Генетические основы психологии религии С. Холла

Д.М. Вульф (D.M. Wulf), анализируя работы С. Холла, выде в его теории эволюционные и педагогические аспекты религии.

С.Холл был убежден, что религиозное развитие отдельной личности является отражением эволюции религиозности вида Homo sapiens. Как при эмбриональном развитии онтогенез повторяет филогенез, так и становлению религиозности присущи эти закономерности.

Эволюционные этапы религиозного развития соответствуют, согласно представлениям Холла, мистическим переживаниям младенца, ребенка и подростка.

С. Холл отметил, что «общие физические ощущения чистого бытия зародыша, его трансцендентное ощущение счастья или даже ангельского общения впоследствии сохраняется в его жизненном опыте». Впоследствии через три четверти века Эрик Эриксон -один из теоретиков объектных отношений так же, как и С. Холл, пришел к выводу, что «основные религиозные чувства могли быть взращены еще в первые месяцы младенчества» посредством заботливого ухода за телом ребенка, спокойного и бережного отношения к нему. Это приводит к росту доверия, благодарности, зависимости и любви, чувств - которые вначале направлены на мать и лишь затем на Бога.

По мнению С. Холла, формирование сознания ребенка проходит несколько этапов своего развития, которые соответствуют формам развития религии: фетишизм, поклонение природе и различным другим идолам. Только при достижении подросткового возраста появляется личность, способная к любви и альтруизму, что является целью христианской традиции. Задача миссионера,' как считал С. Холл, не уничтожить другие традиции, но признать, что истина находится в их пределах. Кроме того, сложная задача для учителя воскресной школы быть поводырем ребенка через эти естественные этапы религиозного развития, которые не соответствуют понятиям христианского благочестия.

С точки зрения С. Холла, ускорение религиозного развития часто приводит к прочному религиозному инфантилизму, являющемуся более серьезной опасностью.

В связи с этим он утверждает, что религиозное образование должно быть тщательно разработано с учетом исследований развития ребенка в целях соответствия его растущим интересам и возможностям. Как любовь к природе является первой религией каждой расы, считает С. Холл, так она должна быть первой и для ребенка. Задача воспитателя состоит в поощрении спонтанных естественных реакций ребенка, таких как чувство трепета, благоговения и зависимости при познании им мира. Детство - это объект для одаренных и хорошо подготовленных сказочников, направляющих свое искусство на стимулирование воображения ребенка. Эти рассказы не должны быть библейскими, но могут быть выбраны из мира сказок, мифов, легенд или жизнеописаний. Упор следует делать на практическую мораль; необходимо всячески избегать доктрин, абстрактных идей, а также различных методов «принуждения к вере».

В подростковом возрасте, по мнению С. Холла, акцент должен быть сделан на Ветхом Завете в соответствии с интересами, которые занимают подростков в этот период. Подростковый возраст, по его мнению, является периодом преклонения перед героями, у которых преобладают эмоции страха, гнева, зависти, ненависти и мести. Ветхий Завет обладает большим репертуаром драматических сюжетов с героическими личностями, обладающими чувством справедливости и вызывающих чувства сильного потрясения и благоговения, что подходит этому этапу развития.

По мнению С. Холла, подростковый возраст знаменует апогей религиозного развития. Предыдущие годы являются в основном подготовительными, последующие ориентированы в основном на доктрину, которая служит заменой веры.

Данные, собранные С. Холлом, его учениками и последователями, показывают, что бурные годы полового созревания являются также временем духовного преобразования. Подростковый возраст, по мнению психолога, является периодом великого перехода от эгоцентризма к альтруизму. Задача религии - поднять до максимально возможного уровня естественные побуждения, которые оживают в этот период, направляя при этом растущих индивидов в безопасную среду. Согласно мнению С. Холла, в этот период только религия и христианская традиция могут в полной мере развить и возвысить чувство любви.

Для более зрелых и культурных молодых людей С.Холл предусматривает дальнейший более широкий и глубокий курс обучения. Помимо Нового Завета, он предлагает добавить труды отцов Церкви, а также курс по истории церкви, изучение высших ценностей в религиозных традициях, а также краткий обзор философии религии, этики и психологии.

Независимо от того, насколько мы удаляемся от детства и юношества, по мнению С. Холла сохраняются рудиментарные органы те ранние впечатления, испытанные нами. Он писал что многие из нас, даже догматики христианской веры, являются одновременно несмотря ни на что язычниками, пантеистами, агностиками, фетишистами и еретиками.

Темы: