Функции профессионального образования

Первая группа функций

  • Реляционная функция (от лат. relatio – донесение) направлена на освоение определенных социальных ролей и статусов обучающимися, приобретаемых в процессе социализации и вхождения в мир культуры (уровень образования, профессионализация, гражданские, нравственные качества и др.).
  • Регулятивная функция (от лат. regulare – приводить в порядок, давать направление) нацелена на выработку определенных стандартов поведения и социального контроля за действиями и поступками индивида – члена профессионального образовательного сообщества.
  • Аксиологическая функция (от греч. axios – ценный) связана с наличием в любом социальном институте определенной системы базовых ценностей, которые разделяются всеми его членами или их большинством. Несогласованность в системах ценностей указывает на кризисное состояние института и крайне затрудняет реализацию других его функций.
  • Интегративная функция (от лат. integer – целый) указывает на то, что в целях и результатах деятельности системы профессионального образования приоритетными должны быть интересы всего общества, а не только успешное функционирование отдельного социального института.

Вторая группа функций
Указывает на особенности системы профессионального образования в ряду других социокультурных институтов. Сюда относятся образовательная, воспитательная, развивающая, мировоззренческая, инновационная, экономическая функции.

Образовательная функция – это формирование у учащихся (включенных в то или иное звено профессионального образования) системы знаний о мире, в котором они живут и действуют; преподавание и закрепление фундаментальных научных принципов, на которых основываются экономика, производство, процессы обработки различных материалов, наука, культура; формирование и развитие общепрофессиональных и специальных знаний, умений и навыков будущего специалиста как субъекта профессиональной деятельности. Эта же функция реализуется посредством участия преподавателей и студентов в распространении научных знаний, результатов научно-исследовательской и научно-технической деятельности.

Воспитательная функция – это формирование (в учебно-познавательной, производственной, клубно-профильной и других видах деятельности студентов, в их взаимодействии с преподавателями и представителями «профессионального цеха») не только профессионально значимых знаний и умений, но и жизненных установок и принципов, культуросообразных представлений обучающихся о социально-нравственных нормах, ценностях, идеалах и соответствующих им стандартов поведения. Социализирующим результатом профессионального образования является устойчивая система эмоционально-ценностных и нормативно-поведенческих отношений учащегося к окружающему миру, к осваиваемой профессии и к самому себе. Этот результат довольно быстро обнаруживается в воспитанности и успешной учебе будущего профессионала.

Развивающая функция – это своеобразный «институт человека», который не только дает профессиональные знания и умения, но и развивает человека как личность, готовит его к самостоятельной творческой жизни, к подлинной самореализации. Основными ориентирами развития человека на этапе его профессионального образования выступают укрепление здоровья и физическое совершенствование, развитие интеллекта и творческого мышления, самосознания и iT-концепции, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер (в том числе потребности в успешной учебно-профессиональной деятельности – основной для студента), способностей и на их основе – индивидуального стиля работы и общения. При этом современная педагогика и психология не рассматривают развитие как целенаправленное формирование личности в соответствии с определенным идеалом. Данная функция может реализоваться посредством создания условий для саморазвития личности, путем предоставления широкого выбора возможностей в различных видах деятельности и оценочного отношения наставников к тому или иному выбору учащегося.

Мировоззренческая функция профессионального образования – это формирование целостного мировоззрения и мироощущения учащихся, адекватного современным достижениям фундаментальных наук. Выпускник профессиональной школы, особенно высшей, должен быть способен к целеосмысленному общественному труду и культуротворчеству, к строительству собственной жизни, среды обитания и общения. Основное условие его жизнедеятельности – осознание целостной современной картины мира, осознание места, роли и назначения человека в этом мире, все это предполагает установление неагрессивных связей человека с миром, гармонизацию его контактов с природой, культурой и его отношения к самому себе. Без этого человек не сможет ориентироваться во все более усложняющемся мире, понимать причины и возможные последствия глобальных процессов современности, осознавать свою роль во взаимодействии с природными и общественными силами.

