Раннее проявление одаренности (вундеркинды)

Одаренные в чем-то дети называются вундеркиндами (от нем. wunderkind - удивительный ребенок). Считается, что интеллектуальный вундеркинд - это ребенок, которому удается решить нетривиальную задачу, не обладая при этом особыми знаниями.

В области искусства и математики признаки таланта обнаруживаются у людей в раннем детстве. Например, у Моцарта музыкальный талант проявился уже в 3 года, у Гайдна -в 4. Талант живописца у Рафаэля стал заметен в 8 лет, у Ван Дейка - в 10, у Микеланджело -в 13, у И. Репина - в 5 лет. Известный русский художник К. Брюллов поступил в Академию художеств в 9 лет. А. С. Пушкин стал сочинять стихи с 8, Н. А. Некрасов - с 9 лет. Выдающийся физик А. Ампер и математик К. Гаусс проявили свои способности в 4 года. Паскаль в 10 лет придумал теорию акустики, основываясь на звуках, производимых тарелками, когда их расставляли на столе, а в 15 лет написал знаменитый трактат о конических сечениях.

К этому перечню можно добавить ученых Сеченова, Фрейда, Пиаже, Ландау, композиторов Листа, Прокофьева, Стравинского, поэтов Грибоедова, Лермонтова, Бродского.

Однако отсутствие ранних склонности и достижений не свидетельствует об отсутствии таланта. Писатели В. Скотт, И. А. Гончаров, С. Аксаков, биологи Л. Пастер и К. Линней, математик Н. Н. Лузин проявили свою одаренность в относительно позднем возрасте. А. Эйнштейн поздно научился говорить, Роберт Майер и Декарт в школе считались неспособными, Эдисон как бездарный был взят отцом из школы, Либиха даже исключили из школы за неуспеваемость. Ньютон, Вальтер Скотт плохо учились, а Линней едва не попал в обучение к сапожнику. Одаренность часто не проявляется и в высшей школе. Например, в аттестате Гегеля было указано, что он имеет хорошие способности, но мало знаний, а в философии может быть назван идиотом. Поэтому отсутствие ранних склонности и достижений не свидетельствует об отсутствии таланта. Одна женщина, до поры до времени ничем не примечательная, выйдя на пенсию, занялась рисованием натюрмортов. И ее картины охотно покупались музеями и частными коллекционерами как нашей, так и западных стран. Или другой случай: Борис Гмыря, будучи грузчиком одесского порта, до 40 лет участвовал в художественной самодеятельности, пока его голос не был замечен одним из московских музыкальных педагогов. Через два года бывший грузчик был уже солистом Большого театра в Москве.

Исследуя несколько групп выдающихся людей, Маккиннон (MacKinnon,1962) пришел к выводу, что в школе они не блистали особой успеваемостью и учителя редко возлагали на них особые надежды. Нередко эти люди оценивались как слабые ученики.

В Кэмбридже, например, не было обнаружено зависимости между потенциальными или творческими возможностями студентов и их дальнейшей деятельностью. Одна треть членов Королевского общества получила дипломы второй степени или еще более низкую аттестацию после учебы в Кэмбридже; будущие доктора наук также имели не блестящие оценки.

Короленко Ц. П., Фролова Г. В., 1975, с. 140.

Английский психолог Дж. Селли в конце XIX в. опубликовал труд под названием «Гений и скороспелость», вызвавший большой общественный интерес. Он проанализировал большое количество биографий выдающихся людей. Им было замечено, что частота случаев ранних проявлений одаренности и талантов имеет определенную иерархию. Порядок распределения их получился следующим: музыкальные таланты, живопись, скульптура, литература, история, философия и естествознание.

Причины такого распределения Дж. Селли не указывает, но можно предположить, что чем более специальным является данный вид одаренности, тем чаще встречаются его ранние проявления.

Доровской А. И., 1997, с. 170.

