Происходящие в современном мире социально-экономические преобразования определяют переход к новому типу общества и новому формату построения отношений — информационно-коммуникативному. Поэтому современный бакалавр в сфере менеджмента — это высококвалифицированный профессионал, сочетающий эрудицию со знанием конкретной деятельности, умеющий наладить взаимопонимание и взаимодействие с общественностью, конкретной социальной группой, отдельными людьми, т.е. обладающий высокой культурой коммуникативной деятельности.
Понятие «межкультурная коммуникация» производно от понятия «культура». Наиболее функциональным с точки зрения изучения коммуникации культур является следующее определение: культура как универсальная для общества (этноса, нации) система ценностных ориентаций, стереотипов сознания, норм и правил поведения, форм общения и организации совместной деятельности людей. В таком случае межкультурная коммуникация может быть определена как культурное взаимодействие и адекватное взаимопонимание участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным культурам [88, с. 609].
В межкультурной коммуникации можно выделить два уровня — макро- и микрокультуры. Основные теории межкультурной коммуникации представлены в табл. 9.1.
В целом теория межкультурной коммуникации — молодая наука. Дисциплины, на изучении которых базируется теория межкультурной коммуникации, — психология личности, социология, философия, теория коммуникации, культурная антропология, социальная психология, культурология, экономика, история, литературоведение и др.