Инновационная функция – это формирование, распространение и внедрение идей, нацеленных на решение профессиональных и общекультурных задач нового класса. Эта функция осуществляется посредством проведения научных исследований (фундаментальных и прикладных), распространения результатов научно-исследовательской и научно-технической деятельности, создания и развития малых предприятий инновационного типа, реализации инновационных образовательных программ, освоения современных информационных технологий и возможностей их использования обучающимися в различных сферах общественного производства и творческого развития личности. Включенность преподавателей и обучающихся конкретного учреждения профессионального образования в реализацию данной функции, результативность их исследовательской, проектно-конструкторской, технологической и другой творческой деятельности выступают важнейшими условиями успешного осуществления других функций профессионального образования.

Экономическая функция – это все более активное включение системы профессионального образования, ее коллективных и индивидуальных представителей в функционирование и развитие рынков интеллектуальной собственности; услуг, прежде всего образовательных; товаров. Данная функция осуществляется в деятельности подсобных хозяйств, учебно-производственных цехов и предприятий, опытно-конструкторских участков и производств, научно-исследовательских коллективов, а также в индивидуальной деятельности преподавателей и сотрудников – все это содействует как экономическому росту и увеличению общественного богатства, так и улучшению финансирования учреждений профессионального образования за счет внебюджетных источников.

Наряду с явными функциями у профессионального образования имеются также латентные (от лат. latens – скрытый, невидимый) функции, например статусная и политическая.

Так, статусная функция – это предоставление возможности получить профессиональное образование, в особенности высшее, что означает одновременно приобретение определенного социального статуса, который позволит подняться по социальной лестнице на ступеньку выше, чем без получения такого образования и без подтверждающего его сертификата; приобретение некоего «образовательного ценза», дающего допуск в особо привлекательные сферы профессиональной деятельности (дипломатия, банковское дело и др.); установление прочных дружеских связей с влиятельными представителями данной профессиональной общности.

Такой же неявной является и политическая функция, суть которой состоит в следующем. Система профессионального образования представляет собой весьма многочисленное сообщество людей, объединяющее разные возрастные группы, выражающие его общие интересы, которые реализуются в предъявлении законных требований (например, относительно повышения в должности или материальной поддержки со стороны государства). Подобные требования активизируют взаимодействие сферы профессионального образования (в лице профессиональных академических сообществ, советов ректоров, творческих союзов деятелей науки и культуры) с политической системой, влияя на деятельность правительственных органов и политических элит. Нахождение взаимоприемлемых решений позволяет властным структурам проектировать желаемое электоральное поведение более 9,5 млн человек, задействованных в государственной системе профессионального образования, и упреждать ситуацию, в которой эта латентная, скрытая функция может стать явной.

Специфическими функциями, на которые ориентируются отдельные учреждения профессионального (чаще всего – начального) образования, выступают:

  • адаптация учащихся с ограниченными возможностями к социокультурным процессам в обществе;
  • социальная реабилитация учащихся с неадекватным и противоправным поведением;
  • поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда и т.п.

Содержание понятия «профессиональное образование», содержание функций конкретно-исторической системы профессионального образования зависят от социально-экономических, политических и культурных условий. Но образование не только зависит от экономики страны, но и одновременно является предпосылкой успешного развития этой экономики. Аналогичная взаимообусловленность характеризует связи профессионального образования с культурой и наукой.

Однако такое представление все-таки чересчур упрощает, а следовательно, искажает действительность. Институт профессионального образования обладает относительной самостоятельностью и автономностью, достаточной инерционностью и стабильностью даже в самые критические моменты общественных переворотов. Кроме того, система образования в рамках любого общества – это система, способная к саморефлексии, самоосознанию, способная изменять направления своей деятельности на основе целенаправленного выбора вектора своего развития.

С этих позиций обратимся к анализу сложных отношений социокультурного института профессионального образования с экономикой и со сферой общественного труда.

Ключевые слова: Образование
Источник: Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.; Под. ред. В. А. Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.
Материалы по теме
Модель образования как государственно-ведомственная организация
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Образование как механизм развития личности и общества
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Образование как общечеловеческая ценность
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Тенденции развития современной системы образования
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Мировые образовательные тенденции и модели образования в современных условиях
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Общее понятие о системе образования
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Образование как социальный институт
Деркача А.А., Социальная психология
Образовательная услуга: понятие, особенности, классификация
Маркетинг. Общий курс., Под редакцией Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона
Оставить комментарий