Классицизм (романтизм) 19 века

XIX век стал периодом серьезных достижений в философии, которая была богата самыми разными течениями и направлениями.

Самым мощным направлением первой половины XIX столетия являлась классическая немецкая философия. Ее родоначальником считается И. Кант, философские взгляды которого рассмотрены выше. Другой представитель немецкой классической философии Иоганн Готлиб Фихте (1762—1814), выступил, как и Гегель, против кантовского учения о «вещи-в-себе». Центральное понятие учения Фихте — деятельность всеобщего «Я», которому противостоит «не-Я» — мир объектов. Диалектику творческого самополагания «Я» в переработанном виде восприняли Ф.В. Шеллинг и Г.В.Ф. Гегель. Философию И. Фихте считают также провозвестником романтизма.

Титаном классической философии стал великий немецкий мыслитель Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831), создатель систематической теории диалектики, основанной на принципах объективного идеализма. Согласно Гегелю, культура представляет собой реализацию абсолютного духа — мирового разума, который в разное время и в разных формах проявляет себя и тем самым делает себя доступным познанию человека. Сменяющие друг друга типы культур, от античной до современной, суть разные фазы такого воплощения. В культуре, природе и обществе царят одни и те же объективные законы: отрицание отрицания, переход количества в качество, единство и борьба противоположностей. Противоречие, внутренний источник развития, предстает в виде триады: тезис (исходный момент) — антитезис (отрицание, переход в противоположность) — синтез (отрицание отрицания). Таким способом развивается природа, наше мышление и общество. Основные сочинения Гегеля — «Феноменология духа» (1807) и «Наука логики» (1812—1816). Кроме того, в его творческое наследие входят лекции по философии, истории, эстетике, философии религии, истории философии. Философия Гегеля оказала глубокое влияние на последующее развитие мировой философской мысли XIX—XX веков.

Идеалистическая философия Гегеля в середине столетия нашла наиболее полное воплощение в материалистической философии Карла Маркса (1818—1883) и Фридриха Энгельса (1820— 1895), которые позаимствовали у него только диалектический метод. Первичным объявлялось бытие (материя), а вторичным — сознание. Природа и общество развиваются через единство и борьбу противоположностей. В обществе движущей силой выступает классовая борьба, благодаря ей, а также революционной смене одного способа производства другим общество развивается от первобытной формации к рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Искусство входит в надстройку общества, определяется экономическим базисом, но не прямо, благодаря чему расцвет культуры не всегда совпадает с экономическим подъемом страны.

В противовес философии Маркса и Гегеля сформировалось несколько философских школ и направлений, в том числе позитивизм, родоначальником которого выступил Огюст Конт (1798— 1857), и философия жизни, родоначальником которой считается Фридрих Ницше (1844—1900).

Позитивизм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — учение, согласно которому подлинным знанием может быть только эмпирическое, основанное на опыте и точном описании фактов. Различают «классический позитивизм» (Дж.С. Милль, Г. Спенсер), эмпириокритицизм (махизм), неопозитивизм (аналитическая философия). Позитивизм оказал решающее влияние на методологию естественных и социальных наук в XIX и XX веках.

В философии жизни основным выступает понятие жизни, рассматриваемой как некая интуитивно постигаемая целостность и творческое, вечно текущее начало бытия. В различных вариантах этого течения «жизнь» истолковывается как естественное начало в противоположность механическому (Ф. Ницше, Л. Клагес, Т. Лессинг, Л. Фробениус и др.,/, как космическая сила («жизненный порыв» А. Бергсона), как источник неповторимых образов культуры (В. Дильтей, Г. Зиммель), которая противопоставляется механической «цивилизации» (О. Шпенглер). Философия жизни повлияла на неогегельянство, экзистенциализм, персонализм и др.

Классицизм в живописи выражен ярче всего творчеством выдающегося французского художника Жана Огюста Доминика Энгра (1780—1867). Выходец из среды художественной интеллигенции, Энгр учился в Тулузской академии изящных искусств и практиковался в мастерской Давида. В увлечении античностью он пошел дальше своего учителя: то, что для одного было источником вдохновения и средством лучше разобраться в современности, для другого превратилось в культ и способ ухода от реальности. Энгр не участвовал в политической борьбе, полностью уйдя в мир идеального. В 1824 году он избирается академиком, награждается орденом Почетного легиона, открывает свое ателье, становится признанным главой официальной французской школы. В преклонные годы он продолжает неутомимо трудиться, много рисует. Классицизм он доводит до того логического предела, после которого нет развития: его композиция строго формалистична, фигуры напоминают античные барельефы.

Классицизм, или неоклассицизм начала XX столетия называют также ампиром (от фр. empire — империя) или стилем Империи. Он завершил эволюцию классицизма и демонстрировал торжество государственной мощи. Ампир впитал в себя древнеегипетские мотивы (геометризм египетского орнамента, стилизованные сфинксы), мотивы росписей Помпей, этрусских ваз, которые использовались в интерьерах дворцов. Архитектуру отличают массивные портики с колоннами дорического (иногда тосканского) ордера, военная эмблематика (орлы, лавровые венки, воинские доспехи, дикторские связки). В этот период возводятся мемориальные сооружения (триумфальные арки, мемориальные колонны). Если рассматривать эволюцию живописи во Франции от классицизма к ампиру как единую линию, то обнаруживается что если классицизм прославлял пышное великолепие дворцовой жизни французских королей, то ампир — военные подвиги Наполеона и вкусы нарождающейся буржуазии. Целям прославления успехов государства служила мемориальная архитектура (триумфальные арки, памятные колонны), повторявшая древнеримские образцы.

На рубеже XVIII и XIX веков в Германии и других европейских странах возникло новое направление в духовной и художественной культуре, получившее название романтизм. Романтизм стал своеобразной реакцией на классицизм с его культом разума и рационализма. Романтизм был первым направлением в искусстве, которое признало художника субъектом творчества и провозгласило безусловный приоритет индивидуальных вкусов творческой личности. Наибольшего развития романтизм достиг во Франции (Т. Жерико, Э. Делакруа, Г. Доре). Крупнейшие его представители в Германии — Ф.О. Рунге, К.Д. Фридрих, П. Корнелиус, в Великобритании: — Дж. Констебль, У. Тернер. В России черты романтизма проявились в творчестве О.А. Кипренского, отчасти — В.А. Тропинина, С.Ф. Щедрина, М.И. Лебедева, К.П. Брюллова, Ф.А. Бруни, Ф.П. Толстого.

Романтизм противопоставил утилитаризму и материальности нарождавшегося буржуазного общества разрыв с повседневной реальностью, уход в мир грез и фантазий, идеализацию прошлого. Мучительный разлад идеала и социальной действительности — основа романтического мировосприятия в искусстве. На смену беззаветному служению родине, воспетому Давидом, приходит служение самому себе, идеалы личной независимости. Если Просвещение предлагало бороться со своими чувствами, то романтизм утверждает полную раскованность. Именно их он считает нормальным проявлением индивидуальности, а рассудительность и логику — болезнью. Романтизм — это мир, в котором царствуют меланхолия, иррациональность, эксцентричность. Его следы проявлялись в европейском сознании еще в XVII веке, но расценивались врачами как признак умственного расстройства. Но романтизм противостоит рационализму, а не гуманизму. Напротив, он создает новый гуманизм, предлагая рассматривать человека во всех его проявлениях.

Первые признаки романтизма появляются почти одновременно в разных странах, но каждая внесла в его развитие свой вклад. Родиной романтизма считается Германия, здесь были заложены основы романтической эстетики. Из Германии новое течение стремительно распространилось по всей Европе. Романтизм охватил литературу, музыку, театр, гуманитарные науки, пластические искусства.

Философско-эстетическую теорию раннего романтизма разработали в Германии А. В. и Ф. Шлегели, Новалис, И. Фихте, Ф. В. Шеллинг, Ф. Шлейермахер, Л. Тик, творческое объединение которых, существовавшее в 1798—1801 годах, получило название Иенских романтиков. Кружок немецких романтиков создал эстетическую концепцию новой универсальной культуры и помог формированию в первой половине XIX века романтической философии, к представителям которой относят Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775—1854), Артура Шопенгауэра (1788—1860), Серена Кьеркегора (1813—1855).

Немецкий философ Фридрих Шеллинг был близок йенским романтикам. Исходя из положений Канта и Фихте, он создал романтическую теорию, построенную на основе объективного идеализма. Главный метод познания у него — интеллектуальная интуиция, присущая философскому и художественному гению. Искусство — высшая форма постижения мира, единство сознательного и бессознательного («Система трансцендентального идеализма», 1800). В нем воедино сливаются все виды деятельности — теоретическая и практическая, духовная и чувственная.

