Культура как система


Культура исследуется как символическая, ценностная, нормативная система, направляющая деятельность людей.

Основные этапы системного подхода к культуре:
1) дать определение культуры, указать ее системообразующие признаки;
2) проанализировать структуру культуры;
3) выявить закон развития данной системы;
4) построить теоретическую модель должного состояния системы;
5) соотнести характеристики должного состояния с реальным положением.

Культуру можно структурировать, выделив в ней различные элементы и отношения между ними.
Социокультурологическая плоскость структуры культуры включает:
• политическую и правовую культуру,
• художественную и эстетическую культуру,
• культуру труда,
• культуру быта,
• физическую культуру,
• культуру общения,
• науку,
• мораль,
• образование и воспитание.

Элементы культуры - основные составные единицы культуры.

Такое деление культуры весьма условно.
Все части культуры переплетаются в сложное целое. Глубина и степень взаимосвязи между различными сторонами культуры, устойчивые культурные модели, которые при этом возникают, обозначаются термином культурная интеграция.

Совокупность предметов, учреждений, представлений, функционально связанных с определенным элементом культуры, называют культурным комплексом. Они создают характерный облик общества.

Элементы культуры всегда разграничены во времени и в пространстве.

Культурный ареал - географический район, внутри которого у разных культур обнаруживается сходство.

 

Культура и ценности

Практически все подходы к трактовке структуры культуры выделяют такой компонент, как ценности.

Ценности:
• представления о желаемом типе социальной системы;
• разделяемые в обществе утверждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения;
• обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения.

Ценности - одна из характерных форм отношений между человеком и окружающим миром на основе выделения того или иного предмета, состояния, качества из ряда других путем признания за ним позитивного жизненно важного для человека или общества значения. Соотношение понятий ценностей и культуры имеет фундаментальный смысл, так как одна из качественных характеристик культуры заключается в том, что она представляет собой исторически сложившуюся систему ценностей, формирующую у человека вполне определенные ориентации, цели, взгляды и потребности. Поэтому одним из общепринятых является ценностно-деятельностный подход к культуре как к производству ценностей, которые, в свою очередь, регулируют отношения человека к природе и окружающему миру.

В современной философии культуры теория ценностей была разработана Г. Риккертом (1863-1936), прочно связавшим многообразие культурной действительности и индивидуальной деятельности человека с умопостигаемой категорией ценностей. Он определял «исторический индивидуум как действительность, которая путем чисто теоретического отнесения ее к общезначимой ценности, складывается для каждого в неповторимое и единое многообразие. С этой точки зрения всякое познание и деятельность подразумевают наличие ценности, и Риккертом была разработана теория ценностей с выделением шести ее сфер (логика, эстетика, мистика, этика, эротика и религиозная философия).

Позднее русским социологом П. А. Сорокиным (1968) была обоснована концепция развития мировой культуры через выделение разных типов ценностей, ставших основой той или иной отдельной цивилизации. Признание ценностей непременным компонентом мировой культуры означает обращение к человеку, так как одной из самых главных целей культуры является формирование личности как субъекта культурной деятельности. Поэтому сам человек может быть признан высшей ценностью, и, таким образом, позитивное ценностное отношение к человеку служит одним их важнейших критериев разграничения между культурой и цивилизацией.

В связи с тем, что проблема человека имеет глобальное значение, принято выделять общечеловеческие ценности, так как «ценности выражают цели и средства культуротворческой деятельности человеком самого себя и окружающего мира» (А.И. Арнольдов). Общечеловеческие ценности указывают на природу человека с точки зрения его социокультурного и внутреннего развития. Поэтому, как правило, особое внимание обращается на духовные ценности, среди которых выделяются творчество и красота, раскрывающие сущностные качества человека как субъекта культуры. Применительно к социальной и повседневной сфере деятельности человека некоторые важные проблемы его поведения были осмыслены немецким социологом М. Вебером. Он предположил выделять «ценностно-рациональный» тип общественных действий человека. Понятие ценность имеет приложения и к сфере художественной культуры, так как оно позволяет охарактеризовать то особое значение, которое имеют произведения искусства по сравнению с другими артефактами. Художественные творения, имеющие гуманитарно-духовную и эстетическую направленность, выражают важные для человека каждой эпохи познавательные, философские, нравственные ориентиры и идеалы в формах, отличающихся гармонией, завершенностью, совершенством, т. е. наделенных признаками красоты. Ценностный характер настоящих произведений искусства выражается также в позитивных эмоциональных состояниях и чувстве удовлетворенности, к которым стремится человек в своей жизни.

