Классификация памяти

Как и во многих других областях, в психологии памяти единой классификации ее видов, форм и типов до сих пор не существует. В зависимости от выбранных критериев, теоретических традиций или научной школы ученые выделяют следующие разновидности памяти:

  • по характеру проявления — различают образную, словесно-логическую, механическую, эмоциональную и условно-рефлекторную;
  • по типу восприятия — зрительную, слуховую, обонятельную, двигательную и висцеральную:
  • по времени хранения — кратковременную, долговременную и оперативную:
  • по механизму запоминания — произвольную и непроизвольную.

Существуют и другие классификации памяти (оперативная, лабильная, генетическая, иммунная, онто- и филогенетическая и т. д.). Исследователи процесса хранения и воспроизведения информации в памяти выделяют имплицитную (неосознаваемую) и эксплицитную (осознаваемую) память.

Один из ведущих представителей нового поколения психологов Эндель Тульвинг (1993) создал дифференцированную схему процессов долговременной памяти, включающую три вида долговременной памяти: процедурную, семантическую и эпизодическую. В качестве дополнительных видов памяти им выделены проспективная память (память на намерения); ретроспективная память (память на содержание). Он предполагал, что знания в долговременной памяти организованы в форме скриптов, и продемонстрировал различную корковую активность, связанную с каждым видом памяти. Наиболее тщательно он изучил эпизодическую и семантическую память. В первой, «автобиографичной», хранятся личные впечатления индивидуума. Во второй — структуры, позволяющие понять мир: понятия, нормы, законы, правила.

В памяти людей наблюдаются большие индивидуальные различия. Человек с наглядно-образным типом памяти особенно хорошо запоминает наглядные образы, цвет предметов, звуки и. т. п. Джордж Ноэл Гордон Байрон знал все свои произведения наизусть, а Чарли Чаплин не мог запомнить даже фамилии своего секретаря, с которым проработал семь лет. У хороших специалистов обычно развита профессиональная память. Многие врачи, особенно терапевты, помнят пациентов в лицо, а стоматологи узнают их только после того, как больной откроет рот. Уникальной обонятельной и вкусовой памятью обладают дегустаторы, слуховой — музыканты, певцы и композиторы (например, Иосиф Кобзон в Сургуте за 15 мин до выхода на сцену выучил гимн нефтяников и блестяще его исполнил), двигательной — спортсмены, зрительной — художники, режиссеры и шахматисты, которые могут играть «вслепую» со множеством партнеров.

При словес но-логическом типе памяти лучше запоминается словесный, нередко абстрактный материал: понятия, формулы и т. п. При эмоциональном типе памяти сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства. Встречаются люди, обладающие гак называемой феноменальной памятью.

В зависимости от уровня управления мнемическими процессами выделяют память произвольную и непроизвольную. Первая активизируется, когда человек осознанно стремится запомнить и воспроизвести тот или иной материал. Непроизвольная же память включается автоматически и фиксирует то, что в данный момент не является объектом внимания и целью деятельности.

Непроизвольно запоминается многое, что встречается в жизни: предметы, явления, события повседневной жизни, содержание книг, прочитанных без всякой учебной цели. В процессе обучения преднамеренное запоминание нередко принимает форму заучивания, т. е. многократного повторения учебного материала до полного и безошибочного его запоминания. Так, например, заучиваются стихи, законы, формулы.

Исследование А. А. Смирнова подтвердило, что непроизвольное запоминание может быть продуктивнее, чем пред намеренное: то. что испытуемые запоминали непроизвольно, попутно в процессе деятельности, запомнилось проще, чем то, что они старались запомнить специально. Суть эксперимента состояла в том, что испытуемым предъявлялись две фразы, каждая из которых соответствовала какому-либо орфографическому правилу (например, «мой брат учит китайский язык» и «надо учиться писать краткими фразами»). В ходе эксперимента необходимо было установить, к какому правилу относится данная фраза, и придумать другую пару фраз на ту же тему. Запоминать фразы не требовалось, но через несколько дней испытуемым предложили вспомнить как те. гак и другие фразы. Оказалось, что фразы, придуманные ими самими в процессе активной деятельности, оказываются наиболее эффективными, поскольку оказываются в зависимости от деятельности, в ходе которой запоминание совершается.

