Интернет как пространство научных психологических исследований и профессиональной психологической помощи

Сеть Интернет как среда проведения исследований стала осваиваться психологами недавно. Проводимые сейчас разработки в сети Интернет относятся к достаточно широкому кругу предметных областей, однако большинство касаются преимущественно познавательных процессов. Список предметных областей исследований включает в себя: познание, мышление, психолингвистику, восприятие и ощущение, память, принятие решений, внимание, личность, социальные группы, социальное познание, социальные установки.

Как пространство научных исследований Интернет привлекателен для психологов, т. к. имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными способами проведения исследований, а именно:
1. Экономия времени, средств, человеческих и других ресурсов. Фактор экономии ресурсов обычно является ключевым при принятии решения о проведении научно го исследования в сети Интернет.
2. Возможность набрать большее число испытуемых, что обеспечивает и большую точность статистических выводов.
3. Расширение выборки по сравнению с традиционными формами, что позволяет снизить влияние культурно-специфичных факторов и дает возможность с большей уверенностью обобщать результаты исследования. Иногда проведение исследования в Сети — единственный способ набрать необходимое количество испытуемых из целевой совокупности. Здесь проще найти специфическую группу испытуемых, труднодоступную в обычных условиях, в частности, исследовать маргинальные социальные группы.
4. Легкость изменения методического инструментария на этапе его разработки и апробации.
5. Приближенность экспериментальной ситуации к условиям, в которых находится испытуемый, что обеспечивает большую экологическую валидность.
6. Снижение влияния экспериментатора.
7. Возможность предоставления индивидуальной обратной связи непосредственно после прохождения тестирования, что служит дополнительным фактором привлечения респондентов.
8. Респонденты, отвечающие на те или иные психологические методики в режиме онлайн, более откровенны, что снижает искажения данных под воздействием фактора социальной желательности. Например, при опросах с использованием электронной почты выявлена меньшая потребность в одобрении, чем в традиционных исследованиях. При ответах на открытые вопросы по электронной почте испытуемые дают более подробную и развернутую информацию.
9. Появление дополнительных возможностей программного контроля за выполнением заданий. Это позволяет решить проблему неполных ответов, их формата и последовательности выполнения заданий.

Вместе с тем у психологических исследований, проводимых в сети Интернет, есть и очевидные ограничения. Они связаны, прежде всего, с такой особенностью Интернета, как анонимность пользователя, что может привести к снижению контроля за поведением испытуемого. В связи с этим возникают две плохо контролируемые со стороны исследователя методические проблемы:
1) респондент может давать случайные ответы на вопросы;
2) есть вероятность искажения информации о себе, особенно социально-демографической.

Эти факторы создают условия для искажения всех результатов исследования. Для преодоления этого рекомендуется использовать следующие процедуры:
1. Одновременное проведение исследований традиционными способами и в сети Интернет с последующим сравнением их результатов.
2. Сравнение результатов, полученных в Интернете, с теоретическими представлениями и данными других исследований. Однако, как отмечает, например, А. Е. Жичкина, как правило, валидность Интернет-исследований оказывается высокой — большинство результатов совпадают с результатами аналогичных работ, проведенных традиционным способом. Исключение могут составить случаи исследования особенностей восприятия, когда размещение стимульного материала в Интернете сказывается на его видимых размерах. Иногда отмечается, что при проведении опроса в сети Интернет регистрируется большее количество крайних и нелогичных суждений (что, однако, не нарушает сходства результатов сетевого и традиционного тестирования). В остальных случаях результаты исследований в Интернете почти или полностью совпадают с данными, полученными традиционными способами. Иными словами, вероятность фальсификации ответов некоторыми респондентами недостаточно высока для того, чтобы значимо исказить результаты работы в целом.
3. Неоднократное участие некоторых респондентов в одном исследовании.

Это возможно в тех случаях, если за участие в нем полагается материальное вознаграждение или если по его данным непосредственно после выполнения заданий испытуемому предлагается дополнительная индивидуальная интерпретация результатов. Первое мотивирует человека принять повторное участие в опросе, чтобы повысить вероятность выигрыша; второе позволяет улучшить результаты тестирования, приведя их в соответствие с представлением о себе.

