Функции и формы государства

Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов. Традиционно функции государства подразделяют на внутренние и внешние по сферам реализации общезначимых целей (рис. 9.2).


К внутренним функциям относятся экономическая, социальная, организаторская, правовая, политическая, образовательная, культурно-воспитательная и т.д.

Экономическая функция государства выражается в организации, координации, регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, создания стимулов экономического роста или осуществления санкций за экономические преступления.

Социальная функция состоит в удовлетворении потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья; предоставлении социальных гарантий престарелым, инвалидам, безработным, молодежи; страховании жизни, собственности, здоровья.

Правовая функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрану общественного строя от разрушительных действий экстремистов. Защита правовых норм осуществляется специальными правоохранительными органами государства (суд, прокуратура и т.д.).

Одной из главных является политическая, которая состоит в обеспечении политической стабильности, осуществлении властных полномочий, выработке политического курса, отвечающего потребностям и чаяниям широких слоев населения или потребности поддержания политического господства класса-собственника.

Образовательная функция связана с обеспечением условий для получения общедоступного и бесплатного общего и среднего профессионального образования, развития науки.

Культурно-воспитательная функция направлена на формирование условий для удовлетворения культурных потребностей населения, приобщения их к достижениям мировой художественной культуры, на создание возможностей для самореализации в творчестве.

Среди внешних функций можно выделить осуществление взаимовыгодного сотрудничества в экономической, социальной, технологической, культурной, торговой сферах с другими странами и оборону страны.

Форма (устройство) государства

Государство представляет собой особую форму организации политической власти, которая имеет определенное устройство. Организация, устройство и реализация государственной власти отражают понятие «форма государства».

Форма государства как совокупность внешних признаков государства включает три элемента:

  1. форму правления;
  2. форму государственного устройства;
  3. политический режим.

1.    Под формой правления понимается способ организации верховной государственной власти, ее органов, степень участия населения в их формировании. В зависимости от того, кто и как осуществляет государственную власть, как устроены, организованы и действуют органы государства, различают монархии и республики.

Монархии бывают абсолютными и конституционными (ограниченными). Абсолютная монархия представляет собой такую форму правления, при которой государственная власть единолично осуществляется монархом. Конституционная монархия предполагает, что власть монарха ограничена каким-то представительным органом, действующим на основе конституции.

В республиках источником власти является народ, который избирает высшие органы государства на определенный срок. По способам формирования государственных органов и принципам взаимоотношений между ними различают президентские, парламентские и смешанные (президентско-парламентские) республики.

Для президентской республики характерно жесткое разделение законодательной и исполнительной власти. Президент, будучи главой государства, одновременно возглавляет исполнительную власть, не несет ответственности перед парламентом, поскольку избирается на всеобщих выборах. Правительство назначается президентом и несет перед ним ответственность. Президент не располагает правом роспуска парламента. Он обладает отлагательным вето на законопроекты парламента, которое парламент может преодолеть абсолютным большинством (2/3) при повторном голосовании.

В парламентских республиках взаимоотношения законодательной и исполнительной ветвей власти строятся на принципе сотрудничества. Президент в парламентской республике — глава государства, но исполнительная власть сосредоточена у правительства во главе с премьер-министром. Правительство формируется партией или коалицией партий, располагающих большинством депутатских мест в парламенте. Оно ответственно перед парламентом.

Президентско-парламентская республика, существующая во Франции, Австрии, Ирландии, Польше, Португалии, Болгарии и некоторых других странах, отличается двойной ответственностью правительства — перед президентом и перед парламентом. Эта форма правления соединяет в себе сильную президентскую власть с эффективным контролем за правительством со стороны парламента. С одной стороны, президент наделен широким кругом полномочий: он является главой государства, верховным главнокомандующим, обладает отлагательным вето на решения парламента, назначает премьер-министра, вправе распустить парламент и назначить новые выборы, единолично ввести чрезвычайное положение и т.д., но, с другой стороны, парламент имеет возможность контролировать деятельность премьера и правительства через утверждение бюджета страны, вынесение резолюции порицания (вотума недоверия) им.

2.    Государство — это территориальная организация общества, оно расположено на определенной территории, на которой проживают его граждане. Способы объединения населения на территории, связь граждан через политические и территориальные образования с государством выражает понятие «форма государственного устройства».

Наиболее распространенная форма государственного устройства — унитарное государство. В унитарном государстве существуют общие для всей страны представительные, исполнительные и судебные органы, полномочия которых распространяются на всю ее территорию. Функционирует единая система законодательства, единая правовая система, единая денежная система и единое гражданство. Все административно-территориальные единицы (области, округа, департаменты, провинции) имеют одинаковый юридический статус и не обладают какой-либо политической самостоятельностью (т.е. не имеют своих законодательных, внешнеполитических органов), но самостоятельны в хозяйственной, социально-культурной сферах.

Федеративное государство представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в единое союзное государство. Федерациями в настоящее время являются 25 стран мира: Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Венесуэла, Индия, Канада и др. Территорию федерации образуют территории ее субъектов (штатов, кантонов, республик и т.д.). Внутренние границы федерации могут быть изменены только с согласия ее субъектов.

В федерации существует два уровня власти: федеральный и республиканский. Полномочия этих органов разграничены федеральной конституцией. Для федерации характерно наличие двойной правовой системы, двойного гражданства, двухпалатного парламента, причем одна из палат представляет интересы субъектов федерации, а вторая — общенациональные интересы. Внешнеполитические функции осуществляют союзные государственные органы. Субъекты федерации лишены возможности расторгнуть федеративный договор и выйти из федерации. Федерации строятся по территориальному (США) и национальному (Россия) признакам, которые и определяют характер, содержание и структуру государственного устройства.

