Эмоциональное развитие детей

Раздражение, гнев — это одна из самых обычных эмоций у детей второго и третьего года жизни; и
вспышки ярости, при которых ребенок визжит, бьется руками и ногами или задыхается, являются самыми
обычными формами выражения этой эмоции. В этом возрасте подобные припадки наиболее часто связаны либо с переживанием ограничений поведения, которые налагаются родителями, либо с огорчением из-за неудачи в каком-то деле. Укладывание в постель, высаживание на горшок, какое-то запрещение или одевание в ограничивающую или громоздкую одежду обычно заставляют ребенка сердиться. Вспышки недовольства возможны и при изменении привычного хода вещей (наиболее часто такие изменения возникают при посещении дома посторонними людьми).

Физическое состояние во многом влияет на настроение людей любого возраста, но особенно этим влияниям подвержены дети до трех лет. У них явления непослушания наиболее часты в часы приема пищи или когда ребенок голоден, устал, замерз или себя плохо чувствует. Целительные свойства кормления или отдыха многие родители обнаруживают самостоятельно. Они также сами начинают понимать, что изменение настроения, повышенная раздражительность или внезапное появление плохого поведения часто являются первыми признаками заболевания.

На способы выражения недовольства и на манипулирование припадками все больше влияет научение. В моменты проявления детского озлобления родителям очень важно не давать ребенку оснований считать такое поведение лучшим способом удовлетворения желаний. Если родители замечают ребенка и выполняют его желания лишь в тех случаях, когда он выходит из себя, ребенок быстро поймет, как следует вести себя, чтобы достичь желаемого. Вероятность такого направления эмоционального развития значительно уменьшается, если родители занимают внимательную и гибкую позицию по отношению к потребностям ребенка в те моменты, когда он не капризничает, и если в качестве способов борьбы с припадком используется предотвращение действия известных факторов, способных рассердить ребенка: отвлечение детского внимания или обеспечение возможности альтернативного поведения. Когда же, особенно старшие дети, уже раскапризничались, их капризы иногда лучше всего игнорировать, и только после того, как наступит успокоение, дать необходимые утешение, успокоение и внимание. Однако правильность этой воспитательной меры во многом зависит от причин, лежащих в основе расстройства поведения ребенка.

В течение первых лет жизни изменяются типы наиболее распространенных эмоциональных проблем. Для детей первого года жизни наиболее обычны трудности, связанные с приемом пищи или со сном, а на втором году частыми становятся тревожные состояния, вызываемые разлукой с родителями или близкими. Также много больших и маленьких проблем возникает вокруг ссор между родителями и детьми, при формировании отношений подчинения. Эти проблемы продолжают сохраняться в течение почти всего дошкольного периода, но чем ближе подходит время поступления в школу, тем чаще центром эмоциональных расстройств становятся трудности, испытываемые ребенком в отношениях с другими детьми. Родителей может обеспокоить появление у ребенка агрессивности при социальных контактах. Задержки развития контроля выделительных органов и речи относятся также к числу причин, которые все больше начинают тревожить родителей.

Источник: 
Раттер М., Помощь трудным детям