Формы и разновидности культуры

Познание столь многоликого мира культуры возможно при условии его упорядоченности и систематизации. С этой целью культура классифицируется на различные виды на основе определенных критериев.

Наиболее простой классификатор — это географическая, или региональная, характеристика культурного арсенала. По этому основанию выделяют культуры Запада и Востока, Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, Австралии и Океании. Так, восточная культура акцентирует внимание на созерцательном, пассивном отношении к окружающему миру, в то время как западная культура ориентирована на активное социальное действие. Восточная культура воспринимает мир прежде всего интуитивно, используя приемы медитации и самовнушения, а западная культура видит высшую ценность в интеллектуальном познании мира. Западная культура абсолютизирует роль отдельной личности, а восточная — отдает предпочтение коллективу, общине, роду, племени, семье.

Не менее распространенной в науке является классификация культур на основе хронологического принципа. В соответствии с данным критерием, например, в европейской культуре можно выделить такие ее разновидности, как античная культура Греции и Рима, культура Средневековья и эпохи Возрождения, культура Нового времени, культура Новейшего времени.

В первой половине XX в. было введено деление культуры на три вида: материальную, социальную и духовную. Выделение трех видов культур соответствует трем видам общественного производства.

Под материальной культурой понимается все, что относится к взаимоотношениям человека со средой его обитания, к удовлетворению его потребностей дальнейшего существования, технологической стороне жизни. Материальная культура включает три наиболее важных компонента:

  • орудия труда, средства производства, жилище, средства сообщения, технические сооружения, составляющие производственно-техническую культуру. Наиболее важный элемент этой части материальной культуры — производственные технологии и системы коммуникаций;
  • различные властные структуры и соответствующие им формы правления, общественные организации и политические партии, образовательные, воспитательные учреждения, система здравоохранения и досуга, которые обеспечивают нормальное функционирование любого общества, гарантируют порядок, права и свободы граждан;
  • воспроизводство и производство самого человека, его успешная социализация, преемственность поколений.

Духовная культура включает в себя субъективные аспекты жизни, идеи, установки, ценности и ориентирующиеся на них способы поведения. Сюда входят нормы, правила, образцы и модели поведения, законы, ценности, ритуалы, церемонии, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык.

Под социальной культурой понимаются отношения людей друг к другу, системы статусов и социальных институтов. Правда, следует заметить, что в связи с противопоставлением культуры и цивилизации социальные отношения стали рассматриваться в рамках цивилизации, а в культуре выделялись ее два вида: материальная и духовная.

Формы культуры

Обычно предметы материальной, духовной и социальной деятельности человека выражают в вещной, символической, или знаковой, форме. Формы культуры классифицируют в зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, т.е. на кого она ориентирована. Исходя из этого выделяют несколько культурных форм: элитарную, народную, массовую культуры, субкультуру, контркультуру.

Элитарная, или высокая, культура представляет собой совокупность культурных творений, сложных по у ур содержанию и малопонятных для неподготовленного человека (читателя, слушателя, зрителя). Она включает изящное искусство, классическую музыку, высокоинтеллектуальную литературу. К ним обычно относят музыку Шнитке, фильмы Феллини и Тарковского, картины Пикассо и т.д. Произведения, создаваемые в рамках этой культуры, рассчитаны на узкий круг людей, тонко разбирающихся в искусстве, и служат предметом оживленных дискуссий среди критиков, литературоведов, театралов, художников, писателей, музыкантов. Элитарная культура создается, как правило, привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Они не ставят перед собой цель получения коммерческой выгоды. В них создатели стремятся к самовыражению и художественному воплощению своих идей. Так, например, А. Шопенгауэр и Ф. Ницше отмечали, что создавали свою философию для «сверхлюдей», аристократов. Однако с ростом уровня образования круг потребителей высокой культуры также расширяется.

Народная в отличие от элитарной — это совокупность мифов, легенд, сказаний, эпоса, сказок, песен, танцев, которые созданы анонимными авторами, не имеющими профессиональной подготовки. Круг ее потребителей первоначально — малоимущие люди. Продукция народной культуры создается в процессе народного творчества, называемого фольклором. Процесс создания народных творений отличается демократизмом, поскольку предоставляет возможность участия в нем всех желающим. Кроме того, народная культура тесно связана с традициями этноса, региона. По этой причине круг ее потребителей вполне конкретен.

На смену «высокой культуре» элиты и «низкой» народной культуре в середине XX в. приходит массовая культура. Она является новым видом, сформировавшимся в условиях общества массового производства и массового потребления. Все вокруг носят джинсы и футболки, смотрят телевизор, ходят на работу к 9 часам и возвращаются в 17 часов. Все вокруг хотят новый автомобиль, всех заботит глобальное потепление. Таково массовое общество, объединенное коллективными взглядами и вкусами, активностью большинства, а не ценностями, основанными на традициях или данными нам свыше.

Большинство промышленно развитых стран представляют собой массовые общества. В них решающую роль играют демократия и средства массовой информации. Телевидение, газеты, радио поставляют не только информацию, но и готовое общественное мнение. Массы впитывают и перерабатывают эту информацию, возвращают ее политикам посредством тех же средств массовой информации и выносят свой приговор через равные промежутки времени у избирательных урн на выборах. Следовательно, в массовом обществе баланс сил складывается скорее в пользу простых людей, чем элиты, и для правительства важен общественный консенсус. Правда, механизм общественного консенсуса дает право судить людям, которым недостает квалификации и компетенции. Поэтому стадный инстинкт может победить здравый смысл. Например, сенсационное сообщение об ужасных преступлениях, убийствах и насилии над детьми может вызвать всеобщую ярость и жажду мщения, которые могут повлиять на правосудие.

Наряду с этим массовое общество характеризуется конформизмом и рутиной. Общество, где человек «поспал, поработал, поел», лишено корней и традиций. Человек, чьи взгляды расходятся с массовыми ценностями, сталкивается с отчуждением.

Массовое общество создало массовую культуру, представляющую собой общепризнанный набор культурных образцов и представлений, поддерживаемых средствами массовой информации.

К типичной продукции массовой культуры относятся фильмы Ч. Чаплина и песни Мадонны, мыльные оперы и игровые шоу и т.д. Они понятны и доступны всем возрастам, всем слоям общества независимо от уровня образования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная, она рассчитана на разные вкусы потребителей. Однако массовая культура выполняет функцию духовного наркотика. Погружая разум потребителей в мир иллюзий, массовая культура становится школой стереотипов, шаблонов, не только формирующих сознание, но и определяющих поведение людей, их образ жизни.

Массовая культура неразрывно связана с общими идеями потребительства. Она неотделима от такого явления современной жизни, как мода, с ее законами подражания, внушения и заражения. Основными свойствами массовой культуры являются:

  • распространенность культурного образца в массах;
  • воспроизводимость массами этих культурных образцов;
  • их трансляция от поколения к поколению.

Среди западных исследователей преобладает точка зрения, согласно которой продукция массовой культуры носит коммерческий, а не культурный характер.

Ключевые слова: Культура
Источник: Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных заведений / Р.Т. Мухаев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2012. - 495 с.
Материалы по теме
Суждения о культуре в России XIX в.
Культурология : учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Модернизм и постмодернизм
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Возрожденческие представления о культуре
Монина Н.П., Культурология
Культура управления
Комаров Е.И.,Менеджмент социальной работы
Философское измерение культурно-исторического процесса
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с....
Воспитание физической культуры личности
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Первобытная культура
Монина Н.П., Культурология
Процессы социализации и инкультурации
Белинская Е.П., Этническая социализация подростка
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий