Формы передачи наследственной информации

В науке известны несколько форм передачи наследственной информации. Можно говорить о двух противоположных и нейтральном способах передачи такой информации. Существование трех форм материи - вещества, поля и физического вакуума предопределяет три формы передачи наследственной информации:

  1. вещественная передача информации через вещественные носители (ДНК),
  2. полевая передача информации через полевую составляющую ДНК (что обнаруживает феномен так называемого «волнового генома» [Гаряев, 2009]),
  3. а также передача информации благодаря так называемому эпигенетическому наследованию, которое предполагает наследование приобретенных признаков, обусловленных не мутациями генов, а изменением их активности, когда приобретенные признаки (фенотипические изменения)    имеют место в результате индивидуального развития (онтогенеза) [Татур, 2019; Vanyushin et al, 1970; Brownell et al, 1996; Andrew Fire et al, 1998].

При этом исследования показали, что информация в генетическом коде реализуется благодаря двум механизмам и записывается на двух различных языках, когда первый язык описывает структуру и количество вырабатываемых    клетками    белков, а    второй    - определяет последовательность выполнения инструкций, управляющих считыванием генов [Andrew B et al, 2013; Behrouz Eslami-Mossallam et al, 2016]. Важным оказался феномен пространственной координации информации, когда пространственные характеристики    молекулы оказывают влияют на процессы мутаций [Kayla V et al, 2019].

В этом контексте можно говорить о "формирующей причинности" Р.Шелдрейка [Sheldrake, 1981, 2003, 2005], тесно связанной с волновой лингвистической генетикой П.П.Гаряева [Гаряев, 2009], который показал, что гены - не только вещественные структуры, но и волновые матрицы, согласно которым строится организм. При этом человек является самочитаемой текстовой структурой, а генетический аппарат реализует свой потенциал через резонансные механизмы и голографическую память с помощью одной из разновидностей биополя - лазерных полей, способных излучать свет и звук. Хромосомы излучают широкий спектр от ультрафиолетового до инфракрасного и могут друг у друга считывать множественные голограммы с той или иной информацией. В результате возникает световой и акустический образ будущего организма и всех последующих поколений обстоятельство, находящее свое отражение в теории "формирующей причинности" Р. Шелдрейка [Sheldrake, 1981, 2003, 2005], согласно которой формы живых самоорганизующихся систем определяются "морфичными полями", которые задают форму атомам, молекулам, кристаллам, органелле, клеткам, тканям, органам, организмам, обществам, экосистемам, планетарным системам, звездным системам, галактикам - иными словами, они задают форму системам любой сложности и служат основой целостности, которую мы наблюдаем в природе и которая есть нечто большим, чем просто сумма составляющих ее частей (в синергетике это - системные свойства целого, обнаруживаемые аддитивный эффект).

В синергетике данный феномен можно проиллюстрировать словами Е.Н. Князевой и С.П. Курдюмова, которые пишут, что "Структура не есть нечто раз и навсегда, точнее на определенное время, фиксированно собранное из жестких элементов, "кубиков" или "кирпичей", мироздания. Согласно эволюционному, синергетическому видению мира, структура -это процесс, ...локализованный в определенных участках сплошной окружающей среды, .имеющий определенную геометрическую форму, способный перемещаться по среде с сохранением формы (как, например, вихрь в жидкости или солитон в плазме), а также как -то перестраиваться, эволюционировать, распадаться или достраиваться, интегрироваться с другими структурами в этой среде. Эволюция системы определяется не ее прошлым, не ее начальными условиями, а будущим, правильной, часто симметричной, структурой-аттрактором. Будущее состояние системы притягивает, организует, формирует наличное ее состояние" [Князева, Курдюмов, Интуиция как самодостраивание, 1994, с. 111].

Здесь также можно отметить и А. Г. Гурвича, разрабатывавшего теорию биологического поля (1944), В.Н.Пушкина, построившего теорию формы - фундаментальной материальной, но не вещественной субстанции (1980), А.Е. Акимова, который природу психики сводит к вакуумноспинорным, торсионным флуктуациям (1996), А.Ф. Охатрина (концепция микролептонных полей), Л.В. Лескова (учение о мэонном вакууме (1996), Г.И. Шипова (теория физического вакуума) и др.

В этом контектсте можно говорить, что развитие живого организма детерминируется в том числе и принципом формирующей причинности Р. Шелдрейка: рассматривая проблему морфогенеза, Г. Хакен ставит вопрос: откуда сначала недифференцированные клетки знают, где и каким образом дифференцироваться? Ведь, как свидетельствуют эксперименты, такого рода информация не содержится в отдельных клетках с самого начала (например, в ДНК). Ответ заключается в том, что клетки получают отмеченную информацию от окружающих клеток, из своего положения в клеточной ткани, из своего положения в космопланетарной среде. Так, "В экспериментах, проведенных на эмбрионах, клетка центральной части тела после пересадки в головной отдел развивалась в глаз. Эти эксперименты показали, что клетки не располагают информацией о своем последующем развитии с самого начала (например, через ДНК), а извлекают ее из своего положения в клеточной ткани" [Хакен, 1991; 1985, с. 34]. Получение информации из своего положения дает возможность осуществлять соотношение своего развития с развитием целого, а не отдельных частей, что позволяет участвовать в процессе самодетерминации организма.

Источник: 
Вознюк А.В. Наследственность VS воспитание : монография. Житомир, 2020. - 102 с.
Оставить комментарий