Механическое запоминание неэкономно, требует многих повторений; механически заученное человек не всегда может припомнить к месту и ко времени. Осмысленное запоминание требует от человека значительно меньше усилий и времени и более действенно. Установлено, что учащиеся, которое при запоминании текстов составляли план, обнаруживают более прочные знания, чем дети, запомнившие текст без плана.

Классификация видов по характеру психической активности включает: двигательную, эмоциональную, образную и семантическую память.

Двигательная (моторная) память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Она кроется в основе всех бытовых и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, забивания гвоздя или написания. Однажды сороконожка забыла, какой ногой надо ступать первой, и разучилась ходить вовсе. Без памяти на движения нам пришлось бы учиться всему заново. Двигательная память обеспечивает координацию и последовательность движений.

У детей она возникает очень рано, но ее развитие дается с преогромным трудом: бесконечные пробы, ошибки, повторения. Первые годы жизни двигательная память формирует нашу моторику бессознательно, позже включается сознание и процесс ускоряется. Катание на коньках и лыжах, освоение бальных танцев или ремесленных работ происходят при помощи сознания, разучивания и чтения специальной литературы. Уже с раннего детства ребенка специально обучают по-человечески пользоваться предметами домашнего обихода (вилкой, ложкой, одеждой, стулом, столом, мылом, зубной щеткой, карандашом, бумагой и т. п.), различными инструментами.

Двигательная память лежит в основе многих профессиональных навыков, которые постепенно становятся автоматическими, т. е. осуществляются без привлечения внимания и сознания. Люди с развитой двигательной памятью лучше усваивают материал не на слух или при чтении, а при переписывании текста. Это один из способов выработки грамотности.

Между прочим, в основе нашей речи тоже лежит моторная память. И каждый из нас знает по себе либо видел у других, как трудно дается речь, особенно при разучивании иностранного языка.

Подсчитайте, сколько денег пришлось выложить родителям, а потом и вам самим, посещая школьные уроки и вспомогательные курсы, занимаясь с репетитором. И все только для того, чтобы правильно произносить определенный артикль в английском и понимать продавца сувениров, если вы попали туристом в зарубежный город

Ученые из Университета в Констанце (ФРГ) использовали новый метод магнитного изображения для изучения работы мозга шахматистов. Они протестировали 20 любителей и гроссмейстеров в противостоянии с компьютером, причем оказалось, что только гроссмейстеры смогли победить машину или сыграть вничью. Магнитный анализ мозговой активности показал, что у мастеров шахмат работала долговременная память, связанная с лобной и теменной областями мозга. А любители использовали так называемую средне височную долю мозга, которая участвует в обработке новых данных (Литературная газета. 2001. № 42).

Эмоциональная память — память на пережитые чувства; способность запоминать и воспроизводить чувства. В ней почти нет какой-либо смысловой информации. Ее содержание — различные зрительные и звуковые символы. Их восстановление в памяти вызывает у людей переживания. Она проявляется в закреплении и последующем (непроизвольном) воспроизведении тех или иных эмоциональных состояний. Установлено, что эмоционально окрашенные впечатления человек хранит дольше всего. Боль, гнев, обида запоминаются надолго. Другие эмоции и чувства кратковременно посещают нас и быстро исчезают. Одни чувства сменяются другими — иногда похожими, иногда противоположными. С течением времени запомнившиеся чувства могут переоцениваться, уменьшая либо увеличивая свое значение. Например, горе сменяется печалью, а восторг или сильная радость — спокойным удовлетворением; в другом случае обида, перенесенная раньше, при воспоминании о ней обостряется, а гнев — усиливается. То, что раньше воспринималось как досадное недоразумение, со временем может восприниматься как забавный случай. Ее иногда называют памятью сердца, полагая, что человеком запоминаются самые дорогие для его души события.