Чтобы избежать повторных прохождений тестирования одними и теми же испытуемыми, применяется идентификация IP-адреса компьютера, на котором работает пользователь. Однако при неадекватном применении этой идентификации в исследовании не смогут принять участие другие пользователи того же самого компьютера. Поэтому в дополнение к идентификации IP-адреса часто организуется вход в тестирующую систему по паролям. И хотя ничто не ограничивает испытуемого пройти повторную регистрацию под другим именем с использованием другого пароля, эти меры существенно снижают вероятность повторных прохождений тестирования.

Другим способом снижения вероятности повторного прохождения тестирования одним испытуемым является правильное составление инструкций. Просьбы не участвовать в исследовании больше одного раза и пожелания отнестись к исследованию серьезно существенно снижают вероятность злоупотреблений.

Недостатком проведения исследований через Интернет является также влияние особенностей пользовательской аппаратно-программной базы (монитор, браузер) на восприятие стимульного материала. Учитывать это особенно необходимо в тех случаях, когда сама форма предъявления материала (цвет, яркость, конфигурация, время) играет важную роль при проведении исследования.

Еще один минус исследований, которые проводятся через Интернет, — это отсутствие возможности у испытуемого при проведении исследования в Интернете задать экспериментатору вопрос о выполнении задания. Это может приводить к неверному пониманию заданий и, следовательно, искажению результатов. Поэтому инструкции должны быть наиболее полными и ясными; необходимо заранее информировать испытуемого о том, сколько времени займет у него участие в исследовании.

На результаты исследований в сети Интернет могут влиять и характеристики выборки:
а) выборка пользователей Интернета на данный момент четко определена, что несколько ограничивает возможности генерализации результатов исследования. Пользователи российского Интернета (по данным опроса, проведенного в марте 1999 г. Gallup Media) преимущественно люди в возрасте от 16 до 34 лет, в основном мужчины, с высшим и незаконченным высшим образованием, со средним или выше среднего уровнем дохода, жители больших городов. В выборке практически не представлены рабочие, безработные и пенсионеры;
б) в идеальном случае размещения опроса на различных по своей аудитории сайтах в Интернете появляется возможность получения разнородной и тем самым максимально репрезентивной выборки. В случае же проведения опроса только на одном сайте без анонсирования его в других службах сети Интернет существует опасность смещения выборки, т. е. сужения ее до аудитории одного сайта. В качестве примера можно привести результаты исследования уверенности в себе, проведенного на сайте В. Ромека «Психология уверенности в себе»: средние значения по всем трем шкалам методики были значимо ниже аналогичных значений при традиционном тестировании. Это позволило предположить, что посетители данного сайта испытывают некоторые затруднения, связанные с чувством уверенности в себе. В качестве способов контроля за подобными смещениями выборки можно предложить: проведение исследования на сайте с достаточно широкой аудиторией; помещение опросника на разные сайты с разными аудиториями; баннерную рекламу (а также анонсирование исследования в других средах) проводящегося опроса, которая позволяет привлечь к участию в исследовании более широкий контингент испытуемых; в) недостатком выборки исследования в сети Интернет является и то, что в нем участвуют добровольцы, и, следовательно, она может быть нерепрезентативна по отношению к генеральной совокупности, поскольку из выборки выпадают не захотевшие безвозмездно принять участие в исследовании. Привлечение других испытуемых возможно при обещании дополнительной обратной связи (непосредственно после прохождения тестирования или через некоторое время) или материального вознаграждения (оно может выдаваться всем принявшим участие в исследовании или разыгрываться среди участников в лотерею).

Итак, характер набора испытуемых для исследования может порождать те или иные смещения выборки. Где и как лучше формировать выборку испытуемых?

К эффективным способам формирования выборки можно отнести:
1) помещение опросника на одном из популярных сайтов с достаточно разнородной аудиторией;
2) регистрацию исследования в поисковых машинах;
3) анонсирование исследования в телеконференциях. Оно должно быть непременно персонализованным, и если исследование проводится организацией, то от ее имени желательно выступить представителю, которому могут быть адресованы вопросы по ходу исследования;
4) анонсирование исследования через списки рассылки соответствующей тематики;
5) рассылка приглашений на участке в психологическом исследовании по электронной почте. Однако отклик на такие предложения может быть низким, поскольку в последнее время участилось количество присылаемых по электронной почте бесполезных рекламных сообщений (так называемого спама), и приглашение принять участие в исследовании может быть проигнорировано, если будет расценено как коммерческое предложение.

Ошибки, допускаемые при формировании выборки и способствующие ее низкой эффективности:
1) анонсирование в каналах, т. к. от пользователя требуются действия по копированию ссылки, запуску браузера, вызову web-страницы исследования. Для совершения этих действий у испытуемого должна быть достаточно высокая мотивация;
2) прямая рассылка приглашений принять участие в исследовании по электронной почте, которая может быть расценена как спам;
3) анонс в телеконференциях, тематика которых не соответствует теме опроса. Прежде чем посылать анонс об исследовании, необходимо оценить то, как он будет воспринят пользователями конкретной телеконференции;
4) анонс исследования в радиопередаче или телевизионной программе (с упоминанием сайта, на котором проводится исследование).

Учет вышеназванных условий позволяет представить, какой должна быть сетевая коммуникационная среда для наиболее эффективного анонсирования опроса. Средство и форму нужно выбирать такими, чтобы для испытуемого было естественным увидеть ссылку на информацию, на которую у него не было запроса, и активизировать ее.

Вопреки всем упомянутым выше ограничениям, психологические исследования в сети Интернет привлекают и будут привлекать исследователей своим удобством. В настоящее время число таких исследований невелико, однако оно очень быстро растет. Увеличение числа психологических лабораторий в Сети позволяет надеяться, что проведение психологических исследований в сети Интернет в будущем станет широко распространенным явлением.

Отдельной проблемой является оказание психологических услуг (консультирование, психотерапия) посредством Интернет-коммуникации. Хотя этот вопрос в максимальной степени является дискуссионным (прежде всего потому, что проведение заочных и анонимных психологических воздействий нарушает основные принципы построения психотерапевтических отношений в системе «психолог — клиент»), на сегодняшний день оказание подобного рода услуг через Интернет становится все более и более популярным. Свидетельством не только возрастающей популярности, но и реальной эффективности подобного рода психологической помощи является создание большой сетевой комьюнити психологов-консультантов и психотерапевтов — Международного общества психологического здоровья, чей основной программный документ приводится в прил. 5.

Образование международного общества психологического здоровья онлайн (International Society for Mental Health Online, ISMHO)1 было одним из этапов развития «е-терапии». ISMHO — некоммерческое общество, созданное в 1997 г., чтобы осуществлять пропаганду использования и развития онлайн-связи, информационную поддержку для участников Международного общества психологического (психического) здоровья. Оно стало неофициальной профессиональной организацией для е-терапевтов, которая служит для обеспечения и организации дискуссий, где профессиональные психологи пытаются найти пути использования Интернета, чтобы организовать профессиональную психологическую помощь. ISMHO администрирует общественный форум (доступный на web-сайте) и, что наиболее важно, субсидирует группу анализа клинических случаев, которая обеспечивает новый взгляд на клинические вопросы и формы вмешательства, работающие в Интернете. ISMHO не является рекомендующей (официальной) организацией, однако выпустила «Принципы организации психотерапии онлайн», чтобы помочь в работе и стать гидом и для клиентов, и для психотерапевтов в этой новой сфере услуг. ISMHO имеет более чем 200 активных участников во многих странах мира. Члены организации — это главным образом профессионалы, вовлеченные в психотерапевтический процесс. Но в рядах организации также присутствуют исследователи, студенты и обычные люди, которые заинтересовались психотерапией.

По материалам ISMHO отмечается, что возможно существование разных вариантов психотерапии в Интернете.

Это может быть онлайн-терапия, когда это общение в реальном времени. В этом случае сеанс сохраняется в привычном смысле — сеанс связи. В то же время это консультации по электронной почте, наиболее удобный на сегодняшний день способ общения. Он позволяет использовать модель коротких терапий, когда решение, как правило, достигается достаточно быстро.

Все профессиональные психотерапевты отмечают в сетевом общении редукцию невербального компонента, без которого терапевт ограничен как в диагностике состояния пациента, так и в оказании на него влияния. Второе, может, даже существеннее — голос терапевта, его интонации, его реакции на те или иные действия клиента. Отмечается также, что консультирование, проводимое в Сети, должно быть скорее кратким, чем длительным.

