозности, духовное раскрепощение, оптимизм, осознание своей свободы - основные характеристики человека эпохи Возрождения. Жизнь людей эпохи возрождения была тесно связана с исскусством, наукой и техникой, которые в их умах заняло место, принадлежавшее в средние века, религии.

По мере развития письменности, изменялся стиль общения между людьми, их психология и поведение. При этом, человечество не только приобретало новые возможности, но и теряло ряд не менее ценных качеств.

Один из самых знаменитых ученых - медиевистов мира, семиотик, специалист по массовой культуре, професор Болонского университета и почетный доктор многих университетов Европы и Америки Умберто Эко (р.1932) проанализировал психологические последствия внедрения новых способов и средств коммуникации на протяжении всей человеческой истории. Результаты этого анализа были им представлены в лекции "От интернета к Гуттенбергу", прочитанной им в Колумбийском университете 12 ноября 1996года. Со времен Платона человечество всегда испытывало страх перед новыми средствами коммуникации и считало, что новый способ общения меняет психологию и поведение человека.. Еще Платон заметил, что письменность ослабляет память и предлагает людям «окаменевшую душу». В эпоху рукописных книг ими могли воспользоваться только единицы избранных, а остальные получали знания о мире и о своем месте в нем, созерцая фрески и росписи Средневековых соборов и слушая проповеди священников, читающих рукописи, имеющих возможность сравнивать и анализировать полученную информацию и нужную доносить до слушателей. С точки зрения современности, это была телевизионная программа с неизменным видеорядом и готовым набором суждений о мире, морали, Боге, Жизни и Смерти.

Внедрение книгопечатания способствовало редукции архаического мышления и разрушило образность и наглядность визуальной культуры. Ставшая доступной, книга способствовала излишней информированности населения, отвлекала его от раздумий о вечных ценностях, побуждала к свободной интерпретации и критике Священного Писания. Мышление постепенно рансформировалось из конкретно-образного в абстрактно-логическое. Костры Инквизиции, на которых жгли еретиков и книги, так и не смогли вернуть человечество в лоно визуальной культуры. Это сделало телевидение.

В 60-х годах XX века канадский культуролог Герберт Маршалл Маклюэн написал свою Галактику Гуттенберга, где описал процесс постепенной смены линейного способа мышления, возникшего с изобретением печати, на более глобальный способ восприятия и понимания через образы телевидения и других электронных средств. Он выразил опасение, что телевидение может уничтожить потребность в печатной книге. С момента изобретения телевидения наша цивилизация вновь вернулась к зрительным образам и визуальной культуре. Особенность ее влияния на психологию человека выражается в том, что визуальные образы способны преображать частные, высказанные всего несколькими людьми идеи в общие, что позволяет легко убеждать телезрителей в тех идеях или проектах, которые не вызвали бы их доверия, если бы они были прочитаны (при необходимости неоднократно) и критически переосмыслены. Глобальная ориентация на зрительные образы способствовала снижению грамотности и оживлению архаического и конкретно-образного мышления. Сегодня, когда практически все население мира получает информацию по телевидению и 80% безоговорочно ей доверяют, мы наблюдаем всплеск архаического мышления, деструктивных форм поведения и прогрессирующее нарастание безграмотности. Эти тенденции учитываются печатными изданиями, которые с каждым годом все больше напоминают детские книжки с цветными картинками. Минимум текста (как правило, примитивного) и максимум цветных фотографий (желательно возбуждающих базисные потребности) - таков интерфейс популярных изданий.

В настоящее время мы переживаем еще одну медио-революцию исторического масштаба - компьютеризацию. Ее влияние на психические процессы и поведение человека уже не вызывают сомнений. И если Средневековый собор был прообразом телевидения, то книга - была прообразом компьютера. Первые компьютеры использовались, как орудия письменности. Для того, чтобы ими пользоваться необходимо быть грамотным, уметь очень быстро читать, редактировать тексты и совершать ряд логически связанных между собой операций. Согласно концепции О.К.Тихомирова (1988), у пользователя компьютера преобразовывается мыслительная деятельность. Мышление приобретает абстрактно-логический характер с хорошо развитыми прогностическими функциями.

В доинтернетовскую эпоху пользователи компьютером имели дело с линейным видом письменности, то есть тексты на экране практически соответствовали таковым в книге: их можно читать справа-налево, слева - направо, по диагонали, сверху - вниз, и даже пропуская целые страницы или возвращаясь к уже прочитанному С развитием Интернета, появились гипертексты, представляющие собой принципиально новые способы подачи и переработки информации. В этой связи весьма актуальны размышления и опасения Маршалла Маклюэна: если радио и телевидение постепенно уничтожат книгу, то смогут ли гипертексты заменить ее и как это отразится на психологии и поведении людей? Умберто Эко, размышляя над этой проблемой, предположил, что в ближайшем будущем общество расщепится на два класса: тех, кто смотрит только телевидение (то есть получает готовые образцы и суждения о мире без их критического осмысления) и тех, кто работает с компьютером (то есть тех, кто обрабатывает, критически осмысляет и отбирает информацию, в том числе и для показа по телевидению). То есть, уже сейчас начинается разделение культур, поразительно напоминающее существовавшее в средневековье: между теми, кто созерцает образы в соборе и слушает проповедника и теми, кто способен читать рукописи, критически их оценивать и проповедовать нужные, с их точки зрения, идеи.

Сегодня в Украине только 4% населения имеет доступ в интернет, но процесс компьютеризации постсоветских стран отличается от такового в западных странах взрывообразным характером. Минуя промежуточные этапы, пройденные западными пользователями компьютера, отечественные в течение нескольких лет получили доступ к самым современным моделям и технологиям. Показательна динамика компьютеризации учащихся г. Одессы. Так, если в 1992 году доступ к компьютерам имели только 0,8% учащихся, то в 1997году уже 16,7%. К сожалению, столь стремительное вхождение в новую компьютерную культуру, сопровождается психическими и поведенческими расстройствами. У 15,5% обследованных школьников -пользователей ПК выявлены признаки патологической зависимости от компьютерной деятельности. В обществе с поступательным развитием компьютеризации этот показатель равен 6% (Э.В.Мельник, 1998; S.Fisher, 1994). В Японии описан синдром «отаку», при котором подростки и юноши проводят свою жизнь, погрузившись в виртуальную реальность, видеоигры и музыку из стереофонических наушников, игнорируя при этом социальные взаимоотношения, необходимость ухода за собой, образование и достижение полного развития личности.

Ключевые слова: Аддикция
Источник: Юрьева Л.Н., История. Культура. Психические и поведенческие расстройства
Материалы по теме
Аддиктивный тип девиантного поведения
Менделевич В.Д., Наркозависимость
Аддиктивное поведение подростков
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Гэмблинг
Короленко Ц.П., Психосоциальная аддиктология
Факторы риска аддиктивного поведения
Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб...
Химические аддикции
Короленко Ц.П., Психосоциальная аддиктология
Понятие «аддиктивное поведение». Классификация аддиктивного поведения
Гоголева А.В., Аддиктивное поведение и его профилактика
Критерии определения понятия «аддиктивное поведение»
Григорьев Н.Б., Психологическое консультирование
Наблюдаемые признаки развития аддиктивного поведения
Григорьев Н.Б., Психологическое консультирование
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий