Генеалогический метод в психогенетике

Первая работа по генетике психологических признаков наследственный гений (1869) Ф. Гальтона посвящена анализу родословных выдающихся людей. Иначе говоря, в ней использован генеалогический метод, т.е. метод исследования семей. Он основан на простой логике: если какой-либо признак Кодируется в генах, то, чем ближе родство (т.е. чем больше одинаковых генов), тем более похожими друг на друга по данному признаку должны быть эти люди.

Вот почему обязательное условие использования генеалогического метода - наличие родственников первой степени родства, образующих так называемую нуклерную («ядерную») семью; к ним относятся пары родитель-потомок и сиблинг-сиблинг; они - и только они - имеют в среднем 50% общих генов.

Далее, с уменьшением степени родства, уменьшается доля общих генов, и, по схеме метода, должно снижаться сходство людей. Чем больше поколений включает в себя генеалогическое древо и чем шире круг родственников, т.е. чем оно обширнее, тем надежнее должны быть получаемые результаты.

Для монозиготных близнецов генетическая корреляция равна 1. Для родства первой степени она составляет (0,5). Сюда относятся корреляция ребенок-родитель, а также корреляции между детьми одних родителей, в том числе и дизиготными близнецами. В случае родства второй степени генетическая корреляция равна (0,25). Это корреляция между бабушками (дедушками) и внуками, дядями (тетями) и племянниками (племянницами), сводными братьями и сестрами (для которых общим является только один родитель). Для третьей степени родства корреляция равна (0,125) - между двоюродными братьями и сестрами.

Для составления генеалогических древ существуют определенные правила и символы. Человек, ради которого собирается родословная (например, обладающий каким-либо редким качеством или, в медицинской генетике, предположительно имеющий наследственное заболевание), называется пробандом. Члены родословной располагаются по поколениям-строкам, которые, в случае необходимости, обозначаются слева римскими цифрами: от предыдущих поколений - к более поздним; дети в каждой семье - слева направо по порядку рождения, ОНИ обозначаются либо номерами, либо годами жизни.

Для некоторых задач, например психотерапевтических, кроме родственных отношений важно знать и типы диадичесКИХ взаимоотношений; тогда на генеалогическом древе можно обозначить и их. Такое изображение называют генограммой графическим изображением семейного древа, которое регистрирует информацию о членах семьи и их связях по крайней мере и пределах трех поколений.

Важной особенностью, ограничивающей применение семейного анализа в психогенетике, является невозможность отделения генетических эффектов от средовых. Невозможно сказать, чем объясняется сходство членов семьи, - тем, что у них схожие генотипы (частично идентичные генотипы), или же тем, ЧТО они живут в одних и тех же условиях (частично идентичные средовые воздействия).

Генетические исследования на человеке имеют целый ряд вполне понятных ограничений. Поэтому представляют интерес исследования генетических основ поведения у животных. Поскольку в исследованиях можно применять метод селекции, получение инбредных линий, современные метод генной инженерии, избирательно выключать определенные гены, вызывать мутации. Инбредные линии, получаемые при длительном близкородственном скрещивании (не менее 20 поколений), представляют собой идентичных по генотипу животных, поэтому все отличия, которые можно наблюдать среди животных одной линии, связаны с воздействием среды.

В последнее время успешно идет расшифровка геномов человека и ряда животных. Если сравнить геном человека и, скажем, геном мыши, то становится очевидным наличие большого числа гомологичных генов. У обоих видов в геноме насчивается приблизительно по 30 тыс. генов, причем для 99% генов мышей имеются соответствующие гомологичные гены у человека.

В то же время на уровне поведения картина намного сложнее, и вопрос о том, насколько уместно сравнение поведения этих двух видов, требует тщательного анализа в каждом конкретном случае.

Следует отметить, что у млекопитающих наблюдается значительное сходство в строении мозга и организации нейрональных систем, определяющих различные аспекты поведения. Следовательно, можно говорить о наличии общих нейроанатомических, нейрофизиологических механизмов, лежащих в основе поведения. Имеется большое сходство на уровне мотива-ционных процессов, таких как голод, жажда, страх, агрессия, половое поведение. Общими являются механизмы ряда форм обучения-привыкания, условно-рефлекторного обучения (классического и инструментального). Гомологичность (сходство) поведенческих механизмов проявляется и при реагировании на фармакологические вещества. Одни и те же фармакологические агенты, оказывающие влияние на нервную систему и психику человека, вызывают сходные реакции у млекопитающих. Это касается веществ, имеющих, например, седативное действие, или снимающих тревожные состояния и страх (транквилизаторов), психостимуляторов и т.п.

Все это заставляет полагать, что исследование генетики поведения животных может оказать огромную помощь в выяснении психогенетических основ поведения человека.

Исследования на животных дают возможность провести селекционные эксперименты. Одним из первых на крысах такой эксперимент поставил Трайон..Он проводил селекцию по признаку обучаемости животных, которые должны были находить правильный путь к подкормке, помещенной в сложном 17-типиковым лабиринте. Отбирались хорошо и плохо обучавшиеся животные, которые в дальнейшем скрещивались уже только между собой.

Ключевые слова: Генетика
Материалы по теме
Генотип и среда
Мандель Б.Р., Психогенетика
Закон Харди - Вайнберга сущность, условия выполнения, применение
...
Генетическая обусловленность психологических различий мужчин и женщин
Ильин Е. П.Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Основы популяционной генетики
...
Волновая генетика П.П. Гаряева
Вознюк А.В. Наследственность VS воспитание : монография. Житомир, 2020. - 102 с.
Вызванные потенциалы в психогенетике
Измайлов В. В. Психогенетика. Мн., 2010.
Закон независимого распределения
...
Представления о генезисе способностей и одаренности при функционально-генетическом подходе
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Оставить комментарий