Крупной исторической фигурой был немецкий философ-иррационалист Артур Шопенгауэр. Шопенгауэр происходил из состоятельной купеческой семьи. Его мать обладала склонностью к изящным искусствам и занималась литературным творчеством (собрание ее сочинений составило 24 тома). В Геттингенском университете изучал Платона и Канта, слушал лекции Ф.А. Вольфа по истории греческой и латинской литературы, Ф. Шлейермахера — по истории философии, И. Фихте — по философии. В его основном произведении «Мир как воля и представление» (1819— 1844) мир предстает как стихийная «воля к жизни». Она — источник инстинктов и бесконечного эгоизма человека, который выражается в непрерывной «войне всех против всех». Государство не может уничтожить эгоизма, поскольку оно — лишь система сбалансированных частных воль. Шопенгауэр называл существующий мир «наихудшим из возможных», а свое учение — «пессимизмом». Мировая история не имеет смысла. Страдание — наказание за первородный грех, вину обособленного существования. Преодоление эгоизма и страдания происходит в сфере искусства и морали. В основе искусства лежит созерцание идей, освобождающее субъект от власти пространства и времени. Высшее из искусств — музыка, имеющая своей целью уже не воспроизведение идей, а непосредственное отражение «воли к жизни».

Однако полное освобождение происходит только в сфере морали, на путях аскезы, умерщвления желаний. Влияние Шопенгауэра испытали в Германии Р. Вагнер, Э. Гартман, Ф. Ницше, Т. Манн и др., в России — Л. Толстой, А. Фет и др.

Выдающийся датский философ, теолог и писатель Серен Кьеркегор создал субъективную («экзистенциальную») диалектику личности, проходящую три стадии на пути к Богу: эстетическую, этическую и религиозную. Домашняя атмосфера, в которой он рос, была проникнута христианским сознанием вины (его отец проклял Бога). Вероятно, от отца он унаследовал склонность к меланхолии, которую в ранний период скрывал от себя и других под маской сарказма и иронии. Кьеркегор считал, что предназначение философии состоит в познании не какого-то абсолютного духа, но повседневного существования (экзистенции) человека. Внешний мир, какой бы ни была его онтологическая структура и как бы совершенен или несовершенен он ни был, не способен помочь человеку решить его внутренние проблемы. Внешний мир — это «разбитое» и бессмысленное бытие, ответом на него должны быть страх и отчаяние {«Страх и трепет», 1843). Земное существование — это «жизнь в парадоксальном». Философ рекомендовал индивиду полностью отдать себя на волю Бога, т. е. проводить «жизнь в религиозном». Думать «экзистенциально», т. е. исходя из подлинного существования, — значит быть беспредельно преданным христианской истине, даже если это грозит мученической кончиной. Идеи Кьеркегора повлияли на всю европейскую культуру и даже науку (в этом признавался основатель квантовой механики Н. Бор).

Главными представителями романтизма в литературе считаются Новалис, Э.Т.А. Гофман, Дж. Байрон, П.Б. Шелли, В. Гюго, Э. По, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев.

Немецкий поэт и философ Новалис (псевдоним Фридриха фон Харденберга; 1772—1801) являлся видным представителем йенского кружка романтиков. Он пытался обосновать философию «магического идеализма», утверждающего полярность и взаимопереход всех вещей, идею равновесия реальности, идеи и фантазии в каждом человеке.

Самый крупный представитель немецкого романтизма Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776— 1822) являлся разносторонней личностью: он был еще талантливым композитором и блестящим художником. Его произведениям присущи тонкая философская ирония и причудливая фантазия, доходящая до мистического гротеска (роман «Эликсир дьявола», 1815). В своем творчестве Э.Т.А. Гофман раскрыл глубокую пропасть между образом жизни и мышлением художника и обычного человека. Героем большинства его произведений выступает музыкант-бессребреник, презирающий материальные блага, находящий смысл своей жизни в любви к искусству («Житейские воззрения кота Мурра», 1822). Гофман — один из основоположников немецкой романтической музыкальной эстетики и критики. Он автор одной из первых романтических опер — «Ундина» (1814).

