Структура педагогического взаимодействия

Явление педагогического взаимодействия существовало уже тогда, когда появилась пара «учитель — ученик». Предметом же научного исследования оно стало только в последние тридцать — сорок лет. Что это — мода, инициатива ученых или так называемый социальный заказ общества? Почему необходимость в изучении данного вопроса возникла именно в наше время? По-видимому, ответ следует искать в анализе тех жизненно важных потребностей, которые перестали удовлетворяться. Проведем аналогию. Возьмем, к примеру, наше дыхание. Когда воздух чист и легкие здоровы, человек просто дышит, не задумываясь над механизмами этого процесса. Нужда в кислороде удовлетворяется как бы сама по себе, за счет автоматической работы соответствующих физиологических механизмов. То же можно сказать и о сердце. Помните, у Константина Ваншенкина:

«Я никогда не замечал его. Оно ни разу в жизни не болело», а у М. Горького («О матерях»): «когда оно болит, в него легко попасть...».

Говоря о проблемах физиологических, психологических, педагогических, социальных, материальных, необходимо отметить, что они появляются в нашем сознании тогда, когда естественный ход событий перестает удовлетворять какую-либо важную потребность, когда возникает дефицит, нехватка, недостаточность.

Может быть, в наши дни «заболело» общение? А применительно к предмету нашего разговора — педагогическое общение? Ведь гармоничность в этом самом общении далеко не всегда происходит сама по себе, автоматически. Здесь, как и в медицине, нужны диагностика, терапия, т.е. специальное внимание и забота об этой стороне педагогической деятельности.

Думается, не надо специальных доказательств тому, что воспитание и обучение насквозь пронизаны общением. Без живого общения учителя и ученика останется сухая выжимка, состоящая из конспектов и поурочных планов. Ведь это даже не партитура без музыканта: придет другой музыкант и зазвучат волшебные мелодии. А что сделает другой педагог с нашими «поурочными разработками» и «методическими указаниями»?

Почему учителя с равными знаниями, опытом и даже желанием хорошо делать свое дело подходят к нему все же по-разному? Потому что каждый учитель — это неповторимая личность, а следовательно, неповторимо и его общение с учениками. Межличностное общение — это единственный канал, по которому, перефразируя К. Ушинского, осуществляется «влияние личности воспитателя на молодую душу», составляющее «ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни упреками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений». Канал педагогического общения — это единственная магистраль, единственный путепровод, по которому учитель «транслирует» присущие ему личностные качества в душу ученика. Связь эта двусторонняя — от учителя к ученику и от ученика к учителю, т.е. это взаимодействие межличностное.

Как же устроено педагогическое взаимодействие, какова его психологическая структура? Внутренняя основа педагогического взаимодействияпедагогическое отношение, т.е. чувства, образы, мысли, которые вызывают у учителя ученики, и вообще собственная его педагогическая деятельность. Итак, чувства, образы и мысли. На первом месте в педагогическом отношении, или отношении педагога к детям, к ученикам, конечно, эмоциональные переживания. Спросите у самого маленького школьника: «Как к тебе относится учительница?» Ребенок без всяких колебаний может сказать самое главное: «Она меня любит!» Это в лучшем случае. Но порой мы слышим и другое: «Мне кажется, она меня не любит». Это уже начало педагогической трагедии. Можно представить себе отношение человека к человеку, а значит, и отношения между учителем и учеником — как ось, где на верхнем полюсе «+» — любовь, на нижнем «—» — ненависть, а посередине — «0». Мифическое безразличие, нейтральное отношение, которое при пристальном рассмотрении оказывается опять-таки либо симпатией, либо антипатией. Правда, и в педагогических отношениях возможны сложные противоречивые амбивалентные переживания, эмоциональные состояния, когда от любви до ненависти и шага делать не надо. Они соединены в одном нераздельном душевном порыве. Классический пример — ревность, в которой сплетены и любовь, и ненависть, и разочарование, и унижение.

Не менее классическая ситуация амбивалентного отношения — гнев матери, вызванный собственным сыном или дочерью. Гнев сквозь любовь. Таким может быть и амбивалентное педагогическое отношение. Ученики его чутко улавливают, безошибочно прочитывают, где гнев вызван искренним огорчением учителя, который хочет видеть его (ученика) счастливым и бороться не с ним, а за него, а где — просто «разозленная тетя».