Конфедеративное государство, или конфедерация, представляет собой редко встречающуюся форму организации политической общности. По сути конфедерация не является в строгом смысле слова государством. На практике конфедерация — это обычно союз нескольких независимых государств, объединившихся для проведения совместной политики в определенных целях (например, совместная оборона, решение экономических, энергетических, транспортных проблем и т.д.). Для осуществления согласованной политики государства конфедерации создают общие органы управления. Решения этих органов не имеют прямого действия, а вступают в силу лишь после утверждения их центральными органами власти каждого из государств. В конфедерации отсутствуют единый высший законодательный орган, единое гражданство, а страны — участницы конфедерации в полном объеме осуществляют международную деятельность, они могут также по своей воле покидать конфедерацию и расторгать конфедеративный договор.

Долгое время примером конфедерации был Швейцарский союз (1291 — 1798 и 1815—1848). Швейцарская конфедерация представляла собой объединение 22 суверенных кантонов с целью организации внешней и внутренней безопасности. Постепенно конфедерация преобразовалась в федерацию: в ведение центральных органов были переданы военный бюджет, армия, назначение дипломатических представителей.

3.    Государство выступает политической организацией общества, суть которой выражается в совокупности средств и методов осуществления государственной власти, т.е. политическом режиме. Именно политический режим выражает степень политической свободы личности и характер отношения ее с властью. История человечества знает различные виды режимов:

  1. деспотический (от греч. despotia — неограниченная власть). Он характерен для монархической формы правления, когда власть единолично осуществляется монархом. Режим отличается крайним произволом в управлении;
  2. тиранический режим — единоличное правление лица, насильственно захватившего власть. Режим основан на терроре, страхе;
  3. тоталитарный режим',
  4. авторитарный режим;
  5. демократический режим.

Типы государств

Западная политическая мысль в понимании природы государства исходила из того, что оно не может быть ни добрым, ни справедливым. Государство все время стремится к тирании. Для ограничения власти государства следует ввести принцип конституционализма: подчинение власти и граждан конституции (основному закону). Введение этого принципа создало правовое государство.

Правовое государство представляет собой такую форму организации и деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельный индивид уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему.

Право в этом случае выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида. Принцип правового государства предполагает, что все правовые акты соответствуют основному закону страны — конституции.

Правовое государство имеет отличительные признаки.

  1. Верховенство во всех сферах жизни общества закона, который устанавливает права и обязанности участников общественных отношений. В законах учитываются тенденции социального развития, требования равенства и справедливости, защищаются нравственные ценности общества. В таком случае закон имеет правовой характер, а не является результатом произвола государства.
  2. Гарантии прав личности, возможности ее свободного развития. Они обеспечиваются принципом невмешательства государства в дела гражданского общества и обязанностью создавать условия для реализации ее прав на образование, социальное обеспечение, судебную защиту, собственность и т.д.
  3. Взаимная ответственность государства и личности. Она является взаимной благодаря тому, что государство и индивид в равной мере ответственны за свои действия перед законом. Правовой характер взаимной ответственности государства и личности связан с тем, что, подчиняясь праву, государство и граждане не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушение взятых на себя обязанностей.
  4. Принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Однако, закрепляя юридическое равенство ответственности и равенства прав граждан, закон не предопределяет то, как эти права будут реализованы. Фактические гарантии, особенно социальноэкономических прав и свобод, зависели от возможностей государства. Правовое государство в промышленно развитых странах было дополнено социальной ориентацией.

После Второй мировой войны происходило становление социального государства.

Социальное государство представляет собой такую форму организации государственной власти, при которой осуществляется забота о благосостоянии граждан, создании достойных условий существования, равных возможностей реализации их талантов и способностей, благоприятной среды обитания.

Социальное государство формирует новый тип социальных связей между людьми, основанный на принципах социальной справедливости, социального мира и гражданского согласия. Функции социального государства не сводятся к поддержке малообеспеченных семей, инвалидов, пенсионеров, безработных. Оно берет на себя ответственность за поддержание стабильного социально-экономического положения своих граждан, социального мира в обществе. Таким образом, становление социального государства в промышленно развитых странах представляет собой новый шаг в государственном строительстве.

Ключевые слова: Государство
Источник: Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных заведений / Р.Т. Мухаев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2012. - 495 с.
Материалы по теме
Происхождение государства
Политология в вопросах и ответах: учебное пособие / А. А. Горелов. — М.: Эксмо, 2009. — 256...
Государственные и муниципальные финансы
Киселев М.В., Михайлова Н.А., Шпаргалка по финансам
Структура органов местного самоуправления
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Проблемы взаимодействия между обществом и государством
Основы социологии и политологии - Козырев Г.И - Учебник для ссузов - 2008 - 240
Государственное регулирование ценообразования
Предпринимательское право России_Белых В.С. и др
Системная модель проектного управления
Государственная политика и управление: учеб. пособие / С.Г. Еремеев, Р.М. Вульфович, Г.И....
Понятие и виды форм государственного управления
Гречина Л. А., Административное право РФ. Курс лекций; учебное пособие. — Москва ; РГ-Пресс...
Легитимность государственной власти
Общая теория права и государства, под ред Лазарева, Учебник, 2001 3-е изд
Оставить комментарий