История психологии как науки. Зарождение психологических знаний в Древнем мире

История психологии — это наука о законах и закономерностях возникновения и развития системы психологических знаний.

Основные задачи истории психологии:
1. Определение закономерностей развития психологии как науки.
2. Выявление детерминант возникновения и развития тех или иных психологических концепций.
3. Обеспечение прогнозирования уже известных направлений психологической науки.
4. Объяснение актуального состояния изученности конкретных психологических проблем.
5. Структурирование прошлого психологической науки в целях обеспечения его познания.

Основные принципы историко-психологического исследования:
1. Принцип историзма. Он подразумевает необходимость учета генезиса и основных этапов развития тех или иных взглядов и концепций в процессе историко-психологического исследования.
2. Принцип системности. Этот принцип требует учета в процессе изучения историко-психологического явления всей совокупности взаимосвязей этого явления с другими историко-психологическими явлениями.
3. Принцип детерминизма, т.е. признание необходимости причинного объяснения того или иного историко-психологического факта.
4. Принцип научности. Он подразумевает необходимость исходить из научных фактов, использовать научные методы доказательства при изучении истории психологии.
5. Принцип развития. Этот принцип требует рассмотрения историко-психологического явления в динамике его развития, а не статически.
6. Принцип единства логического и исторического. Его использование требует, чтобы историко-психологическое явление не просто описывалось, а было подвергнуто теоретическому анализу и осмыслению.

Формами отступления от указанных выше принципов являются: а) презентизм — ограничение исторического исследования лишь значимыми сегодня явлениями; б) антикваризм — рассмотрение прошлого без связи с настоящим.

Основные методы истории психологии:
1) теоретическая реконструкция и описание научных систем прошлого;
2) теоретический анализ накопленного эмпирического материала;
3) классификация историко-психологических фактов и их объединение по школам, направлениям, концепциям, проблемам;
4) контент-анализ архивных материалов;
5) наблюдение;
6) опрос;
7) анализ результатов деятельности;
8) интервьюирование видных психологов и их современников;
9) биографический метод (изучение биографий великих ученых);
10) метод статистической обработки сведений о различных историко-психологических фактах.

Основные этапы развития психологии:
1) развитие психологии в рамках других наук: философии, биологии, медицины (с древнейших времен до второй половины XIX в.);
2) развитие психологии как самостоятельной науки (со второй половины XIX века до настоящего времени). Как остроумно заметил Г. Эббингауз, «психология имеет долгое прошлое и краткую историю».

В рамках 1-го этапа выделяют:
1. Формирование первоначальных научных представлений о психике на Древнем Востоке: в Древнем Египте, Древней Индии, Древнем Китае и др. странах (с древнейших времен до VI в. до н.э.).
2. Развитие психологической мысли в Древней Греции и Древнем Риме (VI в. до н.э. — V в.).
3. Развитие учений о душе в рамках философских и медицинских знаний в эпоху средневековья и эпоху Возрождения (Vb. — XVI в.).
4. Выделение сознания как предмета исследования и формирование теоретических основ психологии (XVII в. - сер. XIX в.).

В рамках 2-го этапа выделяют:
1. Возникновение и начальный этап развития психологии как самостоятельной науки (середина XIX в. - 10-е годы XX в.).
2. Период открытого кризиса. Появление новых направлений психологии (10-е годы XX в. — Вторая мировая война).
3. Появление новых отраслей психологии, активное решение социально-психологических проблем. Поиск и формирование новых теоретических подходов в зарубежной и отечественной психологии, интенсивное развитие различных направлений психологической помощи (60-е годы XX в. — настоящее время). Перейдем к более детальному рассмотрению 1-го этапа развития психологии.

Источник: 
Абдурахманов Р.А., История психологии