Эмоции в педагогической речи

Эмоция занимает центральное место в ведении речи и в искусстве убеждения аудитории. Данное общее положение распространяется и на педагогическое общение. Поскольку предмет учебной речи сложен, требует волевых усилий для его освоения, необходимо держать аудиторию в некотором напряжении, всячески возбуждая эмоции слушателей. Всякий преподаватель делает это по-своему: один — строгостью, другой — шуткой, третий — самим материалом, но каждый хороший педагог находит индивидуальные эмоционально-стилевые приемы.

Наблюдения показывают, что педагогические цели достигаются не развлекательностью материала или вызовом эмоций на себя, а наведением разнообразных типов эмоций. Тогда слушатели выходят из аудитории с удовлетворением от проделанной работы и преодоления материала, одновременно испытывая эстетическое наслаждение от встречи с личностью педагога. В умении навести на аудиторию нужный тип эмоций проявляется искусство преподавателя как учебного оратора.

Побуждающей эмоцией к началу учения является само желание учиться, любовь или тяга к знанию. Это чувство предвкушения знания, жажда переживания рациональной эмоции существуют как бы тайно, подспудно предшествуют процессу учения. Но когда начинается труд учения, то вступают в действие и другие чувства, поддерживающие вышеназванные и сознательно вызываемые у аудитории преподавателем. Имеется в виду прежде всего развитие чувства долга, приложение эмоциональных волевых усилий к труду учения. Например, от школьника в начальных классах требуется усидчивость, воспитываются терпение и воля к тому, чтобы «высидеть» 40 учебных минут. И если они заканчиваются похвалой учителя, продвижением вперед, получением заинтересовывающих знаний, ученик уходит счастливый и довольный.

Таким образом, чувство интереса к занятиям поддерживается не только и не столько занимательным и интересным материалом обучения, но и эмоциями, сопровождающими напряженный умственный труд. Последний же требует внимания, сосредоточенности, умения подчиняться — этим чувствам преподаватель должен уметь находить эмоциональную «разрядку» в виде переключения на различные формы работы или даже в отвлечении на кратковременные шутки (именно с целью «оживить» эмоции аудитории).

Одна из главных эмоций, возбуждаемых в аудитории, — эмоция соревнования, проявляющаяся в положительном стремлении больше узнать и показать свои знания.

Безусловно, преподаватель должен добиваться от учащихся раскованности и смелости, снятия напряженности, что успешно реализуется в суггестопедической методике. Однако опыт показывает, что нельзя полностью снимать и антагонистическую, защитную реакцию перед собеседником, ибо правила слушания предполагают активную оценку и критическую проверку речи говорящего — поэтому было бы неверно обеспечивать убеждение аудитории путем отклонения ее воли, путем создания только отношений доверительности, без активного отношения контроля.
 

Ключевые слова: Педагог, Речь, Эмоции
Источник: Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание, стереотип. — М. : ФЛИНТА , 2016. — 296 с.
Материалы по теме
Классическая педагогика и риторика о речи учителя
Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание,...
Культура речи педагога
Ильин Е.П., Психология для педагогов
Технология организации развивающих видов деятельности школьников
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Выражение эмоций (проявление эмоций)
Вербина Г.Г., Психология эмоций
Эмоциональная сфера личности
...
Вербализация
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Эмоциональная сфера детей младшего школьного возраста
Гонина О.О., Психология младшего школьного возраста
Физиологические основы чувств и эмоций
Вербина Г.Г., Психология эмоций
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий