Кеннет Боллен был одним из первых исследователей-компаративистов, кто начал проводить систематический анализ обоснованности предложенных другими исследователями индексов демократии, степень близости предложенных мер, систематические ошибки измерения и т. д. (Bollen, 1979; 1980; 1993). Одновременно с этим он разрабатывает свой собственный индекс демократии, который получает признание в сравнительной политологии. Наиболее полно индекс представлен в статье Боллена 1980 г.
Исходной теоретической посылкой Боллена выступает понимание демократии как определенной системы взаимосвязи элит и неэлит. Именно различия в обладании политической властью между элитами и неэлитами позволяет определить, какая нация является демократической. Отсюда следует его определение демократии:
«Я определяю политическую демократию как степень, в которой политическая власть элиты минимизирована, а политическая власть неэлиты максимизирована» (Bollen, 1980, p. 372).
Сложность эмпирического анализа демократии заключается в отсутствии общепринятой меры политической власти. Боллен считает, что предложенные индикаторы политического участия (процент населения, принимающего участие в выборах) и политической стабильности либо являются недостаточными, либо вообще не свидетельствуют о степени демократичности (особенно стабильность).
Боллен вырабатывает свой индекс политической демократии (POLDEM), который он применяет для анализа демократий в 1960 и 1965 гг. и сравнивает его обоснованность и эффективность с иными мерами. В качестве переменных анализа он выделяет две характеристики политической демократии: политические свободы и народный суверенитет (выраженный в электоральном процессе). Операционализируя эти переменные, Боллен выделяет ряд индикаторов, измерение которых осуществляется на основании шкал различной размерности.
Тремя индикаторами политических свобод являются:
- свобода прессы,
- свобода групповой оппозиции;
- правительственные санкции.
Свобода прессы оценивается по девятибалльной шкале, позволяющей измерить степень контроля, обычно осуществляемого любым официальным органом, который имеет власть вмешиваться в распространение и обсуждение новостей. Свобода групповой оппозиции измеряет уровень политического плюрализма. Здесь используется четырехбалльная шкала, учитывающая отсутствие партий, наличие одной партии, наличие доминантной партии с сателлитами и наличие множества самостоятельных партий. Индикатор «правительственные санкции» определяется как действия правительства, которые направлены на ограничение политической активности одной или более групп населения. Они включают в себя цензуру средств массовой информации, институционализацию комендантского часа, запрещение или шельмование политических партий, арест членов оппозиционных партий. Этот индикатор основан на числе таких событий.
Народный суверенитет рассматривается как право населения на выбор политических правящих элит и реализация этого права. Он измеряется тремя мерами:
- справедливость выборов,
- выборность исполнительной власти
- выборность законодательной власти.
Справедливость выборов определяется как степень, при которой выборы являются относительно свободными от коррупции и принуждения. Шкалирование этого индикатора основано на том, существует ли альтернативный выбор, какова степень зависимости выборов от администрации, являются ли выборы честными и признают ли их результативность все партии. Шкала состоит из четырех пунктов. Индикатор выборности исполнительной власти показывает уровень ее зависимости и легитимности. Индикатор выборности законодательной власти определяет не только факт выборов, но и включает оценку эффективности этого органа. Самые низкие оценки получают страны с отсутствием парламента и избрания его членов, а самые высокие — страны с избираемыми парламентами и эффективностью их деятельности. Избираемость государственных органов оценивалась баллами 1 или 0, для законодательных органов полученные баллы умножались на оценку эффективности их деятельности.
Каждый из шести компонентов индекса политической демократии затем линейно трансформируется в оценки от 0 до 100, а страны ранжируются на основе средних значений из шести оценок. Страны, получившие по более чем трем компонентам нулевые оценки, исключаются из анализа.
Боллен использовал факторный анализ для подтверждения гипотезы о том, что все шесть индикаторов политической демократии относятся к одному и тому же феномену и имеют высокие корреляции с рядом других индексов.
Приведем итоговые данные исследования Болленом политической демократии в 1960 и 1965 гг. (см. табл. 24). Ранжирование стран осуществлено по показателям 1965 г.
Индекс Боллена оказался довольно чутким инструментом измерения уровня развития демократии. Он также часто используется исследователями и входит в число наиболее обоснованных инструментов анализа (Липсет, Сен, Торрес, 1993).