Н. С. Лейтес пишет: «Выражения «одаренные ученики», «выдающиеся дети» - весьма условные. Этими терминами (применительно к умственной сфере школьников) обозначают учеников с необычно ранним умственным подъемом, с яркой выраженностью тех или иных специальных умственных свойств, с признаками благоприятных предпосылок развития научного таланта. Но поскольку речь идет о детях, все эти характеристики имеют значение только чего-то предварительного: проявившиеся особенности могут не получить ожидаемого развития, остаться нереализованными» (1988, с. 106). Надо иметь в виду, что раннее проявление признаков способностей не всегда означает талант. На это обращает внимание Н. С. Лейтес в своих многочисленных работах. По этому поводу он пишет: «Нередко умственный подъем происходит за счет возрастных факторов, не имеющих долгосрочного значения. Например, раннее бурное словесное развитие позволяет блистать только в дошкольные и младшие школьные годы; постепенно другие ученики догоняют в дальнейшем в словесном развитии. Столь же недолговечны и преимущества, даваемые ранними успехами в вычислениях: они не определяют дальнейшего продвижения в математике (Крутецкий В. А., 1968). В других случаях достоинства мышления ребенка выступают главным образом в свободном оперировании абстрактными понятиями, а также схемами, планами; но возрастающие требования к конкретному, содержательному анализу таких детей затрудняют; факты показывают, что сама по себе ранняя готовность к словесно-формальному манипулированию понятиями, создающая видимость высокого умственного потенциала, недостаточна для успешного развития познавательных способностей. Особую категорию составляют случаи, когда с возрастом происходит падение интереса к воспринимаемому и к обдумыванию -общее ослабление умственной активности и усилий по ее саморегуляции. Указанные трудности развития во многом связаны с возрастными сдвигами, выражают сложность соотношения возрастного и индивидуального. По имеющимся материалам о детях с ранним умственным развитием, наиболее перспективен такой подъем интеллекта, который несет в себе и некоторую направленность, черты самоопределения, т. е. сочетается с укрепляющейся с годами склонностью к определенным областям занятий» (1985, с. 15-16).

Философ, поэт, теоретик искусства Пико делла Мирандола в десятилетнем возрасте был первым поэтом и оратором Италии эпохи Возрождения, в ранней юности он писал и читал на двадцати двух языках.

Но работал он столько и так, что в 31 год, по свидетельству современников, «умер от усталости».

Чурбанов В., 1980, с. 117.

Обращаясь к истории живописи, можно указать на частые случаи внезапного проявления таланта живописца в зрелом возрасте (французские художники Гоген, Ван Гог, Матисс). Но еще ни один из «вундеркиндов», получивших первую премию на очень модных в XX в. выставках детского изобразительного творчества, не развился в значительного живописца (Рудкевич, 1974).

Возможность достичь выдающихся результатов обусловлена не только одаренностью и высокой природной работоспособностью, но и мотивационными факторами и имеющимися у человека условиями, способствующими проявлению таланта. Поэтому талант с возрастом может «зачахнуть», Кангелози и Шефер (Cangelosi, Shaefer, 1991) в длительном лонгитюдном исследовании женщин, имевших в подростковом возрасте исключительные творческие способности, выявили, что через 25 лет только одна из них считала проявление творчества доминирующей жизненной целью, а остальные демонстрировали умеренную активацию своего творческого потенциала.

По данным лонгитюдного исследования интеллектуально одаренных московских школьников первых - третьих классов (Щебланова Е. И., 1989), их общее число к третьему классу уменьшилось почти на одну треть.

С другой стороны, у многих школьников (33 %) уровень одаренности к третьему классу увеличился.

Практика показывает, что развитие таланта может быть задержано, а иногда и загублено на любом этапе развития. По этому поводу Н. С. Лейтес пишет: «Можно подумать, что дети с ранним умственным подъемом - самые благополучные, преуспевающие школьники. Но на самом деле это не так: у них свои специфические трудности, свои драмы. В семье им живется непросто. Родители часто бывают встревожены необычностью ребенка, хотят, чтобы он был как другие, без такой одержимости занятиями; беспокоятся, не заболеет ли он психически... И в школе такому ребенку нелегко. Большинству учителей просто некогда заниматься детьми, опережающими класс. Некоторым учителям даже кажутся мешающими ученики с необычайными познаниями, с не всегда понятной умственной активностью. Ученики с резко выраженной избирательностью своих устремлений, с проявлением особых возможностей в относительно специальной области, в условиях общеобразовательной школы во многих случаях отнюдь не встречают понимания и сочувствия. По отношению к таким ученикам забота педагогов, да и старших в семье бывает направлена прежде всего на то, чтобы они хорошо учились по всем предметам. Неравномерность проявлений интеллекта, выраженность предпочтений и явную неодинаковость успехов в разных видах занятий нередко рассматривают только как недостаток или каприз школьника, как бы забывая, что могут быть действительно разные способности к разным занятиям и что существуют специальные дарования в той или иной области» (1988, с. 98-99).

По данным П. Торренса (1962), около 30 % отчисляемых из школ (за неспособность, неуспеваемость и даже глупость) составляют дети одаренные и сверходаренные.

Работы Дж. Г илфорда показали, что к концу школы многие одаренные и талантливые дети испытывают тяжелые состояния депрессии, вынуждены маскировать от сверстников и взрослых свою одаренность. Исследования С. Майлз (1975), С. Ладжоула и Шора (1981) показали, что самоубийства среди одаренных детей встречаются в 2,5 раза чаще, чем у их сверстников.

Матюшкин А. М., Сиск Д. А., 1988, с. 90-91.

Поэтому необходимы специальная психологическая помощь и поддержка (психолого-педагогическое сопровождение) в развитии талантливой личности (Звонарева О. В., 2007; Кореневская М. Е., 2007; Панов В. И., 2007; Хромова Т В. с соавторами, 2007), а также обучение в школах для одаренных детей.

В связи с тем что уровень знаний по каждому направлению у каждого ребенка свой, педагог помогает им:

  1. определить свой подход к процессу познания.
  2. выбрать обязательный перечень изучаемых тем и дополнительного материала;
  3. составить план индивидуальной работы с обязательной последующей самооценкой выполнения.

При этом педагог: систематизирует методику преподнесения изучаемого материала; разрабатывает тематику практических работ, а также формы контроля изучаемого материала: составляет график проведения консультаций; в течение года регулярно контролирует выполнение индивидуально образовательной программы по следующему алгоритму: цели - план -деятельность - рефлексия.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей - важная предпосылка их будущих достижений.

Звонарева О. В., 2007, с. 26.

В начале XX в. в зарубежной, особенно американской, психологической литературе было распространено мнение, что раннее развитие способностей приводит к быстрому увяданию и что все талантливые люди должны быть слаборазвиты в раннем возрасте.

В десять лет - гений, в пятнадцать - талант, а в двадцать - обыкновенный человек.
Из японского фольклора

Источник: 
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Материалы по теме
Методы работы с одаренными детьми
Ридецкая О.Г., Психология одаренности
Программы работы с одаренными детьми
Ридецкая О.Г., Психология одаренности
Причины неврозов у детей
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Факторы развития аномального ребенка
Саенко Ю.В. Специальная психология: Учебно-метод. пособие. Таганрог:Изд-во ТИУиЭ, 2002. 142...
Вегетативно-сосудистая дистония у детей
Исаев Д.Н. - Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у...
Уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность
Ефимова Н.С., Основы общей психологии
Шизофрения в детском и подростковом возрасте
Детская клиническая психология: учебное пособие / Р.Р. Попова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та...
Периодизация возрастного развития в отечественной психологии
Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология
Оставить комментарий