История психологии как науки: задачи, принципы, методы

История психологии — это наука о законах и закономерностях возникновения и развития системы психологических знаний.

Основные задачи истории психологии:

  1. Определение закономерностей развития психологии как науки.
  2. Выявление детерминант возникновения и развития тех или иных психологических концепций.
  3. Обеспечение прогнозирования уже известных направлений психологической науки.
  4. Объяснение актуального состояния изученности конкретных психологических проблем.
  5. Структурирование прошлого психологической науки в целях обеспечения его познания.

Основные принципы историко-психологического исследования:

  1. Принцип историзма. Он подразумевает необходимость учета генезиса и основных этапов развития тех или иных взглядов и концепций в процессе историко-психологического исследования.
  2. Принцип системности. Этот принцип требует учета в процессе изучения историко-психологического явления всей совокупности взаимосвязей этого явления с другими историко-психологическими явлениями.
  3. Принцип детерминизма, т.е. признание необходимости причинного объяснения того или иного историко-психологического факта.
  4. Принцип научности. Он подразумевает необходимость исходить из научных фактов, использовать научные методы доказательства при изучении истории психологии.
  5. Принцип развития. Этот принцип требует рассмотрения историко-психологического явления в динамике его развития, а не статически.
  6. Принцип единства логического и исторического. Его использование требует, чтобы историко-психологическое явление не просто описывалось, а было подвергнуто теоретическому анализу и осмыслению.

Формами отступления от указанных выше принципов являются:

  • презентизм — ограничение исторического исследования лишь значимыми сегодня явлениями;
  • антикваризм — рассмотрение прошлого без связи с настоящим.

Основные методы истории психологии:

  1. теоретическая реконструкция и описание научных систем прошлого;
  2. теоретический анализ накопленного эмпирического материала;
  3. классификация историко-психологических фактов и их объединение по школам, направлениям, концепциям, проблемам;
  4. контент-анализ архивных материалов;
  5. наблюдение;
  6. опрос;
  7. анализ результатов деятельности;
  8. интервьюирование видных психологов и их современников;
  9. биографический метод (изучение биографий великих ученых);
  10. метод статистической обработки сведений о различных историко-психологических фактах.

Основные этапы развития психологии:

  1. развитие психологии в рамках других наук: философии, биологии, медицины (с древнейших времен до второй половины XIX в.);
  2. развитие психологии как самостоятельной науки (со второй половины XIX века до настоящего времени). Как остроумно заметил Г. Эббингауз, «психология имеет долгое прошлое и краткую историю».

В рамках 1-го этапа выделяют:

  1. Формирование первоначальных научных представлений о психике на Древнем Востоке: в Древнем Египте, Древней Индии, Древнем Китае и др. странах (с древнейших времен до VI в. до н.э.).
  2. Развитие психологической мысли в Древней Греции и Древнем Риме (VI в. до н.э. — V в.).
  3. Развитие учений о душе в рамках философских и медицинских знаний в эпоху средневековья и эпоху Возрождения (Vb. — XVI в.).
  4. Выделение сознания как предмета исследования и формирование теоретических основ психологии (XVII в. - сер. XIX в.).

В рамках 2-го этапа выделяют:

  1. Возникновение и начальный этап развития психологии как самостоятельной науки (середина XIX в. - 10-е годы XX в.).
  2. Период открытого кризиса. Появление новых направлений психологии (10-е годы XX в. — Вторая мировая война).
  3. Появление новых отраслей психологии, активное решение социально-психологических проблем. Поиск и формирование новых теоретических подходов в зарубежной и отечественной психологии, интенсивное развитие различных направлений психологической помощи (60-е годы XX в. — настоящее время). Перейдем к более детальному рассмотрению 1-го этапа развития психологии.
Ключевые слова: История, Наука
Источник: Абдурахманов Р.А., История психологии
Материалы по теме
Развитие отечественной психологии после 1917 года
Константинов В.В., История психологии
Основные этапы развития социальной психологии
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Краткая история развития психологии
Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов
Развитие функционализма в психологии
Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009...
Возникновение психологии
Карпов А.В., Общая психология
Этапы развития отечественной социальной психологии
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Развитие дифференциальной психологии
Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009...
Период открытого кризиса в психологии
Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009...
Оставить комментарий