Факторы творческого мышления

Д. Креч, Р. Крачфилд и Н. Ливсон выделили следующие факторы творческого решения задач.
Ситуационные факторы творческого решения задач:
1. Модель задачи может способствовать или препятствовать решению задачи. Модель задачи – это пространственное расположение элементов проблемной ситуации. Например, если для решения задачи объект А должен быть виден как часть объекта Х, а он расположен как часть объекта У, то решение будет затруднено. Этот эффект наиболее характерен для знакомых объектов, которым в процессе решения нужно давать новую интерпретацию. Близость объектов будет усиливать устойчивость их привычных значений и мешать решению задачи, следовательно нужно пространственно разделить функционально связанные объекты, что облегчит видение их нового применения.

Часто в непосредственно данной проблемной ситуации отсутствуют объекты, необходимые для решения. В таком случае полезно решать родственные задачи. Модель родственной задачи может включать объекты, нужные для решения основной.

2. Временная организация и установка. Влияние установки (бессознательного) на решение задач изучалось в эксперименте А.С. Лачинса. Учащимся предлагалось решать последовательность сходных арифметических задач, например: «Имеется 3 сосуда емкостью в 21, 127 и 3 литра. Как с их помощью отмерить 100 л воды?». Решение заключается в том, чтобы сначала налить воды в самый большой сосуд, а затем отлить из него с помощью меньших сосудов 21 л и 2 раза по 3 л. Таким же способом решались последующие 5-6 задач. Затем (без предупреждения) учащимся предлагались задачи, которые можно было бы решить другим, более простым способом. Например: «Имеется 3 сосуда емкостью в 23, 40 и 3 л. Как отмерить с их помощью 20 л воды?». Испытуемые решали задачу так: сначала наливали воду в сосуд объемом 40 л, затем отливали из него 23 л, а потом вновь доливали необходимые 3 л. Те учащиеся, которые не решали предварительной серии задач, решали эту задачу более простым способом – путем простого вычитания 3 л из сосуда емкостью 23 л.

Результаты этого эксперимента показывают, что решение определенного числа задач одним способом побуждает испытуемого использовать тот же способ для решения последующих задач, даже если этот способ становится неэффективным.

Чем больше усилий мы вкладываем в открытие некоторого принципа решения задачи, тем с большей вероятностью мы будем придерживаться его в дальнейшем. Возникает стереотип мышления, который мешает человеку отказаться от прежнего и искать новый, более подходящий путь решения задачи. Один из способов преодоления этого стереотипа – на некоторое время вообще прекратить попытки решения задачи, а затем посмотреть на нее свежим взглядом.
3. Эмоциональные и мотивационные состояния. Эксперименты В. Рея: одной половине испытуемых («неудачники») сначала была предъявлена задача, в которой не было правильного решения. Эта группа работала над фрустрирующей задачей в течение 12 минут до предъявления настоящей, решаемой задачи. Другая половина испытуемых (контрольная группа) решала настоящую задачу сразу. В результате 49% «контрольных» испытуемых и только 32% «неудачников» решили задачу за установленное время. Интеллектуальные способности человека страдают от частых неудач, и боязнь очередной неудачи начинает автоматически возникать при встрече с новой задачей.
Э. Левитт утверждает, что успех также может ухудшать решение задач. В экспериментах на установку типа «сосуды с водой» как «поощряемая», так и «стрессовая» группы испытуемых гораздо дольше продолжали применять неэффективный способ решения, чем это делали испытуемые «умеренно стрессовой группы». Т.е., когда интенсивность мотивации решающего задачу увеличивается, то эффективность его работы также увеличивается, но до определенных границ. После этого повышение мотивации приведет к снижению эффективности решения задач. Этот уровень для каждого человека сугубо индивидуален.

Личностные факторы творческого решения задач:
1. Знания. С одной стороны, чем больше знаний человек получил в прошлом, тем более разнообразны его подходы к решению новых задач – для решения трудной задачи необходимы специальные знания; чем больше известно нам различных значений исследуемого объекта, тем с большей гибкостью мы будем использовать этот объект в попытках решить задачу.

С другой стороны, знания могут ограничивать нас, приучать к использованию традиционных, стереотипных значений объекта. Чем меньше знаний человек получил в прошлом, тем легче ему найти необычную, оригинальную идею решения. Например, некоторые ученые добивались значительных творческих успехов в новых для себя областях – они задавали глубокие и проницательные вопросы, позволяющие увидеть новые пути решения старых и трудных проблем.

Люди с относительно низким интеллектом легче формируют эффект установки. Дети с высоким интеллектом по сравнению с детьми с низким интеллектом демонстрируют лучшее умение проверять свои пробные гипотезы и в итоге отвергают все неверные решения. Также дети с высоким интеллектом, решая сложные задачи, выдвигают и проверяют гипотезы, отвечающие некоторому основному принципу, и с большей вероятностью достигают «ага» - решений. Дети с нормальным интеллектом, напротив, рассматривают несколько гипотез и продвигаются в решении постепенно.

2. Личность. Людей, хорошо решающих задачи, отличают такие характеристики, как гибкость, инициатива и уверенность. Конформность связана с малой продуктивностью решения задач. При равенстве интеллектов конформные студенты решают задачи гораздо хуже, чем независимые в своих суждениях студенты.

Исследовались личностные характеристики людей, ярко проявлявших творческие способности в своей работе (архитекторы, художники, математики, ученые, бизнесмены). Было установлено, что творческие люди не обязательно обладают значительными интеллектуальными преимуществами (хотя их интеллектуальный уровень достаточно высок). Не все творческие люди хорошо успевали в школе. В творческих людях смешиваются личностная зрелость и некоторые детские черты (В. Чемберс). Так, творческий человек склонен к самоуверенности, доминированию в своих отношениях с другими, он быстро берет и упорно поддерживает инициативу. Он редко считается с мнением других и не ждет от них одобрения своей работы. Отличается независимостью в суждениях, нонконформизмом. Он открыт опыту и бывает крайне резок к своим и чужим недостаткам. Творческий человек способен сочетать в себе удивление, воображение и честность ребенка с познавательными навыками зрелого и реалистичного взрослого.

Препятствия для творческого мышления, выделенные Г. Линдсеем, К. Халлом и Р. Томпсоном:
1. Конформизм - доминирующее над творчеством стремление быть похожим на других людей. Боязнь оказаться, «белой вороной» среди людей, показаться глупым или смешным в своих суждениях. Может возникнуть у ребенка в раннем детстве, если первые его фантазии не находят поддержки у взрослых.

2. Цензура (особенно внутренняя - superego). Боязнь собственных идей приводит к пассивному реагированию на окружающее и отсутствию попыток творческого решения возникающих проблем. Иногда нежелательные мысли подавляются до такой степени, что вообще перестают осознаваться.

3. Ригидность, часто приобретаемая в процессе школьного обучения. Типичные школьные методы помогают закрепить знания, принятые на сегодняшний день, но не позволяют ставить и решать новые проблемы, улучшать уже существующие решения.

4. Желание найти ответ немедленно. Чрезмерно высокая мотивация часто способствует принятию непродуманных, неадекватных решений. Люди достигают больших успехов в творческом мышлении, когда они не связаны повседневными заботами. Например, новые идеи с большей вероятностью возникают во время отпуска.

Источник: 
Саенко Ю.В., Общая психология. Часть 3