Закон Йоста — эмпирическая закономерность, обнаруженная в 1895 г. А. Йостом, согласно которой при равной вероятности воспроизведения из памяти бессмысленной информации более старая информация медленнее забывается и требует при доучивании меньшего числа повторений.

Как известно, у людей, помимо зрительной, очень устойчивой является память эмоциональная, которая работает по принципу: приятно — неприятно, понравилось — не понравилось. Память на эмоциональные образы и эмоциональные состояния — одна из самых прочнейших. Так, например, исследованиями страха перед воздушными катастрофами установлено, что люди не столько боятся своей смерти, сколько реакции семьи на их гибель. В результате авиакомпании стали изображать на своей рекламе маленькую женщину, текстом рекламы убеждающую, что самолетом ее муж скорее вернется к ней. Способность сочувствовать другому человеку, сопереживать героям книги основана на эмоциональной памяти.

Она — незаменимый инструмент актерского искусства и выражает способность актера запоминать и воспроизводить пережитые ранее чувства. Для овладения искусством сценического переживания актеру необходимо освоить все составляющие этой системы. Их он извлекает на репетиции, когда вживается в написанную для него роль. В процессе работы над ролью актер воссоздает те самые эмоции, которые переживает его герой в пьесе, а помогает ему собственный жизненный опыт и пережитые однажды чувства. Именно так, считал Станиславский, и происходит обогащение эмоциональной памяти актера.

 Некоторые эмоциональные впечатления человеку лучше забыть. Нередко нас мучат кошмарные воспоминания. Профессор Р. Питмэн из Гарвардской школы медицины считает, что они абсолютно разрушительны и против воли возвращают нас в самые страшные минуты жизни, заставляя переживать ужас случившегося вновь и вновь. Избавить от них ничуть не менее важно, чем залечить настоящую рану. В 2005 г. американцы испытали новое лекарство — пропранолол. Он обещает облегчение пережившим аварии, атаки террористов, войны — всем, кто страдает от синдрома посттравматического стресса. Пропранолол блокирует гормоны стресса — адреналин и кортизол, не позволяя им достигнуть участка мозга, отвечающего за эмоциональную память. И останавливает образование протеина, который содержит информацию об испытанных страхе, панике, шоке. Большая группа добровольцев испытывает лекарство на себе в клиниках США, Канады и Израиля. Ученые считают, что пропранолол не стирает память целиком, а лишь очищает ее от новых, слишком острых эмоций. Но не исключают, что с его помощью можно воздействовать и на старые блоки памяти.

Образная память — способность запоминать образы предметов: зрительные (зрительная, или иконическая, память), слуховые (слуховая, или экоическая, память), вкусовые и др. В зависимости от того, какой анализатор принимает наибольшее участие в восприятии запоминаемого материала, образная память подразделяется на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую. Информация запоминается в виде образов определенной модальности.

Ни у одного человека все виды этой памяти не могут быть развиты на одинаково высоком уровне. Кто-то великолепно запоминает, у другого — абсолютный слух, а третий — что называется «нюхач», отлично разбирающийся в запахах духов или вина. Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных или речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Зрительная память — образная память, связанная с деятельностью зрительного анализатора.

Названий у зрительной памяти множество. Одно из них — фотографическая память. Она означает способность с исключительной точностью, вплоть до мельчайших деталей, сохранять в памяти образы предъявляемых им предметов. Она необходима разведчику, который, увидев телефонные или автомобильные номера, лицо подозреваемого человека, внешний вид здания, надолго запоминает их и воспроизводит с удивительной четкостью.