К достоинствам сети Интернет как средства осуществления консультирования или психотерапии часто относят то, что общение изначально проходит в письменной форме, и уже одно это ставит клиента перед необходимостью вербализовать свою проблему. Однако очевидно, что запрос клиента, как правило, прямо не соотнесен с его проблемой. В итоге консультант или психотерапевт, лишенный возможности оценить невербальные компоненты предъявления проблемы клиентом, служащие своеобразным ее «индикатором», оказывается в неблагоприятной ситуации и может начать реагировать неэффективно. К тому же в случае возникновения негативных реакций клиента их трудно скорректировать в Интернет-коммуникации, и клиент может просто отказаться от дальнейшего взаимодействия. Возможно, в силу чисто технологических особенностей сетевого взаимодействия большинство консультантов и психотерапевтов, работающих в Интернете, придерживаются когнитивно-поведенческого варианта работы, который предполагает активную позицию терапевта в смысле ведения клиента к решаемой задаче.

К тем возможностям, которые дает Интернет для психотерапии, люди относят и групповое общение, например форум. В Сети запускаются групповые психотерапевтические процессы, чтобы группа как-то поддержала человека с запросом. Это модель групп самопомощи, когда в основном идет информационная и эмоциональная поддержка. Этот метод терапевти-чен, т. к. собираются разнообразные мнения, из которых человек может что-то выбрать. И другие эффекты, реализуемые в групповом консультировании, имеют место в сетевом групповом общении: инсталляция надежды, развенчание собственной уникальности и т. д. Другое дело, что эта модель все равно будет работать не в психотерапевтическом смысле, а в рамках самоподдержки. Определенную эффективность добавит присутствие ведущего, который будет управлять общением. К значимости Интернет-терапии, Интернет-консультирования относят также факт наличия в России низкой культуры психотерапевтической помощи, имея в виду отношение населения к подобным услугам и просто малое количество психологических центров, особенно в регионах. Возможность обратиться к удаленному специалисту позволяет преодолеть это.

Отдельным видом психологической работы в Сети является проведение онлайновых опросов. Укажем три важнейших тематических направления, охватываемых онлайновыми опросами.

Первое — это изучение сетевого поведения и отношения пользователей Интернета к технологическим и социокультурным аспектам развития Электронной паутины, например: оценка дизайна сайтов и качества провайдерских услуг, предпочтение сайтов, время, затрачиваемое на их просмотр, регулярность и продолжительность выходов в Сеть и т. д.

Второе направление включает в себя исследование потребительских установок и поведения на различных рынках товаров и услуг. Пожалуй, опросы этой тематической ориентации образуют основной массив онлайновых опросов. Главным образом можно говорить о выявлении потребительских установок общего вида: отношения к различным видам обслуживания, представления о том, что в товарах прежде всего привлекает потенциальных потребителей, восприятия рекламы, предпочтительности брендов и т. д. Еще большее количество опросов этого тематического направления ориентировано на измерение отношения к новым видам товаров и услуг массового потребления, которые в ближайшее время будут предложены рынку или только что появились на нем. Это может быть новая форма страхования или новая марка стирального порошка, обрудование для стрижки травы и новая телефонная справочная линия, средство по уходу за кожей и новые принтеры. На голосование ставится все: внешний вид изделия, его упаковка и цена, качество обслуживания (время ожидания, вежливость клерков или продавцов, возможность получения необходимой информации, загрузка паркинга) в той или иной системе магазинов или банков. Особо следует сказать об изучении потребительских интересов специальных групп. Это могут быть территориальные, демографические и социокультурные группы, например молодые женщины, подростки, пенсионеры — любители путешествий, коллекционеры географических атласов, ценители курительных трубок, поклонники определенного музыкального направления, выпускники тех или иных учебных заведений и т. д. Интернет настолько мощно вошел в жизнь населения и настолько серьезно трансформировал все составляющие процесса изучения рынка и продвижения новых товаров, что специалисты уже задаются вопросом: «Не умер ли тот маркетинг, который мы знаем?»

И третье направление — изучение социальных и политических установок, в том числе электоральных предпочтений, отношения к региональным проблемам, международной политике и пр.
Организаторы опросов не только предупреждают потенциальных респондентов о конфиденциальности получаемой информации, но и стремятся выбором тем web-опросов и формулировками вопросов не порождать возникновение подобных подозрений.