В педагогическом отношении представлен и наглядный образ ученика, его обобщенный портрет. Когда-то в «Педагогической поэме» А.С. Макаренко, рисуя портреты своих воспитанников, неизменно подчеркивал их красоту. Все у него красивы — и Задо-ров, и Карабанов, и Чобот, а уж о Черниговке и говорить нечего. Может, и впрямь их по этому признаку в колонию направляли? В одном издании помещены были подлинные фотоснимки основных прототипов. Откровенно говоря, ничего особенного. Это на наш не откорректированный чувством взгляд. Почему же Антону Семеновичу они казались красивыми? Совершенно верно — он их любил.
Поистине опиши своего ученика, и я скажу, как ты к нему относишься. Недаром говорит ворона своему вороненку: «Ах, ты мой беленький.»

Наконец, третья составная педагогического отношения — мысли об ученике, суждения о нем. Особенно важны для формирования взаимоотношений между учителем и учеником те словесные комментарии, которыми сопровождаются все эпизоды их взаимодействия; комментарии при оценивании, реплики, случайные замечания. Впрочем, здесь мы уже перешли от внутренней стороны педагогического взаимодействия к внешней — от педагогического отношения к собственно педагогическому общению. Таким образом, можно сказать, что педагогическое общениеэто такое поведение учителя, в процессе которого проявляются, видоизменяются и развиваются его отношения с учениками.

Теперь давайте посмотрим, как могут сочетаться в педагогическом взаимодействии его внутренние и внешние «поведенческие» компоненты. Если пока не учитывать оттенки, то отношение человека к человеку, у нас — учителя к ученику (все время будем при этом помнить, что и ученика к учителю!), может быть, как мы уже говорили, либо положительным, либо отрицательным. То же самое можно сказать и о тех формах поведения, которые традиционно выражают либо положительное отношение, либо отрицательное. Так, если «дружба начинается с улыбки», то отрицательные, враждебные чувства выражаются совсем другими внешними действиями. Впрочем, такое соответствие внешнего и внутреннего бывает далеко не всегда. И вот с этой точки зрения разберем некоторые типичные ситуации, встречающиеся в педагогическом взаимодействии.

Прежде всего по соответствию внутреннего состояния и внешних проявлений, отношения и общения выделим те два типа педагогического взаимодействия, где внешнее и внутреннее совпадают. Это совпадение может осуществляться на позитивном уровне, когда учитель положительно относится к своей деятельности и к ученикам, точнее, любит и своих учеников, и свою многотрудную работу, в соответствующей форме адекватно проявляет это отношение в своем поведении. Словесная формула: «тепло — тепло» (+/+). Совсем не значит, что такой учитель — вечно улыбающийся добрячок. Любовь может быть строгой, а в соответствии с этим строгими бывают и слова, и жесты, и поступки. Здесь, как мы отмечали, есть место и гневу, и всей гамме других человеческих эмоций. Но это строгость сквозь любовь, гнев сквозь любовь, даже наказание сквозь любовь, которую учитель не стесняется проявить. В результате — ответная любовь к учителю и школе.

Теперь о противоположной форме взаимодействия, в которой внутреннее и внешнее тоже соответствуют друг другу, — о соответствии на отрицательном уровне «холодно — холодно» (— / —). Учитель этого типа и детей не любит, и деятельностью своей педагогической тяготится. (Впрочем, разве можно любить педагогический труд, если к детям холоден?) При этом он более или менее откровенно проявляет свое отношение и в поведении; редко советует, часто приказывает; редко помогает, часто требует; неохотно хвалит, с удовольствием наказывает... Не эти ли учителя чаще всего являются причиной «педагогических разводов», детских неврозов, вызванных учителем (дидактогении, как говорят психиатры), ненависти к школе и учению? Да, но, к счастью, их не так уж много. Больше других — учителей, у которых внутреннее отношение к ученикам и педагогическое их поведение не совпадают. Здесь тоже есть два типа.

Разве не приходилось вам встречаться с учителями, которые в душе прекрасно относятся к детям и работу свою любят, а понаблюдаешь за тем, как они ведут себя в классе, и трудно поверить в эти добрые чувства — «внутри тепло — снаружи холодно» (+ / —). Общаются с ребятами примерно так же, как их «отрицательные» коллеги: суровый взгляд, строгий голос, сдержанные жесты. Да, этот по головке не погладит, «лишний» раз не улыбнется даже ученикам, которым только-только «шестой миновал.». И вот первоклассник, еще вчера так мечтавший о школе, сегодня старательно щупает лоб и выразительно покашливает — авось родители произнесут спасительное «ОРЗ» и оставят дома. А если ученик разлюбил школу, то это уже надолго.

Не будем обвинять ребенка, разберемся. Очень часто трудности привыкания вчерашнего дошкольника к школе вызваны именно тем, что учительница общается с детьми совсем не так, как воспитательница в детском саду. Там, конечно, тоже многое далеко от идеала, но все же нашего сегодняшнего первоклассника в детском саду чаще, чем в школе, педагоги «гладили по головке», называли не сухо-официально: «Иванов, возьми карандаш!», а по-домашнему: «Андрюша». Дальше, может быть: и «не вертись», и «не ябедничай». Но началось-то как. Так, что ребенок был уверен, что Нина Петровна его любит. Любит, несмотря на его промахи и шалости. И вот по контрасту школьная учительница («первая моя») воспринимается не как «простая и сердечная», а как «очень злая тетя».

При этом многие такие учителя искренне уверены в том, что главное в школе — это строгость и порядок. Они убеждены, что если общаться с детьми ласково, «они сядут тебе на голову», что без отметок (особенно отрицательных) в школе нельзя. Как тогда отличишь хорошего от плохого, старательного от лентяя? Как тогда показать самому ребенку, кто он есть? Авторитарная педагогика. Можно сказать и иначе: пережитки церковно- приходской школы, той самой, где в углу классной комнаты мокли розги.

Случается, что отметка в руках учителя — это тоже розга, розга психологическая. А если отметки ставить официально не рекомендуется? Такой учитель всегда найдет выход. Отметку с успехом у него заменяют флажки разных цветов, звездочки и прочие знаки ученического различия (и учительской эмоциональной глухоты. — Авт.). И вот уже плачет обделенный «звездочкой» ребенок, и вот уже домашние стараются, колдуют над детскими работами — «звездочку заслуживают».

Приведем пример еще одного педагогического «изобретения». Учительница потребовала, чтобы все дети принесли свои фотокарточки: «Хороших будем вешать на красную доску, а плохих — на черную». Может быть, все-таки лучше розги обыкновенные? (Кстати, в Англии только недавно парламент отменил физические наказания в школах, и предприятиям, которые специализировались по изготовлению школьных розг, пришлось менять профиль.)

Откуда же берутся эти психологические розги? Будущие учителя перенимают их из рук в руки как эстафету у своих учителей с тем, чтобы передать следующему поколению. А как же педагогический вуз? Почему здесь не прерывается эта антигуманная эстафета? Причин много: и несовершенные учебные планы, в которых заложена модель учителя-предметника, а не учителя — специалиста по межличностному взаимодействию; и пустые профориентационные собеседования, во время которых регистрировались баллы за всякие формальные показатели вместо того, чтобы диагностировать уровень душевной щедрости; и опять-таки личный пример на этот раз уже наставников будущих учителей. У иных тоже психологические розги наготове: «Подожди, встретимся на экзаменах!»; «Плакала твоя стипендия»; «Придется родителям сообщить» и т.д. К сожалению, есть среди вузовских педагогов и такие: пока не напугает, не начинает учить. А ведь напуганного не научишь, «научиться можно только у того, кого любишь».

У иных учителей этого типа («внутри тепло — снаружи холодно») другая беда: хотели бы проявить и теплоту, и доброту свою, т.е. все хорошее, что они чувствуют к своим питомцам, да не умеют. Вот их надо специально научить педагогической технике, технике педагогического общения. Всем это необходимо, но за этих как-то особенно обидно. А потом — уже в школе — самоанализ, самоконтроль и самовоспитание, которые начинаются с понимания своих достоинств и недостатков. Конечно, научить только таким образом нельзя. А вот остановить человека на минутку, побудить взглянуть на себя со стороны — можно.

Итак, мы охарактеризовали три типа педагогического взаимодействия: «тепло — тепло», «холодно — холодно», «тепло — холодно». Есть и четвертый, едва ли не самый вредный: «внутри холодно — снаружи тепло» (— / +). Именно такое межличностное взаимодействие заклеймил А.С. Пушкин, назвав его «низким коварством».

Ключевые слова: Педагог, Дети
Источник: Социальная психология развития личности / Я. Л. Коломинский, С. Н. Жеребцов. — Минск : Выш. шк., 2009. — 336 с.
Материалы по теме
Педагог и взаимоотношения между детьми
Социальная психология развития личности / Я. Л. Коломинский, С. Н. Жеребцов. — Минск : Выш....
Истерический невроз у детей
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Как мне удалось приучить своих детей беречь одежду
...
Патологические привычки детского возраста
Г.Г. Шанько. Неврозы у детей - Минск.: Харвест, 2007
Детский и подростковый алкоголизм: причины и профилактика
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Распространенность нарушений психического здоровья у детей в 90е годы
Эйдемиллер Э.Г., Детская психиатрия
Стили воспитания детей
Чернова Т.Л., Советы детского психолога. Подсказки для родителей
Индивидуальный стиль деятельности педагога
Овчарова Р.В., Технологии практического психолога образования
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий