Финансы, их роль и функции в процессе общественного воспроизводства

Финансы представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих в процессе создания фондов денежных средств у субъектов хозяйствования и государства и использования их на цели воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных нужд общества. Можно выделить четыре основные стадии процесса общественного воспроизводства: производство, обмен, распределение и потребление. Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, когда происходит обмен произведенными общественными продуктами, эквивалентность которого для участников процесса обмена устанавливается с помощью стоимостных оценок. Именно на этой стадии появляются финансовые отношения, связанные с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Потенциально финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда создается новая стоимость и осуществляется перенос старой. Однако реальное формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии обмена, когда стоимость реализована.

В общей совокупности финансовых отношений выделяют три крупные взаимосвязанные сферы: финансы хозяйствующих субъектов (предприятия, организации, учреждения), страхование, государственные финансы. В зависимости от характера деятельности субъектов внутри каждой из этих сфер можно выделить различные звенья. Каждое звено выполняет свои задачи, имеет собственную организационную структуру финансового аппарата, однако в совокупности они образуют финансовую систему государства (рис. 1.1). Взаимодействие между выделенными звеньями финансовой системы осуществляется, как правило, при посредничестве учреждений банковской системы, играющих особо важную роль в отношении функционирования финансов предприятий.

Финансы субъектов хозяйствования являются основным элементом приведенной схемы и представляют собой денежные отношения, связанные с формированием и распределением финансовых ресурсов. По источникам формирования финансовые ресурсы подразделяются на:

  • образуемые за счет собственных и приравненных к ним средств (акционерный капитал, паевые взносы, прибыль от основной деятельности, целевые поступления и др.);
  • мобилизуемые на финансовых рынках как результат операций с ценными бумагами, ссудозаемных операций н др.;
  • поступающие в порядке перераспределения {бюджетные субсидии, субвенции, страховое возмещение и т.п.).

Страхование представляет собой совокупность перераспределительных отношений между участниками страхового договора по поводу создания за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба в связи с последствиями происшедших страховых случаев. В результате деятельности страховых организаций формируются мощные фонды финансовых ресурсов. В последние годы в России произошла довольно резкая демонополизация страхового дела — было создано множество негосударственных страховых организаций’. На Западе страховые компании являются, как правило, негосударственными структурами; вместе с тем существует и система государственного социального обеспечения (social security).

Государственные финансы являются важнейшим средством перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства. В основе их лежит система бюджетов: федеральный, республиканские, местные. Отдельным элементом в системе государственных финансов являются внебюджетные фонды, главное назначение которых состоит в финансировании отдельных целевых мероприятий. Основными внебюджетными фондами являются:

  • Пенсионный фонд —- образуется за счет страховых взносов работодателей и работающих граждан и используется на выплату государственных пенсий и пособий. Отчисления в фонд в 1998 г. производились в следующих размерах (в процентах к начисленной оплате труда): предприятия и организации — 28%; предприятия, занятые в производстве сельхозпродукции, — 20,6%; крестьянские хозяйства и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, — 5% дохода; работающие граждане — 1% заработной платы;
  • Фонд социального страхования Российской Федерации — образуется за счет страховых взносов работодателей и граждан в размере 5,4% от начисленной оплаты труда по всем основаниям и используется на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, на погребение и т.п.;
  • Государственный фонд занятости — образуется за счет отчислений работодателей в размере 1,5% от начисленной оплаты труда по всем основаниям;
  • Фонд обязательного медицинского страхования — формируется аналогичным образом, как и фонд социального страхования; отчисления производятся: в федеральный фонд — 0,2%, в территориальный фонд—3,4%.

Согласно Положению о составе затрат отчисления в специальные внебюджетные фонды, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком, относятся к элементу «Прочие затраты» в составе себестоимости продукции.

Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в зависимости от отраслевой принадлежности субъектов, форм собственности, характера деятельности и т.п. со своей организационной структурой, функциями, целями и задачами. Существо взаимосвязей между выделенными сферами н звеньями финансовой системы состоит во взаимном финансовом обеспечении их деятельности и выражается в виде налогов, сборов, отчислений, пошлин, штрафов, ассигнований и др. В основе этих взаимосвязей находятся финансы хозяйствующих субъектов, точнее финансовое обеспечение воспроизводственных затрат, осуществляемое в трех формах: самофинансирование, кредитование, государственное финансирование. Оптимизация соотношения между перечисленными формами финансового обеспечения осуществляется государством путем применяемой им финансовой политики.

Начавшийся в нашей стране в конце 80-х годов процесс либерализации централизованно планируемой экономики (в литературе ее нередко называют также директивной, командной, административно-командной) породил немало проблем в отношении управления финансами хозяйствующих субъектов. В принципе это вполне объяснимо, поскольку между директивной и рыночной экономиками существует немало отчетливо выраженных различий (некоторые из них приведены в табл. 1.1). Вероятно, одно из самых примечательных — кардинальное изменение роли финансовых ресурсов, что в немалой степени и предопределяет усиление роли финансового менеджмента. Логика рассуждений здесь достаточно очевидна и может быть представлена следующим образом.