Байрон знал наизусть все свои произведения. А японец Акира Харагучи, один из немногих людей, обладающих фотографической памятью, запомнил 83 431 цифру после запятой числа «пи». II все это благодаря фотографической памяти.

Такая память напоминает киноленту с покадровым воспроизводством. Чаще всего ею обладают дети, а с возрастом она гаснет. Вернее, информация никуда не уходит, а вот способность ее вытаскивать пропадает. Предполагают, что такое забывание — механизм защиты от информационной перегрузки.

Доминирование того или иного вида образной памяти служит основой для профессиональной ориентации подростков: они выбирают профессию в зависимости от того, к чему у них больше развиты способности и наклонности. О профессиональной ориентации речь зашла не случайно, поскольку образная память, как установили психологи, лучше всего развита у детей, а взрослые могут похвалиться другим качеством — абстрактной, логической или семантической, памятью. Более того, это самый древний вид памяти, и в наибольшей степени он развит у животных.

Области мозга геев, отвечающие за сексуальную активность, реагируют на соответствующие раздражители по женскому сценарию. Сходство в работе головного мозга женщин и мужчин-геев обнаружили в 2005 г. шведские ученые из Karolinska Institute в Стокгольме.

Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью либо самосохранением организма. Например, мы помним запах газа, вкус острого перца, чувствуем горячие или холодные предметы и, зная, что они представляют опасность для нашего организма, стараемся их избегать.

Семантическая память хранит знания о мире и слова, с помощью которых обозначается знание предметов. У нее есть другое название: словесно-логическая память — совокупность психофизиологических процессов запоминания, сохранения и воспроизведения мыслей, понятий и словесных формулировок. Она обнаружена только у человека (в отличие от эмоциональной, двигательной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным), и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти.

Без нее мы не могли бы запомнить, как выглядит кошка и чем она отличается от коровы, собаки или слона. Испытуемому с нарушенной семантической памятью показывали картинки с самыми разными животными: коровой, слоном, тигром, собакой, жирафом, кошкой и т. д. Когда его просили назвать увиденных животных, то оказалось, что он всех называет либо собакой, либо кошкой. Психолог поинтересовался, разве бывают у собаки такие полосы на шерсти, и испытуемый утвердительно кивнул головой: да, сегодня утром он видел именно такую собаку.

Кроме того, в семантической памяти хранятся правила, лежащие в основе языка и различных умственных операций. Таким образом, семантическая память служит своего рода каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся в эпизодической памяти. Видимо, на ее основе или при ее помощи формируется разум, который, как и семантическая память, организует наши знания в иерархическом порядке, двигаясь от общего к частному, от главного — к второстепенному. Так, например, тушканчика мы сначала отнесем к животным, потом к отряду грызунов и только затем скажем, что он принадлежит к семейству мышиных. Испытуемому с нарушенной памятью справиться с подобным упражнением не удается.

Семантическая память считается разновидностью долговременной памяти либо формируется на ее основе. Она воссоздает смысл в форме одновременного представления и переживания взаимосвязанных понятий. В семантической памяти любое понятие выступает как «узел», который всегда или почти всегда связан какими-то отношениями с другими «узлами», образуя «семантическую сеть». Видимо, наш мозг обучается путем конструирования растущей сети понятий.

По продолжительности сохранения информации процессы памяти подразделяются на три категории: сенсорную (обеспечивающую сохранение большого объема информации, поступающей от органов чувств в течение 1—4 секунд), кратковременную (обслуживающую оперативные процессы регистрации, удержания и преобразования данных, поступающих от органов чувств и длящуюся несколько минут) и долговременную (длительное сохранение информации).


История двух видов памяти восходит к работам Уильяма Джемса. В конце XIX в. У. Джемс выделил первичную и вторичную память. Первичная память — это система кратковременного хранения. Вторичная память — система более длительного хранения. Он полагал, что природа памяти дихотомична: одна часть воспринятой информации поступает в память и затем теряется, а другая часть остается в памяти навсегда. Так возникли понятия кратковременной памяти (КВП) и долговременной памяти (ДВП).