Таким образом, ценности признаются одним из наиболее развитых и характерных продуктов мировой духовной культуры. Разнообразие и универсальность ценностей стали причиной многочисленных попыток их классификации в некую систему типов. Обычно выделяются:
• витальные (напр., здоровье, безопасность, продолжение рода),
• экзистенциальные или смысложизненные (добро, любовь, счастье, свобода, общение),
• социально-нравственные (честность, бескорыстие, трудолюбие, доброжелательность, милосердие),
• общественно-политические (гласность, равенство, независимость),
• религиозные,
• утилитарные (благополучие, карьера, успех, богатство, комфорт),
• культурно-эстетические (творчество, красота, образование, знание, информация, досуг).

В целом разнообразие и гуманистическая направленность ценностей, ценностных ориентаций и установок носят исторически обусловленный характер и выражают степень развития той или иной культуры.

В мире культуры бесконечное множество ценностей многозначных, формирующихся в различных сферах культуры и возникающих в разных видах деятельности. В целом классифицировать ценности можно по разным основаниям:
• по их содержанию:
- ценности науки (истина, знание, закон),
- ценности морали (добро, благо, любовь, счастье),
- эстетические ценности (красота, гармония, возвышенное),
- ценности религиозные (Бог, вера, воскресение, воздаяние);
• по степени распространенности:
- массовые ценности,
- элитарные ценности,
- субкультурные ценности;
• по характеру носителей:
- индивидуальные ценности,
- групповые ценности,
- сословные ценности,
- классовые ценности,
- национальные ценности,
- общечеловеческие ценности.

Ценности конкретизируются в социальных нормах, которые обеспечивают их сохранение.

Социальная норма - пожелания, предписания, ожидания и требования, определяющие рамки социального действия. Нормы меняются от культуры к культуре, но существуют и общепринятые нормы.

Нормы формируют привычки, обычаи и традиции.

Привычка - устойчивый способ поведения, не встречающий негативной реакции группы.

Обычай - форма поведения, морально оцениваемая группой; это одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять.

Традиции - исторически сложившиеся и социально-одобряемые формы поведения или отношения к чему-либо.

Морфология культуры - раздел культурологии, исследующий внутреннюю организацию культуры, составляющие ее блоки. Морфология культура изучает формы и строение артефактов во времени и пространстве.

Способы классификации:
1. М. Каган выделяет три формы предметного бытия культуры:
• человеческое слово,
• техническая вещь,
• социальная организация;
и три формы духовной предметности:
• знание,
• ценность,
• проект и художественную предметность, несущую в себе художественные образы.
2. А. Флиер считает, что культуры включает четкие блоки человеческой деятельности:
• культура социальной организации и регуляции,
• культура познания мира,
• культура человека и межличностных отношений,
• культура социальной коммуникации,
• культура накопления, хранения и трансляции информации,
• культура физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации человека.

Культура и цивилизация

Подходы к трактовке термина «цивилизация»:
• синоним культуры,
• уровень и степень общественного развития,
• эпоха, следующая за варварством,
• период деградации и упадка культуры,
• степень господства человека и общества над природой,
• форма социальной организации и упорядоченности мира.

Три основные позиции в отношении культуры и цивилизации.
1. Отождествление (З. Фрейд).
Культура и цивилизация синонимы, так как:
• и культура, и цивилизация имеют социальную природу происхождения;
• и культура, и цивилизация есть результат человеческой деятельности;
• и культура, и цивилизация есть результат удовлетворения человеком своих потребностей: культура - духовных, цивилизация - материальных;
• и культура, и цивилизация - различные стороны общественной жизни.

2. Противопоставление (О. Шпенглер, Н. Бердяев).
О. Шпенглер разводил понятия культуры и цивилизации хронологически. Он считал, что культура сменяется цивилизацией, что приводит к ее деградации и упадку.
Н . Бердяев считал, что на всем своем протяжении культура и цивилизация развиваются синхронно, за исключением истока. Первична цивилизация, так как удовлетворение материальных потребностей предвосхищало удовлетворение духовных потребностей.

3. Взаимообусловленность (Н.А. Бердяев).
Культура и цивилизация сосуществуют вместе, неразделимы. Культура и цивилизация есть результат человеческой деятельности по преобразованию природы и человека. Цивилизация позволяет человеку решить вопрос социальной организации и упорядоченности окружающего мира, а культура - духовно-ценностной ориентации в нем. Культура влияет на цивилизацию посредством ее гуманизации и внесения в человеческую деятельность осознания творческого аспекта. Цивилизация с ее прагматическим уклоном часто теснит культуру, сжимает ее духовное пространство.
В различные исторические периоды культура и цивилизация занимали в социуме разное место.

Источник: 
Монина Н.П., Культурология
Темы: 
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.