Создание панелей. В общем случае web-опрос базируется на двухступенчатой выборке: сначала комплектуется рес-пондентская панель, а затем из нее случайным образом извлекается квотная выборка, репрезентирующая генеральную совокупность по контролируемым исследователями параметрам. Эта технология, естественно, не распространяется на изучение специальных групп: скажем, людей, принимающих определенное лекарство, или членов различных ассоциаций и клубов. Здесь используется одноступенчатая выборка из списков членов соответствующих структур или узкоспециализированной панели, например экспертной панели.

Относительно небольшие и маломощные исследовательские структуры используют пассивные приемы построения Сети. Они просят зарегистрироваться для участия в опросах случайных посетителей сайтов этих исследовательских компаний и сайтов их клиентов. Они также обращаются к этим волонтерам с просьбой порекомендовать (за символическую плату) своим знакомым тоже поучаствовать в опросах. Используются и другие недорогие приемы рекрутирования панели.

Более богатые и известные фирмы рекрутируют участников панели в процессе проведения личных, почтовых и телефонных интервью, а также звонят потенциальным участникам панели, используя случайные выборки телефонов. Помимо панелей общего типа, включающих в себя представителей всех групп населения, скажем, старше 16 или 18 лет, имеющих доступ к Интернету, есть панели специализированные. Респон-дентская панель Music Research ориентируется на любителей музыки, компания Greenfield Online, помимо 500 000-ной панели общего типа и наличия еженедельного сетевого «омнибуса» (1 ООО пользователей), поддерживает панель «Мамы и дети» для изучения потребительских интересов и поведения беременных женщин и матерей маленьких детей. Исследовательская фирма GolfTesting.com изучает мнения о качестве оборудования для игры в гольф; их панель — это любители данного вида спорта. Международная сеть волонтеров (IntelliQuest Technology Panel) включает специалистов в области компьютеров и сопутствующих приборов.

Обычно перед регистрацией человеку рекомендуют ознакомиться с деятельностью исследовательской структуры и ее политикой в отношении членов панели, а затем ему предлагается «представить» себя: пол, возраст, место жительства, электронный адрес. Зарегистрировавшемуся человеку, как правило, высылается сразу или через какое-то время подтверждение, благодарность и его идентификационный код, который надо будет указывать при опросе. Обычно код не надо запоминать, он указывается в электронном сообщении о каждом новом опросе.

Множество факторов определяют текущую численность или объем панели, а потому это величина переменная. Одни покидают панель, другие в нее входят. Численность небольших панелей, в частности специализированных или ориентирующихся прежде всего на проведение онлайновых фокус-групп, — это тысячи участников. Но есть десятки и сотни тысяч человек.
Опросные документы включают в себя самые разные типы вопросов и разные типы шкал. Активность участия членов панели в каждом конкретном опросе зависит от фирмы, темы и времени проведения опроса.

Приемы повышения активности участия панелистов в опросах. Во-первых, все фирмы объясняют, что только через участие в опросе мнение человека будет услышано и учтено соответствующими институциями. Во-вторых, используются различные формы материального, в том числе денежного, стимулирования респондентов. Наиболее общим приемом является занесение имени респондента в число участников регулярных лотерей, проводимых организаторами панели. Это также могут быть сертификаты на путешествие, компьютеры и другие дорогостоящие вещи.
Не все опросы оплачиваются, но обычно онлайн-респон-дент знает, будет ли его участие вознаграждено и в каком размере. Чаще всего выплата денег производится через две-три недели после заполнения анкеты. Используются и другие формы материального вознаграждения: купоны, дающие скидку при приобретении товаров, фирменные майки, канцелярские принадлежности, конфеты, детские игрушки, брелоки и др.

Становление дистанционных форм психологической работы в Интернете находится в самом начале. Первые полученные результаты позволяют сделать оптимистические прогнозы по развитию различных видов психологической работы в сетевой коммуникации. Однако в связи с этим перед психологами возникает проблема теоретического осмысления и интеграции различных направлений психологии и новых технических решений для развития дистанционных форм психологической помощи.

Источник: 
Психология Интернет-коммуникации : учеб. пособие / Е. П. Белинская. — М. : МПСУ ; Воронеж : МОДЭК, 2013. — 192 с. — (Серия «Социальная психология»).