Этап проектирования в дизайне

Рассмотрение дизайна через призму предметного формообразования позволяет выделить три аспекта в вещи как продукте дизайна - проектный, формальный и смысловой. В проекте вещь существует потенциально, но уже обзаводится самыми существенными и индивидуальными чертами; будучи воплощенным в материале, замысел становится реальной формой; критерий качества и своеобразия этой формы фиксируется в стиле; наконец, реализуя себя и служа владельцу, вещь обрастает множеством семантических значений, которые обеспечивают активность социальных коммуникаций. Каждый из названных аспектов предъявляет определенные требования к проектировщику.

Главные требования в подходе к проекту вещи в дизайне заключаются:

  1. в осознанной соразмерности (мере) будущей вещи человеку, создании вещи для конкретно-исторического человека, системе ценностей, психологических и ментальных особенностях, бытовых привычках, нормах поведения и вкусах, которые известны дизайнеру и учитываются на всем протяжении проектирования;
  2. доминанте эстетического отношения к проектируемому объекту, приводящего к формированию новых упорядоченных структур посредством преодоления стереотипных культурных образцов и реализации принципа целостности. При этом эстетические характеристики самой вещи не являются самоцелью для дизайнера. Они - результат выявления функциональных и практических качеств;
  3. осознанной и первостепенной цельности представления будущей вещи или системы вещей, детерминирующей все ее частные свойства и качества;
  4. конкретности проектирования, обеспечивающей связь возникающей вещи с существующим предметным миром;
  5. связи функциональных показателей проектируемой вещи с состоянием человека, ее использующего.

Эстетический характер дизайн-проектирования делает его критерием меру человека. Представление о прекрасном, красивом, эстетически значимом имеет основанием духовно-психологическое состояние человека при чувственном восприятии им форм предметного мира. Несоразмерное, непропорциональное человеку оценивается главным образом как неудобное или эстетически несущественное. Это должно учитываться уже на стадии проекта.

Мера человека - понятие с конкретно-историческим содержанием. Культура на каждом этапе своего существования формирует человека и систему ценностей, с которыми непременно должен быть знаком дизайнер. В современной стратифицированной культуре к этим знаниям добавляется представление о социальном, этнокультурном, образовательном, технологическом «этажах», куда поместится будущая вещь. Иначе говоря, меру человека в проектируемой вещи можно выяснить только при четком определении ее предметного и духовно-ценностного контекста. Тогда она возникнет как бытийная необходимость, а не как излишество.

Понятие «мера человека» в современной культуре предполагает возрастающее внимание к индивидуальности и индивидуальным запросам заказчика. При этом установка потребителя не должна сужать установку творца: соотношение единичного и общего (типичного, сословного, корпоративного, субкультурного) в каждом случае следует искать отдельно.

Наконец, мера человека задает мировоззренческие основания деятельности дизайнера, включая человека в процесс проектирования, исключая случайность и пустой перебор форм.

Ключевые слова: Проект, Дизайн
Источник: Культурология : учебник / Т. Ю. Быстрова [и др.] ; под общ. ред. канд. ист. наук, доц. О. И. Ган. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. -192 с.
Материалы по теме
Управление качеством в проектной среде
Нефедов Ю.В. - Управление качеством - 2005
Цели инвестиционного проекта
Финансовый бизнес-план
Спонсор проекта
...
Цели и структура бизнес-проекта
Бизнес-планирование: Учебник / Под. ред. В. М. Попова и С. И. Ляпунова. — М.: Финансы и...
Директор по управлению проектами
...
Управление рисками проекта
...
Признаки бизнес-проекта
Бизнес-планирование: Учебник / Под. ред. В. М. Попова и С. И. Ляпунова. — М.: Финансы и...
Заказчик проекта
П. Мартин, К. Тейт., Управление проектами
Оставить комментарий