Исследования групподинамических процессов в сетевых сообществах

Хотя на сегодняшний день изучение сетевых сообществ порождает больше вопросов, нежели способно дать однозначных ответов, уже все-таки накоплен некоторый массив эмпирических данных, который позволяет соотнести закономерности формирования виртуальных групп с аналогичными групподинамическими особенностями групп реальных. Структурированный обзор этих исследований представлен в работе О. А. Гулевич «Психология коммуникации» (2008).

Развитие группы. В ряде исследований сделаны попытки рассмотреть последовательность формирования и развития сетевого сообщества как малой группы (Anderson, 1997; Веп-bunan-Fich, Hiltz, 1999; The expression 2002; Graham, 2003; Getting to know you ... 2004). В целом отмечаются следующие этапы данного процесса:

  1. Формируется групповые нормы и статусно-ролевая структура, основанная на знаниях и навыках участников.
  2. Коммуникация между участниками становится все более интенсивной и эмоциональной. В первые дни существования в сетевых сообществах царит более деловая обстановка, а в группах непосредственного общения — более эмоциональная и дружелюбная. В виртуальных группах эмоциональная составляющая тоже присутствует, но она появляется медленнее: по мере развития люди привыкают к подобной коммуникации и начинают использовать ее не только для решения задачи, но и для удовлетворения потребности в общении.
  3. Формируется общий язык и список тем для обсуждения.
  4. Растет уровень кооперации: в первые дни в сетевых группах кооперация ниже, чем в группах непосредственного общения, но к концу двух недель различия исчезают.
  5. Уменьшается количество конфликтов между членами группы. В первый день существования в виртуальных группах наблюдается больше конфликтов, связанных с процедурой принятия решения и отношениями с другими участниками, чем в группах непосредственного общения, но ко 2—3-му дню их количество снижается и достигает уровня групп непосредственного общения.
  6. У членов группы возникает чувство ответственности за общее дело.
  7. Усиливается идентификация с группой.
  8. Растет групповая сплоченность: в «электронных группах» люди поначалу менее сплочены, чем в группах непосредственного общения, но со временем различия почти исчезают. В основе этой сплоченности лежит как взаимная привлекательность партнеров и коммуникации в целом, ощущение близости между участниками, так и принятие целей группы.
  9. Растет удовлетворенность групповой деятельностью: в сетевых сообществах люди поначалу менее удовлетворены работой, чем в группах непосредственного общения, но со временем различия почти исчезают.
  10. Увеличивается самооценка участников и степень их самораскрытия.
  11. Групповые границы становятся более определенными.
  12. Начинается отвержение «чужих».

По данным Bordia, Difonzo, Chang (1999), можно провести аналогию между многими динамическими процессами в реальной малой группе и в сетевом сообществе, а именно:

  • зависимость и включенность: поиск поддержки у других членов группы, появление лидера, возникновение групповых норм;
  • независимость и борьба: конфликт между членами группы;
  • возникновение доверия и формирование структуры: окончательное формирование статусно-ролевой структуры группы, групповых норм, активизация деловой коммуникации, возникновение доверия между членами группы;
  • окончание — внутренний конфликт или реинтеграция и повышение сплоченности.

Впечатление о партнере: в «электронных группах» формируется менее детальное, но более экстремальное впечатление о партнерах, чем в группах непосредственного общения.

Разрешение конфликтов: члены сетевых сообществ чаще, чем члены групп непосредственного общения, стараются предотвратить открытое противостояние (реже выражают негативные эмоции, при разрешении конфликтов используют стратегию избегания).

Конформизм: работа (например, групповая дискуссия) в «электронных группах» оказывает влияние на степень проявляемого конформизма. В целом члены «электронных групп» испытывают меньшее давление со стороны одно-группников и реже выражают согласие с ними, чем члены групп непосредственного общения (Becker-Beck, Winter-mantel, Borg, 2005). Однако выраженность этой тенденции зависит от ряда факторов:

  • содержания точки зрения: члены сетевых сообществ чаще, чем члены обычных, выражают мнение, которое поддерживается членами интруппы, но наказывается членами аут-группы (Computer-mediated communication... 2002);
  • актуализированной идентичности: члены «электронных групп» сильнее, чем члены групп непосредственного общения, следуют групповым нормам при актуализации социальной идентичности, но предпочитают руководствоваться собственными потребностями при актуализации персональной идентичности (Lee E.-J., 2004).

Удовлетворенность лидером группы: члены таких групп меньше удовлетворены лидером, чем члены групп непосредственного общения (Hoyt, Blascovich, 2003).

Процесс принятия решения и его эффективность. Вопрос об эффективности групповых дискуссий в виртуальных сообществах является максимально дискуссионным. В одних случаях члены «электронных групп» предлагают более качественные решения, чем члены групп непосредственного общения, а в других — наоборот (Benbunan-Fich, Hiltz, 1999). Отмечается (по ген.: Гулевич, 2008), что эффективность деятельности таких групп зависит от ряда факторов:

  • наличия ролевой структуры: чем лучше сформирована ролевая структура «электронной группы», тем эффективнее ее деятельность;
  • формы взаимодействия между членами;
  • содержания групповой задачи: «электронные группы», которые должны вынести правильное решение, а не оценить какое-либо явление, принимают более точные решения;
  • сложности групповой задачи: чем сложнее задача, тем менее эффективность;
  •  важности групповой задачи: чем важнее групповая задача, тем активнее члены виртуальных групп ищут решение;
  • количества времени, отведенного на принятие решения: «электронные группы», которые обладают неограниченным временем на обсуждение, принимают более точные решения. Это происходит, поскольку люди, имеющие неограниченное время, чаще вспоминают и анализируют информацию, известную только некоторым членам группы, а также испытывают меньшую тревогу, чем те, кто работает в условиях ограничения времени;
  • наличия обратной связи: «электронные группы», которые получают обратную связь о своей мотивации, особенностях деловых и эмоциональных отношений, работают лучше, чем те, кто не получает обратной связи. Эта связь оказывает позитивное влияние на мотивацию и удовлетворенность наименее мотивированных членов группы. Под воздействием обратной связи они начинают больше доверять одногруппникам, что повышает мотивацию и удовлетворенность; — состава группы: женщины работают в «электронных группах» хуже, чем мужчины, поскольку они больше ориентируются на отсутствующую в них невербальную коммуникацию.
Ключевые слова: Группа, Интернет
Источник: Психология Интернет-коммуникации : учеб. пособие / Е. П. Белинская. — М. : МПСУ ; Воронеж : МОДЭК, 2013. — 192 с. — (Серия «Социальная психология»).
Материалы по теме
Социально-психологическая специфика сетевых сообществ
Психология Интернет-коммуникации : учеб. пособие / Е. П. Белинская. — М. : МПСУ ; Воронеж :...
Межгрупповые конфликты
Шейнов В.П., Управление конфликтами
Структура малой группы
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Глобальные социальные группы (общности)
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Групповая психотерапия подростков
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Теория группового развития У. Бенниса и Г. Шепарда
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Формирование внутригрупповых отношений
Кишкель Е.Н. Управленческая психология
Роль и ролевое поведение индивида в группе
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Оставить комментарий