Отрицание утилитаризма и принципов буржуазного практицизма, жертвой которых становилась человеческая личность, выражали в своем творчестве не только немецкие, но и английские романтики. Крупнейшим среди них был Джордж Ноэль Гордон Байрон (1766— 1824). Байрон, член палаты лордов, воспевал не прелести придворной жизни, а «мировую скорбь», романтический бунт одиночки против всего общества. Его поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» (1812— 1818), философские поэмы «Манфред» (1817) и «Каин» (1821), цикл стихов на библейские мотивы, роман в стихах «Дон-Жуан» (1819—1824), лирика передают острое ощущение катастрофичности человеческого бытия, утрату старых идеалов и ценностей. Автор создал тип одинокого героя, «падшего ангела», который и себя, и других ведет к гибели. Байрон был участником движения карбонариев, национально-освободительной революции в Греции (умер в военном лагере). Им создан тип «байронического» рефлексирующего героя: разочарованный мятежный индивидуалист, одинокий, не понятый людьми страдалец, бросающий вызов всему миропорядку и Богу. Творчество Байрона, явившееся важным этапом в духовном развитии европейского общества и литературы, породило явление байронизма начала XIX века, в том числе «русского».

Другой представитель английского романтизма, Перси Биши Шелли (1792—1822), в лирических драмах, стихах и поэмах, трактатах по искусству отвергал любую форму политического и церковного гнета, восставал против Бога и правящих классов, превозносил жизнь, освещенную свободой и осмысленную самореализацией.

Великий французский писатель-романтик Виктор Гюго (1802— 1885) создал вдохновенные романы «Собор Парижской Богоматери» (1831), «Отверженные» (1862), «Человек, который смеется» (1869) и др., где обличал общественные язвы и социальную несправедливость. Писатель доказывал, что несправедливость ведет к нищете — рассаднице преступлений и что только радикальные перемены в обществе позволят их изжить. В предисловии к драме «Кромвель» (1827) Гюго поместил манифест французских романтиков, где выступил против классического правила «трех единств» и формального разграничения жанров, сформулировал принципы новой, романтической драматургии. Гюго признавал возможным смешение трагического и комического.

Пессимистический взгляд на будущее, умонастроения «мировой скорби» сочетались в романтизме со стремлением к гармонии миропорядка, с поисками новых, абсолютных и безусловных идеалов. Творчество выдающегося французского поэта Шарля Бодлера (1821 — 1867) называют «поэзией упадка и тления». Его, приверженца теории «искусства для искусства», считают основоположником символизма. Пренебрегая общепринятыми условностями, он выражал в своем творчестве восхищение злом, уродством и всяческими отклонениями от норм обыденной жизни. В его поэтическом сборнике «Цветы зла» (1857) выражена тоска по идеальной гармонии.

Острый разлад между идеалами и гнетущей реальностью вызывал в сознании многих романтиков болезненно-фаталистическое или проникнутое негодованием чувство «двоемирия», горькую насмешку над несоответствием мечты и действительности, возведенную в литературе и искусстве в принцип «романтической иронии». Великий американский писатель-романтик Эдгар Аллан По (1809—1849) умер в возрасте 40 лет. Он начал писать в 16 лет, но его поэтические произведения не получали признания, пока Ш. Бодлер не перевел их на французский язык. На склоне жизни он страдал депрессиями и переживал глубокий душевный кризис. Эдгар По так и остался известен в основном благодаря мастерски написанным «страшным» и детективным новеллам.

Романтическая живопись. В живописи романтизм нашел себя в опровержении классических принципов и правил ради восстановления чего-то более древнего и более свободного, личного и экзотического. Он пробудил в европейском сознании интерес к национальному прошлому, традициям фольклора и культуры своего народа. Место греческих и римских образцов занимает фольклорное прошлое северных цивилизаций — английской, скандинавской и шотландской. Художники-романтики черпали свои темы из средневековья, Востока и современности. Особенно выразительной была тяга к средневековому, неясному, меланхоличному и живописному. Тогда же вспыхнул и новый интерес к христианству и готике, развитый Шатобрианом и мадам де Сталь.

Романтики уравнивают высокое и низменное, трагическое и комическое, обыденное и необычное. Этот стиль характеризуется стремительностью движения, драматизмом сюжета, накалом страстей. Личная реакция творца — на современное событие или на некую сцену — становится критерием искусства, а живопись — выразительным средством. Романтизм — это комплекс индивидуальных реакций на социальные и метафизические потрясения.