Процесс функционирования любого предприятия носит циклический характер. В пределах одного цикла осуществляются: привлечение необходимых ресурсов, соединение их в производственном процессе, реализация произведенной продукции и получение конечных финансовых результатов. В условиях рыночной экономики происходит смещение приоритетов в объектах и целевых установках системы управления объектом хозяйствования. Как известно, укрупненными и относительно самостоятельными экономическими объектами, составляющими сферу приложения общих функций управления, являются денежные средства (точнее, финансовые ресурсы), трудовые ресурсы, средства и предметы труда. В централизованно планируемой экономике приоритеты в управлении этими объектами, как правило, не расставлялись. Такой подход был понятен и вполне естествен. Присущие этому типу экономики тотальное планирование, централизация, а также лимитированность ресурсов с необходимостью предусматривали введение жесткого их фондирования. Свобода в манипулировании ресурсами, их взаимозамещении была весьма ограниченной. Кроме того, предприятия были поставлены в жесткие финансовые рамки и не могли выбирать наиболее рациональную (по их субъективному мнению, естественно) структуру всех используемых ресурсов.

В условиях рыночной экономики централизованно устанавливаемые ограничения в значительной степени снимаются (отменяются лимиты, снижается роль централизованного снабжения и др.), а эффективное управление как раз и предполагает оптимизацию ресурсного потенциала предприятия. В этой ситуации резко повышается значимость эффективного управления финансовыми ресурсами. От того, насколько эффективно они трансформируются в основные и оборотные средства, а также в средства стимулирования рабочей силы, зависит финансовое благополучие предприятия в целом, его владельцев и работников. Финансовые ресурсы в этих условиях приобретают первостепенное значение, поскольку это единственный вид ресурсов предприятия, трансформируемый непосредственно и с минимальным временным лагом в любой другой вид ресурсов.

Тезис о приоритетности управления финансовыми ресурсами может быть подтвержден также н при рассмотрении динамики управленческого процесса (рис. 1.2).

Стратегия управления заключается в выборе и обосновании политики привлечения и эффективного размещения ресурсов (в том числе финансовых средств) коммерческой организации, тактика управления — в конкретизации поставленных целей в виде системы планов и их ресурсного обеспечения по различным параметрам (временному, материально-техническому, информационному, кадровому и т.д.). В зависимости от горизонта планирования состав и структура используемых или планируемых к использованию ресурсов существенно различаются. Так, если весь объем ресурсов на каждом уровне управления (стратегический, тактический, оперативный) условно принять за единицу, то на стратегическом уровне ( > 1 года) большая доля будет приходиться на финансовые ресурсы; напротив, на оперативном уровне (определяется продолжительностью технологии производственного процесса и учетного цикла) большая доля будет приходиться на материальные и трудовые ресурсы. Следовательно, можно сделать два основных вывода. Во-первых, в той или иной степени роль финансовых ресурсов важна на всех уровнях управления (стратегический, тактический, оперативный), однако особое значение она приобретает в плане стратегии развития предприятия. Таким образом, финансовый менеджмент как одна из основных функций аппарата управления приобретает ключевую роль в условиях рыночной экономики. Во-вторых, финансовые ресурсы как основной компонент системы бухгалтерского учета представляют собой ведущее связующее звено между учетом и финансовым менеджментом, что и предопределяет их тесную взаимосвязь.

Финансы субъекта хозяйствования выполняют три основные функции:

  • формирование, поддержание оптимальной структуры и наращивание экономического потенциала предприятия;
  • обеспечение текущей финансово-хозяйственной деятельности;
  • обеспечение участия хозяйствующего субъекта в осуществлении социальной политики.

Эти функции могут быть структурированы и описаны в терминах целей и задач, стоящих перед собственниками предприятия и аппаратом управления, а также средств и методов их достижения.

Источник: 
Ковалев В.В. Введение а финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2006. — 768 с,; ил, —Ci ISBN 5-279-01907-0
Материалы по теме
Общественно-политические процессы России в первой половине XIX в.
А. В. Шубин, И. Н. Данилевский, Б. Н. Земцов: История России (для студентов технических...
Методика анализа финансового состояния
В.В. Ковалев (ред.) - Финансы 2006
Средний класс и его роль в обществе
Основы социологии и политологии - Козырев Г.И - Учебник для ссузов - 2008 - 240
Понятие финансового права
Эриашвили Н. Д., Финансовое право
Отраслевые особенности финансов организаций
Бурмистрова Л.М., Финансы организаций (предприятий): Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2009....
Органы финансового контроля
Финансы, денежное обращение и кредит, под ред. Романовского, Врублевской
Политические группы и общности
Кравченко А. И., Политология: учебник. - Москва: Проспект, 2011.-448 с.
Содержание финансов
К.К.Жуйриков, С.Р.Раимов., Корпоративные финансы
Оставить комментарий