Уильям Джемс (1842—1910) — философ, врач, психолог; его представление о двойной памяти стало основой современных теорий памяти. Автор «Принципов психологии», 1890 г.

Емкость первичной памяти меньше, чем емкость сенсорной. Часть информации первичной памяти вытесняется (забывается) вновь поступающей информацией, часть переходит во вторичную память. Вторичная память имеет большую емкость и длительность хранения. В отличие от первичной вторичная память организуется на основе смыслового значения информации. Информация из первичной памяти извлекается с большой скоростью, из вторичной — медленнее из-за необходимости перебора различных вариантов.

Содержание первичной памяти составляют впечатления, непосредственно присутствующие в сознании. Эта память имеет преходящий характер, ее содержание быстро стирается и забывается. Содержанием вторичной памяти являются наши постоянные знания. Позже эти два типа памяти (первичная и вторичная) получили название кратковременной и долговременной.

Сторонники двойственности памяти утверждают, что кратковременная и долговременная память не являются проявлением единой памяти, поскольку не подчиняются единым законам. Проводились различные эксперименты, где доказывался этот факт.

Объем кратковременной памяти равен 7±2 структурные единицы или блока, каждый из которых может быть обозначены одним словом или короткой фразой. Процессами кратковременной памяти можно управлять произвольно. Время хранения информации в памяти — до 20 секунд — срок, достаточный для опознания, отбора и кодирования сигналов.

Долговременная память обеспечивает хранение впечатлений практически на протяжении всей жизни. Считается, что ее емкость практически не ограничена. Долговременная память устойчива к чрезвычайным воздействиям и не всегда доступна сознанию.

Кроме того, у человека есть еще два типа памяти — процедурная и декларативная. Процедурная — это знание того, как нужно действовать. Декларативная — это способность дать ясный связный отчет о прошлом индивидуальном опыте, чувство близкого знакомства с этим опытом. У больных с повреждением гиппокампа — особой области мозга — процедурная память сохраняется, тогда как декларативная память на недавние события оказывается полностью утраченной. Такой больной может научиться собирать головоломку, но не может об этом вспомнить и каждый раз удивляется при виде ее.

В течение жизни человека процедурная память появляется раньше декларативной. Пользоваться горшком младенцы учатся задолго до того, как начинают говорить предложениями. Обычно люди не помнят событий, случившихся с ними в младенчестве и раннем детстве, первые воспоминания появляются между двумя и тремя годами. В первые два года человек учится пользоваться своим телом, суждения ребенка о вещах ограничиваются тем, что он может с ними сделать. Дети, начинающие ходить, могут запомнить предметы, удерживать в памяти места, где с ними происходили приятные или неприятные вещи, но не способны к рассуждениям. Декларативная память появляется позже, вместе с человеческим языком.


Декларативная память включает эпизодическую и семантическую память, тогда как недекларативная память включает навыки, предварительную подготовку, склонности и другие типы воспоминаний.

Ключевые слова: Память
Источник: Кравченко А. И., Общая психология : учебное пособие. - Москва : Проспект. 2011.-432с.
Материалы по теме
Эксплицитная и имплицитная память
Тертель А.Л., Психология. Курс лекций
Основные свойства памяти
Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем...
Филогенетические уровни биологической памяти
...
Механизмы памяти
Ладанов И.Д., Практический менеджмент
Структура памяти
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека
Память как психический познавательный процесс
Маклаков А.Г., Психология XXI века. Том I
Ассоциации и их физиологическая основа
Теплов Б.М., Психология
Память у детей с задержкой психического развития
Психология детей c задержкой психического развития / О. В. Защиринская — «Санкт-...
Оставить комментарий