Исторические рамки романтизма ограничиваются периодом с 1770 по 1840 год. В его развитии специалисты выделяют три этапа: предромантизм (1770—1800); зрелый романтизм (1800—1824), вызванный французской революцией 1789 года и военными кампаниями Наполеона (Гойя, Жерико, раннее творчества Делакруа); расцвет романтизма — с 1824 по 1840 (зрелое искусство Тернера и Делакруа). Если в предромантизме преобладали вкусы и формы английской чувствительности, то зрелый романтизм — полностью французский. В этот период появляется новая историческая живопись и современная школа пейзажа. В третий период, называемый «романтическим движением», господствующее положение заняла концепция гения, воп¬лотившаяся в зрелом творчестве Тернера и Делакруа.

Главными представителями романтизма в изобразительном искусстве считаются живописцы Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф.О. Рунге, К. Д. Фридрих, Дж. Констебль, У. Тернер.

Изобразительное искусство Франции эпохи романтизма выдвинуло таких крупных мастеров, которые определили главенствующее влияние французской школы на все XIX столетие. Романтическая живопись во Франции возникает как оппозиция не только классицистической школе Давида, но и официальному искусству в целом.

Первым художником этого направления был Теодор Жерико (1791 —1824). Его героями были солдаты и офицеры, дети, старики, друзья и даже умалишенные («Сумасшедшая, страдающая пристрастием к азартным играм», «Вор детей», «Умалишенный, воображающий себя полководцем»). Романтикам вообще был свойствен интерес к людям с обостренной психикой. Портреты сумасшедших Жерико пишет уже смертельно больным. Последние месяцы жизни он был прикован к постели и умер на 33-м году жизни (вследствие неудачного падения с лошади). Жерико — мастер монументальных композиций, владение которыми служило для него средством отыскать в будничной, приземленной реальности героическое начало. Поводом к творчеству выступает для художника все необычное, экспрессивное. В 1816 году французский фрегат «Медуза» потерпел крушение у берегов Сенегала. Из 140 человек, высадившихся на плот, через 12 дней удалось спасти лишь 15. Жерико создает гигантское полотно 7x5 м, где изображает горстку уцелевших на плоту людей в тот момент, когда они увидели на горизонте корабль. Среди них мертвые, сошедшие с ума, полуживые и те, кто в безумной надежде смотрит вдаль. Через пять лет после смерти Жерико именно к этой картине был применен термин «романтизм».

После ранней смерти Жерико главой романтической школы стал Эжен Делакруа (1798—1863), признанный величайшим декоратором своего времени. Вместо традиционного и как бы обязательного для всех французских живописцев путешествия в Италию Делакруа отправился в Англию (1825), в Марокко (1832), а затем во Фландрию и Голландию. Поездка в Марокко повлекла за собой значительное изменение в стиле художника. Марокканские впечатления были столь сильны, что проявились даже в изображениях античных богов и героев. Конец его жизненного пути ознаменовался созданием больших полотен для украшения Бурбонского и Люксембургского дворцов, а также знаменитого Лувра. Шедевр его творчества — картина «Свобода, ведущая народ», написанная в разгар революционных событий 1830 году и воплотившая бунтарский пафос, характерный для романтизма. В этой картине соединены черты современной парижанки с классической красотой и могучей силой Ники Самофракийской. Делакруа считается создателем исторической живописи Нового времени. Делакруа был не только самым великим французским художником-романтиком, но замечательным писателем. Его статьи о других художниках предвосхищают Бодлера; они раскрывают нам его личность, а его «Дневник» и письма являются единственными свидетельствами его эволюции.

Испания дала миру одного из величайших художников-романтиков Франсиско Хосе де Гойя (1746—1828). В первой половине жизни он оставался удачливым придворным живописцем, снискавшим славу на поприще создания портретов испанской знати и представителей королевского двора. Гойя становится самым модным художником, избирается членом в Мадридской академии художеств, становится придворным художником короля Карла IV. Но в 1792 году художник серьезно и надолго заболел. Болезнь Гойи, сделавшая его глухим и изменившая образ его жизни, внесла глубокие изменения в его творчество. Искусство Гойи наполняется страстной эмоциональностью, фантазией, социальным гротеском. Появившиеся в конце 80-х годов фантастические элементы в 90-е годы складываются в целостную концепцию художественного видения мира. Она базируется на фантасмагории, религиозном прозрении и социальном гротеске. В 1799 г. Гойя завершает самую известную серию своих гравюр — альбом «Капричос» (80 листов с комментариями художника), посвященный человеческому безумству и глупости, представляет собой сатиру на человеческое существование.

Источник: 
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект, Трикста
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.