Индивидуальные кривые предложения и кривая предложения на рынке в целом

Взаимосвязь индивидуальных кривых предложения и кривой предложения товара для рынка в целом аналогична взаимосвязи индивидуальных кривых спроса и кривой спроса на товар для рынка в целом. Количества товара, соответствующие каждой цене, для кривой спроса на рынке в целом — это суммы величин спроса всех индивидуальных покупателей на рынке при этой цене. Подобным же образом количества товара, соответствующие каждой цене, для кривой предложения на рынке в целом — это суммы величин предложения всех индивидуальных продавцов на рынке при этой цене.

Предположим; к примеру, что предложение на рынке услуг по сбору использованной тары создается Гарри и его братом-близнецом Барри, чья индивидуальная кривая предложения такая же, как у Гарри. Для того чтобы построить кривую предложения для рынка в целом, мы сначала поместим индивидуальные кривые спроса рядом, как показано в частях а) и б) рис. 5.2. Затем мы возьмем определенную цену и сложим индивидуальные величины предложения при этой цене, получив таким образом совокупное предложение на рынке. Так, при цене в 3 цента за единицу тары, и Гарри и Барри пожелают собирать по 1,5 тыс. единиц тары в день, так что совокупная величина предложения на рынке при этой цене составит 3 тыс. единиц тары в день. Продолжая такие же действия для серии цен, мы построим кривую предложения использованной тары для рынка в целом, показанную в части в) рис. 5.2. Это такой же процесс суммирования но горизонтали.

Или же, если имеется множество поставщиков с индивидуальными кривыми предложения, идентичными кривой Гарри, мы можем построить кривую предложения для рынка в целом путем умножения каждого количества на индивидуальной кривой предложения на количество поставщиков. К примеру, на рис. 5.3 показана кривая предложения для рынка, на котором имеется 1 тыс. поставщиков с индивидуальными кривыми предложения, идентичными кривой Гарри.

Почему индивидуальные кривые предложения обычно имеют наклон вверх? Одно из объяснений предлагает принцип возрастания альтернативных издержек (первыми срывают фрукты, висящие ниже). Сборщики использованной тары всегда сначала собирают то, что легче найти, — ту тару, которая находится на виду, в легкодоступных местах. По мере роста выкупной цены они будут нести дополнительные издержки, тратя больше времени на разыскивание тары в более труднодоступных местах.

Если все индивиды имеют наклоненные вверх кривые предложения, кривая предложения для рынка в целом также будет наклонена вверх. Но имеется еще одна важная причина положительного наклона кривой предложения для рынка в целом: индивидуальные поставщики различаются по своим альтернативным издержкам поставки продукта (принцип возрастания альтернативных издержек применим не только к каждому отдельному сборщику, но он имеет и разную силу воздействия на индивидов). Поэтому в то время как люди, рассматривающие альтернативные возможности занятости как непривлекательные, могут продолжать сбор использованной тары, даже если выкупная цена невысока, те, кто имеет более привлекательные варианты работы, будут заниматься сбором использованной тары только в том случае, если выкупная цена относительно высока.

Подводя итоги, можно сказать, что наклон вверх кривой предложения отражает тот факт, что маржинальные издержки имеют тенденцию к росту при расширении производства частично из-за того, что каждый индивид сначала использует свои наиболее привлекательные альтернативы, а частично из-за того, что различные потенциальные продавцы имеют различные альтернативные издержки.

Источник: 
Бернанке Б., Фрэнк Р. - Экономикс. Экспресс-курс