Ключ к жизни без конфликтов – «Я-сообщение»

Давайте об отношениях. И сразу заглянем в самую сложную часть – в конфликты.
Итак, представим себе ситуацию, когда кто-то нас расстроил, обидел, не оправдал ожиданий, обманул, наконец. Подойдет любая ситуация, если в процессе нам захотелось поругаться. Если заглянуть в самое сердце конфликта, то в подавляющем числе случаев структура его будет сводиться к обвинениям (однонаправленным от обиженного к обидчику или взаимным). 

Что из себя представляет обвинение? Это так называемое «Ты-сообщение» - обиженный в самых ярких красках рассказывает обидчику про НЕГО – какой ОН плохой, насколько ОН неправ, сколь неправильный выбор ОН сделал. Здесь весь сыр-бор сосредоточен на объекте. 

Что же мы обычно получаем в результате подобного обвинительного «Ты-сообщения»? Человек уходит в оборону, а уж в каком обличье эта оборона предстанет перед нашим взором, зависит как от ситуации, от градуса, тона предъявленных обвинений, так и от характера самого объекта, но с очень большой вероятностью, «правды» мы не добьемся. Обида, уход от разговора, изоляция, встречные обвинения, воскрешение старых непроработанных конфликтов – вероятнее всего. 

А сейчас начинаем записывать. Рецепт «правильного» конфликта (хотя в сущности его и конфликтом-то назвать можно будет с большой натяжкой). Вместо «Ты-сообщения» воспользуемся «Я-сообщением». Это послание будет состоять из четырех шагов, итак: 

  1. Называем сам факт, который нас раздосадовал БЕЗ ОЦЕНКИ – только как констатация, например «Ты пришел домой на 3 часа позже и не предупредил» 
  2.  Озвучиваем свое первичное, истинное чувство, которое вызвал этот факт опять же без оценки объекта или факта: «Я злюсь, потому что чувствую себя ненужной, неважной для тебя, брошенной» 
  3. Предлагаем обидчику представить, что бы было, если бы вы с ним поменялись местами: «Представь себе, если бы я точно так же не вернулась с работы вовремя и не сочла бы нужным предупредить тебя? Как бы ты себя чувствовал?» 
  4. 4Озвучиваем альтернативу в форме просьбы, мягко и без директив: «Прошу тебя, не задерживайся больше без предупреждения, тогда мне будет спокойнее – мне это важно» 

Чего мы добиваемся, используя «Я-сообщение»? Мы снимаем напряжение, не загоняем обидчика в оборону, а значит, оставляем себе шанс быть услышанными. Мы подчеркиваем важность этого человека для нас, выражаем уважение и доверие, пусть он и был не прав – он осознает, что в его силах нас как расстроить, так и положительным образом повлиять на наше настроение. И самое главное – мы предлагаем готовый вариант более конструктивного выхода из ситуации, чего обычно в конфликтах не делается. При всем этом у нас не остается невыраженной агрессии – мы выразили собственные чувства и указали на породившую их причину. 

Говорить «Я-сообщениями» поначалу может показаться сложноватым занятием, однако научившись этому однажды, мы сможем существенно облегчить себе жизнь, ведь правильный конфликт – этот тот конфликт, которого мы избежали, причем не за счет подавления собственных эмоций, а посредствам установления доверительного контакта.

Ключевые слова: Отношения, Конфликт
Источник: Юлиана Нурмухамедова
Материалы по теме
Теория реального конфликта
Психология межгрупповых отношений.— О.А. Гулевич., М.: Московский психолого-социальный...
Профсоюзы и трудовые конфликты
Липсиц И.В., Экономика
Стадии протекания социального конфликта
Фролов С.С., Основы социологии
Психологические составляющие конфликта
Анцупов А.Я., Конфликтология
Сущность, содержание, особенности межличностного конфликта, конфликтные типы личностей
Н. А. Лобан. Конфликтология УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2008
Производственный конфликт: анализ мотивации
Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное...
Понятие социального конфликта. Общественное согласие
Соколов С.В., Социальная конфликтология
Основные межличностные стили разрешения конфликтов
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Оставить комментарий